Как будут учиться школьники без двоек и пятёрок?
С 1 сентября за партами оказались не только дети, но и родители учеников первых — восьмых классов. Их всех ждёт знакомство с обновлённым содержанием и новыми подходами к обучению. Самым шокирующим обстоятельством станет новая система оценки знаний. Смайлики вместо пятёрок. Загадочные аббревиатуры СОР и СОЧ. Полная невозможность спрогнозировать итоги четверти. Как готовиться к урокам, чтобы получить высший результат? Почему родителям важно внимательно изучать листочек под названием "рубрика"? Из чего складывается оценка за четверть? Эти и другие вопросы выяснял корреспондент YK-news.kz.
Двойки больше не будет
"+"
Идея новых подходов к оцениванию — самая гуманная. Ведь если ребёнок не понимает, за что получил плохую оценку, то у него опустятся руки и он не захочет больше учиться. Зачем? Всё равно неясно, как сделать лучше.
Теперь двойки отменили. Пятёрки, впрочем, тоже. Текущие отметки по привычной пятибалльной шкале школьникам больше не ставят. Одна из новых задач — уменьшить стрессовую нагрузку на ученика. С этой целью учитель в классе использует только так называемую формативную оценку: смайлик, запись "Молодец!". Считается, что при таком подходе оценка поможет улучшить обучение.
"-"
Формативная оценка работает только в том случае, если она представляет собой развёрнутый комментарий: что у ученика получилось, а над чем ему еще предстоит трудиться. Похвала без объяснения так же бесполезна, как и немотивированная двойка. Главный недостаток смайликов и положительных реплик в том, что они не несут информации. В первую очередь для родителей. По ним невозможно ориентироваться о текущей успеваемости вашего чада и прогнозировать итоги обучения за четверть.
Совет родителям:
Если ваш ребёнок приносит из школы формативную оценку без комментария, требуйте от учителя развёрнутого объяснения. Только оно сделает такую оценку полезной для обучения.
Вижу цель, не вижу препятствий
"+"
Современный подход к оценке заключается в том, что она не только констатирует, чего достиг ученик, но и влияет на его обучение. Оценивается достижение конкретной учебной цели. Если ученик знает цель заранее и понимает, что должен предпринять, чтобы её достичь, он будет успешен. Достиг — получил балл. Не достиг — балл не добрал. Сколько целей, столько и баллов. В дальнейшем, при выставлении в электронный журнал, программа сама переведёт баллы в оценку.
Знание цели делает учение более осмысленным. Ребёнок при подготовке домашнего задания или выполнении работы соотносит то, что он делает, с тем, чего должен достичь. Если у него это получилось, он осознает путь, которым шёл к успеху, и запомнит его.
"-"
Ученик, знающий цели, может успешно учиться. При условии, что хочет этого. Если у него нет заинтересованности в учёбе или "не модно" в классе быть отличником, приём не срабатывает. В лучшем случае работа будет выполнена по принципу "шоб було". Скажем, вместо основных признаков явления ребёнок выберет случайные. Формально работа сделана, балл должен быть получен. Фактически — написано что попало. Раньше учитель за подобное ставил тройку. Теперь он обязан дать балл за наличие ответа, а не за его качество.
Совет родителям:
В новых учебниках цели обучения обозначены перед каждым параграфом. Туда же вынесены термины, которые ученик должен знать. Контролируйте сами, понимает ли ваш ребёнок эти цели? Видит ли он способы, как их достичь? Знает ли значение новых слов? Помните: именно это с него на контрольной и спросят.
Что такое СОР и СОЧ?
"+"
Оценки за четверть выставляются не по формативным оценкам-смайликам. Для этого существует суммативное оценивание раздела (СОР) и суммативное оценивание четверти (СОЧ). По сути дела, СОР — это контрольная работа, которая проводится после изучения каждой темы. При старой системе освоение тем не контролировалось так скрупулёзно. Отныне, не достигнув целей обучения, невозможно получить положительную оценку за СОР и СОЧ. Созданы специальные методические пособия, где содержатся все задания. Учитель больше не должен их разрабатывать, надо только распечатать. Эти задания можно найти в интернете.
По итогам каждого СОР учитель должен заполнить специальную рубрику для родителей, где прописывает, чего достиг, а чего не достиг ребёнок, выполняя работу. Изучение рубрики в идеале должно указать, над чем предстоит работать со своим чадом.
"-"
Отрицательные моменты связаны как с содержанием заданий, так и с самой организацией проведения СОР и СОЧ.
Методички содержат задания с грубыми ошибками, фактически невыполнимые.
Пример: скриншот СОР по всемирной истории, 7 класс.
Задание: Укажите основные направления крестовых походов. При этом на карте нет восточного берега Средиземного моря, Палестины и Иерусалима — основной цели крестоносцев. Сложно представить, сколько баллов дети способны набрать за это задание.
Если бы у учителя было право формировать задания самому, он мог бы исправить эту ошибку.
С организационной точки зрения главный недостаток оценки за СОР и СОЧ в том, что она не исправляется. Переписывать эти работы запрещено. Если ученик пропустил тему по болезни, он всё равно должен написать СОР. А для переноса сроков СОЧ требуется специальный приказ руководства школы.
Обучающий эффект оценки за СОР снижается тем, что родители не имеют права знать, сколько баллов набрал их ребёнок. Если рубрика заполнена учителем формально, по ней трудно будет ориентироваться, над чем ученику нужно дальше работать. Да и как работать, если исправить эту оценку всё равно нельзя?
Совет родителям:
Если вы не можете понять из рубрики, что именно не получается у вашего ребёнка, требуйте, чтобы учитель писал более развёрнутый комментарий и давал конкретные рекомендации, как и над чем следует поработать дома.
А меня-то за что?
"+"
При новых подходах к оцениванию пропадает аргумент "Марь Иванна не любит моего Вовочку". Потому что отныне есть чёткие критерии, которыми должен руководствоваться учитель. Эти критерии доступны и ученику, и родителю. Они соответствуют целям обучения. Успехи ребёнка оцениваются не в сравнении с другими детьми в классе или с его прежними достижениями — только с эталоном. Учитывается одно: есть ли в работе конкретный признак, конкретный ответ, конкретное совпадение. Все критерии прописаны в специальных документах — дескрипторах. Там указано, за что будет получен каждый балл. Правила требуют, чтобы дескрипторы были известны ученику, когда он приступает к выполнению задания. Это позволит ему ориентироваться, насколько полно он ответил.
"-"
Дескрипторы не учитывают точность и глубину ответа. По ним невозможно судить о понимании взаимосвязей процесса. По дескриптору нереально оценить творческую работу, для которой там просто не окажется критериев. Ответ по дескриптору — это деятельность по образцу. Шаг вправо, шаг влево — карается снижением оценки. Учитель, не связанный дескриптором, может объективнее оценить знания и умения учащегося.
Пример: скриншот задания СОР по истории для 5 класса.
Задание: Составьте рассказ по картине о жизни древних людей.
Дескрипторы:
- Определить, что такое человеческое стадо — один балл.
- Сказать, что женщины занимались собирательством, а мужчины охотой — один балл.
- Определить разделение на роды и племена — один балл.
- Назвать и различить орудия труда: дубинка, палка-копалка, чоппер, чопплинг — по одному баллу за каждый.
- Назвать жилище первобытного человека — пещеру — один балл.
Итого: восемь баллов за задание.
Но на картине изображена родовая община. На ней нет ни человеческого стада, ни палки-копалки, ни чоппера, ни чопплинга, ни пещеры. Итого — за это задание возможно получить не более трех баллов.
Ученик описывает картину: "Сегодня выдался тяжёлый день. Еле как убили лося, кидали копья. Мало нашли кремня. Сейчас очень жарко, и долго бегать трудно. Женщины весь день ухаживали за детьми и снимали шкуру. Мы голодные. Живность быстрая и маленькая. Надеемся, завтра будет хороший день. Наше время называется мезолитом. Он только начался, и нам трудно…"
Фактически он демонстрирует понимание, что на картине изображён период мезолита. Он определил это по луку в руках мужчины. В творческой форме мальчик указал основные признаки мезолита.
По дескриптору:
- Указал орудие — копье — один балл.
- Назвал занятие — охоту — один балл.
Учитель поставил бы за эту работу высший балл, ребёнок работает на уровне "понимаю", "анализирую", "синтезирую". По дескриптору должен оценить сочинение на два балла.
Совет родителям:
Если вы уверены в том, что ваш ребёнок достигает целей обучения, вы можете потребовать у учителя СОР. Все выполненные работы должны сохраняться в школе. Попросите объяснить, что требовалось и как выполнил или не выполнил задание ваш ребёнок.
Ирина Плотникова