Включите JavaScript в настройках браузера.
22 ноября 2020
Сейчас читают:

В ВКО найдены остатки растительности каменноугольного периода

В ВКО найдены остатки растительности каменноугольного периода

В сентябре 2020 года краеведы обнаружили в окрестностях Семея возле речки Мукур камни, напоминающие стволы деревьев, памятку от тех времён, когда на месте Восточного Казахстана плескались солёные океанские волны. Является ли сенсацией семейская находка? Кто ползал и плавал вдоль побережья Иртыш-Зайсанского океана? Чем уникален Тарханский разрез и какие возможности для научно-образовательного туризма есть у ВКО, изучал корреспондент YK-news.kz.

Впервые под Семеем

Окаменелые стволы и корни деревьев обнаружили в начале осени на холмах в долине реки Мукур члены краеведческого общества "Прииртышье". По мнению местных энтузиастов, сделавших эту находку, мукурские окаменелости когда-то были деревьями, произраставшими по берегам древнего моря.

— После подъема пластов и ухода океана оказалось, что территория, на которой мы сейчас находимся, является центром осадочных пород, — поясняет процесс образования мукурских окаменелостей краевед Павел Жуков. — В некоторых местах, там, где вероятнее всего были древесные стволы, сконцентрировались соли марганца.

Учёные пока не комментировали эту информацию. Но сотрудники областного историко-краеведческого музея в Усть-Каменогорске согласились с тем, что такое вполне возможно.

— В принципе, открытия здесь нет, — отмечает специалист отдела экспозиционно-выставочного обеспечения областного историко-краеведческого музея города Усть-Каменогорска Елена Зинченко. — Куски окаменелых деревьев есть в наших фондах, они привезены из разных районов. В Кендерлыкской котловине, где месторождение горючих сланцев, наши специалисты находили окаменевшие стволы до двух метров, относящиеся к каменноугольному и пермскому периоду. С Ашутаса привозили такие образцы. Это в районе озера Зайсан. 

По мнению сотрудников историко-краеведческого музея, главная ценность семейской находки состоит в том, что её сделали в районе, до сих пор мало исследованном.

Как исчезают океаны и появляются леса?

Объяснение того, откуда взялись в Восточном Казахстане пропитанные минеральными солями стволы древовидных хвощей, содержится в трудах кандидата геолого-минералогических наук, профессора ВКГУ имени С. Аманжолова Надежды Михайловой. Надежда Ивановна до конца своих дней изучала геологическое прошлое Восточного Казахстана, процессы изменения рельефа, палеоклимат. Сделанные ею выводы содержатся в большом количестве научных трудов.

— До 570 миллионов лет назад здесь простирался океанический бассейн с активными вулканами на дне, — излагает научные выкладки Надежды Михайловой специалист музея. — Наша территория была Иртыш-Зайсанским океаном, который составлял до 3000 километров в ширину. Это почти вся ширина Казахстана. На северо-востоке находился Сибирский суперматерик, на  юге - Казахстанский суперматерик. По окраинам суперматериков шла гряда вулканических островов. Центр вулканизма, по мнению Михайловой, у нас находился в Шемонаихинском районе: горы Сугатовка и Рулёвка. Сейчас они перекрыты мощным слоем осадочных пород. В Зайсанской котловине тоже находят огромные шары из лавы. Такой была наша территория в начале палеозоя, в кембрийский период (570 - 500 миллионов лет назад).

В этот период жизнь теплилась только на морских мелководьях, где вода хорошо прогревалась. Там обитали живые организмы: мшанки, названные так за то, что их колонии напоминали моховой покров, трилобиты - вымершие членистоногие, брахиоподы - двустворчатые моллюски. А вот вулканические острова Восточного Казахстана оставались тогда совершенно безжизненными: ни кустика, ни травинки.

— В конце девонского периода (405 - 350 миллионов лет назад) - начале каменноугольного периода (350 - 285 миллионов лет назад) происходит схлопывание Палеоазиатского океана, — рассказывает Елена Зинченко. — Острова и суперматерики соединяются. Территория поднимается. Учёный Виктор Ерофеев пишет, что подъём был быстрый и на большую высоту - до 3000 метров. Образуется высокое плоскогорье, которое начинает размываться речными потоками. В это время господствуют древовидные плауны, хвощи и папоротники. Это были деревья высотой до 20-40 метров. От океана, когда-то существовавшего между материками, остались отдельные морские бассейны с солёной водой. Образовалось Иртышское понижение. Споровые древовидные растения, которые здесь произрастали, отмирая, пропитывались солями и окаменевали. Вот их и находят краеведы. Дополнительным свидетельством служит то, что месторождения бурых и каменных углей у нас тоже здесь - в долине Иртыша. Это говорит о том, что здесь была богатая флора.

Потерянный динозавр

Заманчиво было бы представлять себе чащу многометровых древовидных хвощей или папоротников Восточного Казахстана, по которым флегматично разгуливают гигантские ящеры. Но это, увы, не так. В густых ископаемых лесах нашего края вовсе не кишела жизнь. В коллекции палеонтолога Надежды Михайловой имеются ракоскорпионы и фрагменты каких-то членистоногих. В иловых отложениях на мелководье прятались рыбы амии и палеонисциды - лучепёрые рыбы, предки осетровых. Отпечаток чешуи такой палеонисциды, найденный на Сауре, выставлен в одной из витрин областного историко-краеведческого музея. По берегам скакали первые лягушки. А вот динозаврам в наших краях было не слишком уютно.

— В пермском периоде (285 - 230 миллионов лет назад) климат стал суше, уменьшились водоёмы, — поясняет сотрудник музея. — Но в алтайской зоне сохранилось очень мало скелетов позвоночных животных. Геологи говорят, что условия для их жизни были очень неблагоприятными. После схлопывания Палеоазиатского океана основная территория ВКО представляла собой каменистое плоскогорье, пересечённое хребтами, изрезанное ущельями. Рептилии любили более открытые пространства. А в мезозое у нас были очень густые кордаитовые и хвойные леса. Там им тоже негде было развернуться. Поэтому их находят в основном по берегам озёр.

История изучения ископаемой фауны Восточного Казахстана оказалась не менее драматичной, чем судьба самих динозавров. Палеонтологам удалось обнаружить здесь примерно три вида ящеров-гадрозавров.

— Гадрозавры — это травоядные ящеры с утиным клювом, — продолжает Елена Сергеевна. — Находки динозавров у нас в основном в Зайсанской котловине, их немного. Они были сделаны нашим местным палеонтологом, кандидатом геолого-минералогических наук Виктором Степановичем Ерофеевым в 1959 году. Он нашёл целые яйца, но из-за плохого самочувствия не мог привезти все находки из Тайжузгена (Тарбагатайский регион). Вернуться на место ему помешала смерть. С тех пор специалисты много лет ведут безуспешные поиски, чтобы обнаружить эти яйца. Фрагменты скорлупы, вывезенные Виктором Степановичем, хранятся в нашем музее.

Что имеем не храним!

Фонды и экспозиции областного историко-краеведческого музея содержат много интересных экспонатов, позволяющих понять историю родной земли и геологические процессы, в результате которых образовались многие достопримечательности ВКО.

— Цветные глины Зайсана — это отложения начала кайнозоя, — описывает Елена Зинченко. — Тогда и образовывались пёстрые глины с содержанием железа.

Надежда Михайлова считала, что в нашем краю было четыре крупных эпохи тектонических движений, когда поднялось правобережье Иртыша, а левобережье опустилось. Хотя Калбинский и Нарымский хребты и Саур-Тарбагатай до сих пор растут, а долины между ними углубляются. За тектоническими сдвигами следовали эпохи похолодания. К началу кайнозоя на севере у нас был Западно-Сибирский водный бассейн, с запада нас омывало море в Туранской низменности. С юга и юго-востока были жаркие саванны. У нас в это время были тропические и субтропические леса. Вследствие похолоданий они постепенно отмирают. Уходят бронтотерии, безрогие носороги. Появляются степи и тундры. Это произошло в промежутке от 5 до 1 миллиона лет назад. Последнее оледенение у нас было 8 - 12 тысяч лет назад.  Когда пошёл подъем Алтайских гор, Гималаев и Тянь-Шаня, они стали барьером для тёплых масс воздуха. Поднялась Западно-Сибирская низменность, но она осталась болотистой. Арктический воздух там свободно проходил. Это было время мамонтов и шерстистых носорогов. После этого оледенения Восточный Казахстан окончательно стал тем, что представляет собой сейчас.

К реликтам доледниковой эпохи в нашей области относится Синегорская пихтовая роща перед Сибинскими озёрами, возле села Изгутты Айтыков (бывшее Скалистое). Это память о временах, когда сплошной пихтовый лес тянулся от Урала до Саян.

Некоторые природные памятники прошлого сегодня оказываются под угрозой. Особенно волнует учёных судьба Тарханского разреза.

— Мест, подобных Тарханскому разрезу, в мире всего пять, — подчеркивает Елена Зинченко. — Есть только один с похожими свойствами - в Арденнах (Бельгия). Но по богатству ископаемой фауны Тарханка его намного превосходит. В древности это был коралловый риф девонского периода. В разрезе чётко прослеживаются все геологические слои с присущими им живыми организмами. Все эти организмы описали наши учёные Николай Бубличенко, Надежда Михайлова и другие. По их находкам можно устанавливать возраст горных пород, что очень важно при составлении геологических карт. Это кластер международного уровня. Допустим, открыли какое-то месторождение, надо определить его возраст. А подобные остатки есть в Тарханском разрезе. И можно использовать его как геологический календарь под открытым небом. В 1988 году Надежда Михайлова собирала международный консилиум. Специалисты приезжали, подтвердили значение разреза. Но международный статус ему не дали из-за загрязнённости территории. В 1990-х годах закончился срок действия документов, подтверждающих статус памятника природы. Потом было всем не до этого. Надежда Ивановна писала статьи о судьбе разреза. Мы ездили на встречу с акимом Глубоковского района. Он отказал нам в финансовой помощи и восстановлении статуса памятника природы. ВКГУ предлагал организовать здесь музей под открытым небом. Душа болит за этот уникальный памятник!

Между тем китайцы, имеющие на своей территории гораздо более скромные участки такого рода, давно уже устроили на них смотровые площадки, привлекающие массу туристов. Они приезжали в ВКО смотреть разрез. Интересуются Тарханским обнажением и ученые Горной школы Колорадо (США).

Аким ВКО Даниал Ахметов уделяет большое внимание тому, чтобы сделать нашу область привлекательной для рекреационного и медицинского туризма. В области имеются интересные объекты для научного и образовательного туризма. Возможность познакомиться с геологическим прошлым Восточного Казахстана в Синегорье, Тарханке, на Зайсане и Мукуре могла бы привлечь не только жителей области, но и гостей из-за рубежа.

Ирина Плотникова
Фото из соцсетей

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней