Жительница Усть-Каменогорска стала первой в Казахстане женщиной-бортпроводницей, награждённой званием "Почётный авиатор"
— Стюардессам нельзя носить кольца. И черные колготки. А вот каблуки — это обязательно, — говорит Галина Кузьменкова, бортпроводница с 20-летним стажем. Она знает о работе стюардессы всё. И в интервью рассказала нам о самом интересном: о необычных пассажирах, о пролитых стаканах сока, о том, что далеко не все стюардессы — высокие и худые. И о том, за какие заслуги ей недавно вручили государственную награду — звание "Почетный авиатор".
Галина Кузьменкова проработала в небе почти 25 лет. Ее профессия — бортпроводник. В западных странах употребляется слово "стюардесса". Смысл работы от этого не меняется: полеты, ненормированный график, постоянная смена часовых поясов и самые разные нештатные ситуации.
— Расскажите нам, каково это — быть постоянно в воздухе, на высоте?
— Потрясающе! Вид за окном такой, каким ни один работник офиса похвастаться не сможет, — улыбается Галина Николаевна. — Если серьезно, то любоваться красотами за окном стюардессам особо некогда. Работа у нас очень динамичная.
— Когда вы решили стать стюардессой?
— В 15 лет. Тогда я впервые полетела на самолете. Мне безумно понравилось! Сам полет, атмосфера на борту.
— Родители были против такой профессии?
— Ну, они были не в восторге. Но не отговаривали. Не запрещали. И как-то спокойно отпускали в небо.
Я закончила в Алматы курсы по подготовке бортпроводников и влюбилась в свою работу. Мне невероятно нравилось все: униформа, взлеты и посадки, смена часовых поясов. Меня не пугало, что мой рабочий день иногда начинался в 12 ночи, потому что всё "завязано" на расписании самолетов. Мне нравились пассажиры, разные: не только приветливые и спокойные. Я любила даже пассажиров ворчащих, угрюмых, заносчивых.
Почти на каждом рейсе есть люди в хорошем настроении, а есть те, кто не в духе. Бывает, кто-то серьезно болен. У кого-то из пассажиров горе. Многие заходят в салон самолета с потухшими, уставшими глазами. А выходят от нас — с улыбкой! И после приземления ты понимаешь, что сегодня сработала на отлично.
— Как вам это удавалось: получать в ответ улыбки пассажиров?
— Тут нужно всё — обходительность, внимательность, обаяние, искренность, умение разрешать конфликты. Они, кстати, очень часто бывают в аэропортах или на борту самолета. Задержка рейса может стоить всем огромных нервов. Но бортпроводники своим хорошим настроением, своим спокойствием должны передать пассажирам позитивный настрой. Бортпроводники — это лицо авиакомпании.
— Кстати, о лицах и внешних данных. Правда, что в стюардессы берут только высоких, стройных и красивых девушек?
— Здоровых — вот это обязательно, потому что все бортпроводники проходят ежегодную медкомиссию. На счет роста и внешности — не всё так категорично. Я неоднократно видела низкорослых девушек-стюардесс. Далеких от параметров 90-60-90. В работе важнее другое. И директора авиакомпаний это знают. Главное — стрессоустойчивость, умение "разруливать" любые ситуации. Ну и здоровье, знание иностранных языков, безусловно, имеют значение.
— Но ведь определенные требования к внешнему виду существуют?
— Конечно. Если у девушки-бортпроводницы длинные волосы, они должны быть собраны (чтобы, не дай бог, не попали в еду). С юбкой стюардесса всегда должна надевать колготки телесного цвета. Даже если 40 градусов жары. Или 40 со знаком "минус": шерстяные черные колготки не допустимы. И еще по технике безопасности бортпроводникам не разрешалось носить кольца, даже обручальные.
— Бывали случаи, когда во время полетов с вами пытались познакомиться, просили номер телефона?
— Конечно, такое бывало, и нередко! Я, как правило, вежливо отказывала. Но в принципе знакомиться с пассажирами нам не запрещалось. Была у нас в авиакомпании даже история любви, завершившаяся свадьбой. Одна из наших бортпроводниц вышла замуж за мужчину, который был пассажиром на ее рейсе. Они познакомились именно на борту самолета.
— Признайтесь: вам во время полетов бывало страшно?
— Честно, нет. Хотя ситуации, конечно, случались разные. И в грозу попадали. И в страшный ветер. Однажды болтало в самолете так, что я не могла даже пристегнуться ремнями. И все равно не боялась. Не знаю почему.
Но вот парадокс: если летит самолетом кто-то из родных, я ужасно переживаю! Прямо места себе не нахожу.
— Получается, стюардессы тоже боятся? Только не за себя.
— Получается так.
— А что для вас было самым тяжелым в работе?
— Не поверите, туфли на каблуках! — смеется Галина Николаевна. — Если полет длится пять — шесть часов и ты все это время в движении — очень тяжело. Потом, после рейса, снимаешь туфли — и поначалу от усталости даже стоять на ногах не можешь.
Всегда было непросто, когда самолет попадал в зону турбулентности и кому-то из пассажиров становилось плохо. Обычно это сердечники, гипертоники. Самолет болтается, удерживать равновесие сложно, но при этом нужно было оказать доврачебную помощь. Сейчас правила перелетов изменились, и бортпроводники уже не обязаны выступать в качестве докторов.
— Запомнились ли вам какие-то неординарные пассажиры?
— Да. Однажды моим рейсом летела… рысь. Она сидела на руках у хозяина, а потом совершенно неожиданно прыгнула ко мне на колени. Кричать, панику поднимать бортпроводнику нельзя. Но я, признаюсь, испугалась. Было жутко.
Еще запомнилась огромная бойцовская собака, которая занимала сразу три пассажирских сиденья. Ее хозяин предупредил: "Вы нам, пожалуйста, из еды ничего не приносите, даже не предлагайте. Собака очень агрессивная".
Сейчас животных в салоне самолета перевозить запрещено. Разрешается только в багажном отделении. Но лет 10 - 15 назад правила были другие. И мы перевозили всё — кур, яйца, даже пчел в ульях. Пчелы, кстати, у нас вылетели прямо во время полета. Хорошо, мы быстро успели закрыть дверь из багажного отделения, и в салон попало всего несколько жужжащих пассажиров.
— Говорят, бортпроводник — это смесь разных профессий. Он должен быть и немного врачом, и психологом, и высококлассным официантом. А как быть стюардессе, если она случайно опрокинула стакан сока на рубашку пассажира?
— Конечно, нужно искренне извиниться. В самолете иногда бывает очень непросто удержать равновесие. И, как правило, пассажиры это понимают. Лишь однажды у нас был крупный скандал по этому поводу. Наша девушка-бортпроводница пролила стакан сока на… акима. Не буду называть его фамилию, давно это было, да и на руководящей должности в нашем регионе он был недолго. В общем, после того рейса за опрокинутый стакан сока аким требовал уволить весь экипаж самолета! Это был нонсенс. Мы с большим трудом отстояли наших работников.
— Благодаря своей работе смогли ли вы увидеть разные города и страны? Или успевали лицезреть только аэропорт другого государства?
— По-разному бывало. Очень много рейсов я выполняла в Германию. Но полеты были туда-обратно, и действительно получалось увидеть лишь аэропорт. Но вот, например, в Африке, в Намибии, я жила и работала месяц. Я смогла посмотреть Таиланд, Арабские Эмираты. Видела Средиземное море.
Галина Кузьменкова перестала летать только после ликвидации авиакомпании:
— Как сейчас помню свой последний рейс. Он был в Екатеринбург 8 марта 2004 года. После этой даты наша усть-каменогорская компания обанкротилась.
Для многих это стало трагедией. Столько людей, которые всю свою жизнь посвятили небу, остались без работы. Без профессии, без мечты. Это касалось пилотов, бортпроводников, технического состава.
— Я много лет не верила, что полетов больше не будет. В голове не укладывалось, как же так: Усть-Каменогорск, огромная Восточно-Казахстанская область и без своих самолетов? — разводит руками Галина Кузьменкова.
К счастью, она нашла себе применение в смежной области: стала менеджером по грузовым авиаперевозкам.
В нынешнем году за свою работу в небе Галина Кузьменкова получила правительственную награду. Женщина-бортпроводница, уже находящаяся на пенсии, стала почетным авиатором Казахстана. Уникальный случай! Обычно такое звание вручают мужчинам-работникам воздушной авиации. Пилотам, например.
— У Галины Кузьменковой просто огромнейший трудовой стаж. Она начинала летать еще на самолетах ИЛ-14, ЯК-40, ЯК-42. И ее работа всегда была безупречной, — рассказал нам исполняющий обязанности заместителя председателя объединенного Совета войны и труда Гражданской авиации РК Уразбай Бимагамбетов. — В августе от лица правительства мы наградили Галину Кузьменкову знаком "Почетный авиатор". Впервые я вручал этот знак женщине-бортпроводнице, уже вышедшей на пенсию.
Высокая награда — за умение работать на высоте. За талант - быть на высоте в любых ситуациях.
Ирина Краскова
Фото автора и из личного архива Галины Кузьменковой