В 2019 году будет завершён процесс внедрения подушевого финансирования в школах Усть-Каменогорска
Средства, которые раньше предназначались школе, теперь станут выделяться на каждого ученика. И при переводе ребенка в другое образовательное учреждение деньги последуют за ним. Каковы плюсы и минусы новой реформы образования? Каким образом учащиеся будут распределяться между популярными учебными заведениями и школами, не имеющими завидных достижений? Чего ждать заинтересованным сторонам: коллективам школ, ученикам и их родителям? В этих вопросах разбирался корреспондент YK-news.kz.
Без отрыва от процесса
Подушевое финансирование — это часть реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании. Суть его заключается в том, что средства теперь будут выделяться не на расходы конкретного учебного заведения, а на обучение детей в зависимости от их численности. Ожидаемый результат реформы — повышение конкуренции среди школ и уход от остаточного принципа в обеспечении образования. Но это — в идеале.
Чем же отличается на деле новый метод обеспечения школ от того, что существовал прежде? Подушевое нормативное финансирование в пилотных школах реализуется из средств местного бюджета, которые дополняются республиканскими вложениями. Деньги при этом выделяются не на школу, а на каждого ученика. Эту сумму просчитывает и планирует особый орган — Финансовый центр МОН РК. Она включает затраты на образовательный процесс (оплата труда учителей, взносы работодателя, пособия на оздоровление, учебные расходы) и на образовательную среду (оплата труда административного и вспомогательного персонала, расходы на проведение текущего ремонта, содержание и обслуживание здания школы, приобретение хозяйственных, канцелярских, строительных товаров). В случае перехода ученика в другую школу деньги следуют за ним.
— Меняется сам подход к проблеме, — комментируют в Финансовом центре. — На передний план выходят ученики, их интересы и права в получении качественного образования. Повышается эффективность управления организационными и финансовыми вопросами школы, построения образовательного процесса, и все это ведет к возникновению здоровой конкуренции между школами.
В ВКО в эксперименте по внедрению подушевого финансирования задействованы шесть школ Усть-Каменогорска, Семея и Риддера.
— С 2012 года изначально предполагалось, что в пилотной апробации будут участвовать и сельские школы, но в 2016 году Финансовый центр принял решение, согласно которому они были исключены из эксперимента, — пояснила заместитель руководителя областного управления образования Айгуль Байжанова. — Здесь имеет значение количество класс-комплектов, так как финансирование идет на каждого ребенка. В сельских школах зачастую бывает, что школа большая, а учащихся в ней мало. И она себя не окупает. Теперь в проекте только полнокомплектные школы, по две в каждом городе.
В управлении также пояснили, что сумма, выделяемая в год на обучение одного ребенка, составляет, по министерским подсчетам, около 220 тысяч тенге, но варьируется в зависимости от места расположения школы, вида образовательных программ и уровня образования.
Взгляд изнутри: плюсы
Средняя многопрофильная школа № 37 города Усть-Каменогорска является пилотной по внедрению нормативного подушевого финансирования с 2014 года. Об изменениях, связанных с проведением эксперимента, рассказала главный бухгалтер школы Ирина Жукова.
— С точки зрения материально-хозяйственной базы мы почувствовали положительные изменения по сравнению с обычными школами, — поделилась она. — За счет подушевого финансирования мы обновили учебно-методический комплекс примерно на 60 процентов: смогли поменять станки в столярно-слесарных мастерских для мальчиков, закупили электрические швейные машины и оверлок в кабинет технологии для девочек, обновили школьную мебель и библиотечный фонд. А если обновляется база, то учитель ребенку не "на пальцах" объясняет, а использует новые технологии и деятельностный подход. Ребята так лучше усваивают и получают более качественные знания и умения.
В прошлом году в рамки подушевого финансирования были включены и коммунальные расходы школы. С 2018 года в пилотных учреждениях отрабатывается норматив по капитальным вложениям. Теперь расходы на текущий ремонт будут финансироваться сверху, а не из родительского кармана. И, кстати, обязательным условием введения новой схемы обеспечения является наличие в учреждении образования Попечительского совета, который принимает решения о распределении средств. Таким образом, процесс их расходования становится прозрачным и доступным родительскому контролю.
К слову, в школе № 37 убеждены, что новая методика ликвидирует принцип остаточного финансирования образования.
— Сейчас, если в бюджете остается определенная неосвоенная масса, то ее распределяют по школам. А при подушевом финансировании на каждого ребенка выделяется в год определенная сумма, и никто это перераспределить никаким образом не сможет, — пояснила Ирина Жукова. — Кроме того, пока идет апробация, Финансовый центр разрабатывает единый норматив для всех. Он будет приниматься законодательным актом на соответствующий год и спускаться по регионам. Местные исполнительные органы, исходя из своих реалий, могут дать и больше норматива, но меньше дать они не имеют права. В этом плане школы будут защищены.
Оборотная сторона
Говоря о минусах нового метода финансирования, Ирина отметила их временный характер.
— Еще рано говорить о недостатках. Если норматив недостаточен или избыточен, мы сообщаем об этом в Финансовый центр, и он сразу вносит коррективы, на то это и эксперимент. Серьезной проблемой является то, что в режиме апробации мы не принимаем участия в расчете годовой нормы. Но мы несем за нее ответственность.
В данный момент подушевое финансирование распространяется только на учащихся 1 - 11 классов. Им не охвачены классы предшкольной подготовки, на это подразделение выделяются деньги только из местного бюджета. Также за счет местных исполнительных органов оплачиваются экологические надбавки и содержание фонда всеобщего образования — обеспечение питанием малоимущих детей, расходы на одежду и путевки для малообеспеченных, на пришкольный лагерь.
К тому же главбух посетовала, что с января 2016 года из нормативов без объяснения причин исчезла стимулирующая составляющая для учителей. Ранее предполагалось, что в них будут заложены средства, предусмотренные для выплаты премий и установления денежных надбавок преподавателям, воспитанники которых показывают отличные результаты в учебе, на олимпиадах и конкурсах разного уровня.
— По части заработной платы оклад учителя в обычной школе и в школе с подушевым финансированием ничем не отличается, — объяснила она. — Если до отмены норматива мы могли мотивировать чем-то педагогов, то сейчас они работают на голом энтузиазме. Это не говорит о том, что у нас стало меньше призеров олимпиад, просто учителя готовят их, исходя из собственного альтруизма.
Охота за душами
Одна из целей реформы — стимулирование конкуренции среди учебных заведений. Поскольку с недавнего времени из школьного словаря исчезло понятие "микроучасток", то теперь администрация учебного заведения обязана принять документы любого ребенка, даже если он проживает в другом районе города. В свете внедрения подушевого финансирования борьба за ученика рискует перерасти в настоящую гонку.
— Отныне школы заинтересованы в контингенте, — считает Айгуль Байжанова. — Поэтому им придется улучшать показатели, чтобы люди к ним шли. Это является естественным стимулом к повышению качества образовательных услуг.
Ей вторят в Министерстве образования, призывая учебные заведения к здоровой конкуренции.
В школе № 37 пока массового притока учащихся не наблюдают.
— Мы никогда и не испытывали дефицита в ученических вакантных местах, потому что школа находится в достаточно населенном районе, она востребована, — комментирует Ирина Жукова. — Может быть, люди еще не разобрались в вопросе, поскольку в эксперименте участвуют не все школы. Но вообще-то такая зависимость возможна. Деньги идут за учеником. Поэтому бюджет школы будет постоянно корректироваться в зависимости от движения учащихся.
При этом формирование контингента школы регулируется ее мощностью и максимальной численностью класс-комплектов, которое она способна открыть. Не вызовет ли "гонка за душами" переполнения популярных учебных заведений в ущерб другим? Не спровоцируют ли неизбежное снижение качества знаний забитые под завязку классы в таких школах?
— Когда мы стопроцентно будем зависеть от подушевого финансирования, то принцип формирования контингента будет рассчитан на госстандарт, согласно которому в классе должно быть 24 ребенка, не более, — уверена Ирина Жукова. — Каждый ребенок, принятый сверх стандарта, будет нести снижение норматива. То есть за каждого ученика будет даваться норматив, за каждого "сверх" – минус определенный процент. Школам будет невыгодно набирать детей больше, чем положено по ГОСО. Они будут конкурировать, но в рамках стандарта.
Иными словами, родителям, желающим пристроить свое чадо в престижное учебное заведение, придется поторопиться и добиться зачисления до того момента, когда количество учеников достигнет предела наполняемости классов. Не помогут ни призывы к совести администрации, ни обращение в вышестоящие инстанции. Появление родителей с документами ребенка на пороге школы в начале учебного года должно отойти в прошлое.
Поощрение следует
Предполагается также, что помимо дополнительного финансирования, связанного с наплывом учащихся, образовательные учреждения, стабильно показывающие хорошие результаты, будут поощряться республиканскими грантами.
— По итогам года по республике станут анализироваться результаты, на основании которых выделят гранты как дополнительные субсидии на нужды школы. Под них не потребуется какая-либо программа, они положены школе как награда, — рассказала Ирина Жукова.
Таким образом, несмотря на трудности, возникающие в ходе эксперимента, внедрение нормативного подушевого финансирования в школах направлено на то, чтобы образовательным учреждениям выгодно было расти и развиваться. В каком ключе пойдет это развитие, покажет время. За пять лет, в течение которых идет апробация, правила несколько раз корректировались и претерпевали изменения. Окончательное завершение эксперимента намечено на 2020 год.
Мира Круль