Страна превратилась в минное поле, и взрыв может прогреметь в любом регионе - политологи
Постфактум
Атырау. 14 сентября в 23.52 двое неизвестных обстреляли постового на площади имени Исатая Махамбета. Полицейский, который был ранен дробью в коленную чашечку, открыл ответный огонь, но нападавшим удалось скрыться. Как только стало известно о нападении, все свободные наряды из УВД были направлены к месту происшествия. Спустя 18 минут в ворота управления внутренних дел Атырау влетел белый автомобиль. Пассажиры авто открыли огонь по дежурным полицейским, стоявшим на крыльце. Сотрудники, попавшие под обстрел, попытались укрыться в здании. Преступники вслед за ними ворвались в помещение УВД, бросили в сторону внутреннего КПП бутылку с зажигательной смесью, ранили солдата. После этого нападавшие с криками "Аллах акбар!" покинули здание и уехали.
Министерство внутренних дел и прокуратура до окончания следствия не дают никаких комментариев. Есть данные, которые пока не получили официального подтверждения, что дерзкие нападения - не что иное как заранее спланированная террористическая операция, в которой приняли участие восемь человек на двух легковых машинах.
Тенденция, однако
Произошедшее в Атырау - далеко не первый и, возможно, не последний случай террористических атак, которые, естественно, вызывают адекватный ответ со стороны силовых структур. Хроника событий пополняется новыми происшествиями фактически каждый месяц. Вот только последние из них.
28 июля. Алматы. Вооружённое нападение на полицейский патруль "Буран-170". Старший лейтенант Ержан Кайракбаев от ранения в голову скончался на месте, а его коллега – Ерназ Кожахметов умер в больнице. Объявлен план "Перехват".
30 июля. Алматы. В жилом районе Ахсель Кент сотрудниками спецподразделений были уничтожены шесть преступников, причастных к нападению 28 июля. В квартире боевиков найдено оружие, религиозная литература. Известно, что все нападавшие познакомились в тюрьме в Восточном Казахстане.
5 сентября. Атырау. В руках 21-летнего парня взорвалось самодельное взрывное устройство. По версии полицейских, взрывчатку готовили для использования против работников силовых структур.
12 сентября. Город Кульсары. Атырауская область. В одном из многоквартирных жилых домов состоялась операция по задержанию террористической группировки. Пятеро бандитов убиты, один спецназовец ранен.
Терроризм рядом
События, происходящие на западе и юге Казахстана, никак нельзя назвать локальным явлением. Проявления религиозного экстремизма есть и у нас, в Восточном Казахстане. Взять для примера организацию "Сенiм. Бiлiм. Омiр", штаб-квартира которой находилась в Семее. В суде доказано, что члены преступной группировки (многие из которых были родом из ВКО) похищали людей, держали их в заточении, избивали, заставляли участвовать в многочасовых молитвах.
Кроме того, нельзя забывать, что в колониях Восточного Казахстана отбывают свой срок 27 членов террористических и экстремистских организаций. Большая часть из них - члены религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир", пять членов террористической группы "Джамаат моджахедов Центральной Азии", четверо приверженцев ваххабизма, трое членов террористической группы "Исламское движение Восточного Туркестана" и т. д.
Настораживают и другие факты. В 2009 году из тюрьмы Усть-Каменогорска экстрадировали опасного российского террориста Ильяса Дадахаева, который был причастен к террористическим акциям в Чечне. Бандит поменял имя и по поддельным документам жил в Казахстане, пока за новые преступления вновь не попал в тюрьму в ВКО.
В том же 2009 году в Бескарагайском районе за хранение холодного оружия арестовали 24-летнего жителя Семея, который состоял на учете как приверженец радикального движения "Аль-Салафия". Известно, что еще в 2008 году мужчина вербовал в Уральске казахстанцев для участия в боевых действиях на Северном Кавказе. За хранение холодного оружия суд приговорил мужчину к шести месяцам лишения свободы. Срок наказания уже вышел...
Философия казахстанского терроризма
Эти факты свидетельствуют, что идеологическая "обработка" с экстремистским уклоном в нашем регионе ведётся. К счастью, в Восточном Казахстане не происходили открытые вооруженные нападения. Но долго ли это продлится? Этот вопрос мы адресовали известному казахстанскому политологу, одному из авторов книги "Правила выживания в условиях городского терроризма" Досыму Сатпаеву.
- Примерно с начала 2000-х годов в Казахстане можно было наблюдать опасную тенденцию - период спокойного развития экстремистских организаций. Притом во всех регионах страны. Географически эта проблема "покрывает" всю территорию республики.
Я считаю, что Восточный Казахстан нельзя считать островком спокойствия и безопасности. Ваш регион ведь не на Луне находится. И те внутренние проблемы, которые породили в Казахстане радикальный экстремизм, есть и у вас. Вся территория страны сейчас представляет собой минное поле. И там, и здесь могут произойти взрывы. Поэтому все должны быть к этому готовы - и чиновники, и силовые структуры, и население. Сейчас особенно актуальна поговорка: предупрежден - значит, вооружен. Когда человек четко без лишних эмоций осознает, что терроризм сегодня - это реальность, тогда у него будет меньше оснований для паники.
- По мнению экспертов, казахстанский терроризм развивается по дагестанскому сценарию - боевики направляют свою агрессию именно на сотрудников правоохранительных органов. Готовы ли наши силовые структуры к террористическим атакам?
- Сейчас от государства общество ждет создания новой антитеррористической системы. И речь идет не только о профессиональном уровне силовиков. Об этом нужно говорить не постфактум. Думать надо было раньше. Правильно президент раскритиковал правоохранительные органы. Силовые структуры должны усилить агентурную работу, нам нужна сильная разведка. Как показывает опыт, в этом плане у нас полный провал.
Не надо заблуждаться насчет тех людей, которые проводят террористические акты против полицейских. Не думайте, что это благородные люди, которые не хотят или не планируют наносить вред мирному населению. Это опасная иллюзия. Все известные террористические организации так начинали. Нападение на полицейских - это первая ступенька. Они заявляют, что их главная цель - это разрушить существующую систему, но при этом ни в коем случае не навредить мирному населению. Но на самом деле - дальше только хуже. Потом террористы уже будут считать врагами всех тех, кто не критикует эту политическую систему. Нападения на полицейских как раз из разряда идеологического террора. Они хотят показать слабость государственной системы, ее неспособность защитить своих граждан. Их цель - посеять страх, неверие во власть. Посмотрите, как все это началось в России. Сначала, вроде бы, это была война за территорию Чечни, против федеральных войск, потом начались взрывы в метро, захват заложников, "Норд-Ост", Беслан и т. д.
- Как будут развиваться события в Казахстане дальше? Ваши прогнозы.
- Рано или поздно количество переходит в качество. Не дай бог, если дойдет до того, что бомбы будут взрываться уже не в частных квартирах, в руках террористов, а в людных местах. После резни в Иле-Алаутауском национальном парке (неизвестными лицами были убиты 11 человек - прим. автора) была выдвинута следующая версия событий. Якобы в этом преступлении были замешаны террористы, которых позднее ликвидировали после перестрелки в Алматы. Если гипотетически допустить, что это на самом деле так, - можно сказать, Рубикон уже перейден. Ведь пострадали мирные люди.
В 2003 году вышла в свет книга "Правила выживания в условиях городского терроризма". Она была написана как практическое пособие - как вести себя в условиях террористических атак. В то время об этом еще и думать не думали. Мы занимались этой работой на общественных началах, а ведь государство должно было делать это самостоятельно и главное - планомерно. Теперь мы уже опоздали. Население запугано, находится в ловушке разных слухов и версий. Отсюда - неверие силовикам и чиновникам.
Мне кажется неправильным, когда власти рапортуют о том, что никакого терроризма в Казахстане нет. Население нужно просвещать, какие именно угрозы сегодня существуют и от каких организаций они исходят. Здесь нельзя быть наблюдателем со стороны. Терроризм как таковой не имеет линии фронта. Любой человек может оказаться в ненужном месте в ненужное время и стать жертвой терактов. Мы вошли в так называемую конфликтную фазу. Много лет у нас созревали внутренние причины для терроризма, сейчас мы вышли на следующий уровень - вооруженных столкновений. Поэтому теперь нужно быть честными по отношению к гражданам, ведь речь идет о жизни и смерти.
Олег Новодворский