В коллекции уроженца Усть-Каменогорска более полутора тысяч игрушек-киндеров
У 33-летнего Ермека Раева необычное увлечение: он собирает фигурки из шоколадных яиц. В его коллекции есть все экземпляры игрушек, о которых говорят "родом из детства". Есть и современные серии. Сюрпризы из киндеров на первый взгляд кажутся миниатюрными и легкими, однако все вместе занимают большую клетчатую китайскую сумку и весят около 20 килограммов!
— Когда всё началось? Если глобально — то в 1990-е годы, когда в магазинах впервые появились "Киндеры", — говорит Ермек Раев. — Моя мама стала периодически покупать мне эти шоколадные яйца с игрушкой внутри. Стоили они недорого, поэтому были доступны почти для любого кошелька. Мне кажется, что для тех, чье детство пришлось на тот нелегкий период, киндеры были настоящим праздником. Они вызывали искреннюю радость. Тогда, наверное, у всех в сервантах были расставлены пингвины, бегемоты или лягушата из желтых капсул. Так было и у меня.
Со временем кто-то потерял интерес к миниатюрным фигуркам и выбросил их. Кто-то сохранил на память особенно дорогие, значимые экземпляры. А кто-то положил скопом все мини-игрушки в дальний ящик и сейчас даже не вспомнит — где, в какой коробке они пылятся.
— С моего детства фигурок почти не осталось, — продолжает Ермек. — Моя нынешняя коллекция началась неожиданно: примерно пять лет назад, когда я случайно увидел объявление о продаже игрушек 1990-х годов. Заинтересовался, позвонил, узнал, что речь идет именно о киндер-сюрпризах. Цена оказалась символической, и я, почти не задумываясь, купил эту коллекцию. Помню: пришел домой и начал разбирать игрушки. Думал, за пару часов управлюсь, разберу всё по сериям. Однако на сортировку у меня ушло несколько дней! И это было так увлекательно! Я будто снова пережил детские эмоции. С определенными игрушками у меня связаны особые воспоминания и впечатления. Купленная коллекция была неполной, и мне захотелось собрать ее до конца. Я мечтал, чтобы в каждой серии были представлены все игрушки до единой. Так я занялся поиском недостающих экземпляров.
Ермек нашел в интернете множество групп, в которые входят коллекционеры игрушек от "Киндер-сюрпризов". Это люди из самых разных стран. Любители шоколадных яиц и спрятанных внутри фигурок активно общаются между собой, обмениваются игрушками, покупают или продают отдельные экспонаты. Их стоимость варьируется от 300 тенге за стандартную игрушку до 300 долларов за редкий экземпляр. Иногда недостающую статуэтку выпуска 1990-х годов удавалось найти только в Украине или США — в этих странах был наиболее широк ассортимент "обитателей желтых капсул".
Постепенно Ермек смог собрать целиком все серии игрушек собственного детства. Среди них самые популярные и знакомые многим — это бегемоты, пингвины, динозавры-строители, лягушата. В то время они раскрашивались вручную и были сделаны с особой любовью. Это чувствовали и дети, и взрослые. И это ощущается до сих пор, уверен Ермек Раев.
Своя ноша не тянет
— Для любого коллекционера очень важно, чтобы игрушки были в хорошем состоянии, — подчеркивает Ермек. — И желательно, чтобы они снабжались фирменным вкладышем. Это такой небольшой листочек, в котором представлены все игрушки данной серии. В идеале подобный вкладыш должен быть на каждую игрушку, но поскольку зачастую это невозможно — достаточно, чтобы вкладыш сопровождал всю серию.
Есть специальные каталоги компании, где также можно посмотреть все выпуски, все серии и все экспонаты шоколадных яиц.
— Я собираю только оригинальные киндеры компании "Ferero". Другие производители меня не интересуют, — уточняет Ермек. — Эта компания была основателем, автором самой идеи шоколадного яйца с игрушкой внутри. Поэтому я собирал и продолжаю собирать игрушки только этой компании. У меня уже достаточно много и современных серий — особенно тех, которые разработаны по мотивам кино и популярных мультфильмов.
Точное количество собранных игрушек Ермеку назвать сложно. Коллекция постоянно пополняется. Но он знает, что в ее составе уже более 200 серий. Это более полутора тысяч экземпляров!
— Каждая серия игрушек весит около ста граммов. Вроде бы немного, — улыбается Ермек. — Однако в совокупности моя коллекция занимает большую китайскую сумку — такую клетчатую, в которой раньше часто возили товар из Китая. И эта сумка, набитая игрушками, весит больше двадцати килограммов!
От греха подальше
Некоторые коллекционеры обустраивают дома специальные стеклянные полочки для хранения и демонстрации своих "богатств". Однако для Ермека такой вариант не подходит. У него подрастает маленький сын. И он не меньше, чем папа, любит играть в игрушки.
— Сыну скоро исполнится четыре года, — поясняет Ермек. — Если расставить фигурки киндеров на стеклянных полочках, то ребенок непременно до них доберется. Стекло будет разбито, коллекция "разграблена". Чтобы не искушать судьбу, я предпочитаю хранить свои игрушки в закрытой сумке. Но они туда не лихорадочно закинуты, а аккуратно сложены по сериям, каждая из которых помещена в свой полиэтиленовый пакет с застежкой сверху. А стеклянные полки, на мой взгляд, — это еще и непрактично. Они занимают много места, на них постоянно оседает пыль.
Любопытно, что Ермек все-таки дает сыну играть со своими фигурками "Киндер-сюрпризов". Но для ребенка отложены отдельные игрушки. Это, как правило, повторные экземпляры его коллекции.
— Жена к моему увлечению относится спокойно. Не ворчит по поводу габаритов моей коллекции, — улыбается Ермек. — Сама она не испытывает особых эмоций, у нее нет ярких впечатлений, связанных с киндер-сюрпризами. При этом понимает меня, поддерживает. Это, кстати, характерно далеко не всем. Я не раз слышал в свой адрес негативные отзывы — мол, 30-летний мужчина, а собирает детские игрушки! То есть собирать монеты - это нормально, а статуэтки детства — вроде как нет. Я не обращаю внимания на подобные выпады. Знаю, что среднестатистический коллекционер киндеров сегодня - это действительно женщина. В возрасте от 35 до 50 лет. Но есть и немало мужчин! Просто не все открыто рассказывают о своем увлечении.
Иногда у Ермека появляются мысли: "Продам! Надоело!" Игрушки занимают место. Их приходится тащить за собой во время переездов. Ни огромная клетчатая сумка, ни сами игрушки совершенно не вписываются в интерьер квартиры. Сам Ермек придерживается минимализма и часто избавляется от ненужных ему вещей.
— Я многое продаю или отдаю просто так, — говорит Ермек. — Но это те предметы, которые мне действительно не нужны, например, какая-то одежда или обувь. А вот маленькие фигурки киндеров для меня очень дороги. Поэтому если и возникает иногда порыв их продать, то он быстро проходит. Кстати, если сын, когда подрастет, заинтересуется историей и собирательством игрушек из шоколадных яиц - я с удовольствием передам ему свою коллекцию.
Примечательно, что Ермек Раев — небольшой любитель сладкого. Поэтому в киндерах его привлекает не шоколад, а именно сюрприз — ощущение праздника, детства и искренней радости.
Ирина Краскова