В Казахстане выбирать директоров школ отныне могут родители учеников
В образовательных учреждениях на наших глазах происходит тихая революция. Родители из полудобровольных безгласных спонсоров превращаются в реальную силу, способную влиять на развитие школы. Приказ министра образования РК наделил их правом не только распоряжаться благотворительными средствами, но и участвовать в выборах директора. В этой ситуации настоящая борьба за попечительский совет развернулась в многострадальном лицее № 34, передает корреспондент YK-news.kz.
Новая роль
В июле 2017 года вышел приказ министра образования РК № 355, регламентирующий деятельность попечительских советов в учреждениях образования. В документе говорится, что попечители вправе следить за соблюдением прав обучающихся и расходованием благотворительной помощи. Члены совета могут разрабатывать стратегию развития школы, участвовать в формировании её бюджета, предлагать изменения в устав.
А кроме того, новые "Правила конкурсного замещения руководителей государственных учреждений среднего образования", принятые в 2017 году, наделили попечительские советы правом участвовать ни много ни мало — в выборах директора школы.
"На втором этапе конкурса комиссия органа управления образования направляет списки кандидатов на занятие вакантной должности в попечительский совет, который изучает представленные документы и проводит заседание с участием кандидата, — гласят правила. — Кандидат представляет перспективный план развития школы. По итогам заседания попечительский совет выносит протокольное решение по кандидатурам на должность руководителя организации образования".
Что бы это значило?
Удивительные вещи начали происходить на этом фоне с попечительским советом школы-лицея № 34. Там не первый месяц продолжается противостояние между общественностью и исполняющей обязанности директора Анар Кабдиевой. Напомним, что педагогический коллектив и родители выдвигали на эту должность своего кандидата. Но в конкурсе, проведённом гороо по старым правилам, победу одержал другой претендент, имевший в глазах школы значительно меньше заслуг.
Кандидат от лицея подал иск о признании процедуры незаконной. Суд второй инстанции признал, что конкурс прошёл с нарушениями, и отменил результаты. Городской отдел образования сообщил, что повторные выборы директора будут проводиться по новым правилам. А это, как мы помним, подразумевает утверждение кандидатуры претендента попечительским советом.
В феврале 2018 года, когда уже вовсю шла третья учебная четверть, от гороо вдруг поступило распоряжение утвердить состав попечительских советов. Председатель совета попечителей лицея № 34 Виталий Каханов обнаружил, что директором Анар Кабдиевой уже подан на утверждение в городской отдел список, из которого волшебным образом исчезли представители от 2, 4, 5 и 11 классов. Взамен им кандидаты не выдвигались, хотя в совете должны быть представлены все параллели.
Зато в списке появилось четверо человек, которые не имели никакого отношения к школе. Впрочем, они могли претендовать на место в совете, так как по положению в его состав входят не только родители.
Мы попытались узнать, как попали в состав попечителей лицея посторонние люди. Сарсен Утепов, директор колледжа при ВКГУ, объяснил, что прочёл объявление о выборах в попечительский совет на сайте. На вопрос, когда и на каком сайте, он затруднился ответить, а потом потребовал отправить ему на этот счёт письменный запрос.
Все наши попытки обнаружить указанное господином Утеповым объявление на портале гороо не увенчались успехом. Не нашли его и родители учеников лицея № 34, неоднократно заходившие на сайт.
Командовать парадом буду я!
Мы не станем задаваться вопросом, кому выгодны манипуляции со списком попечительского совета. Это очевидно, если вспомнить, что действующий состав не поддерживает Анар Кабдиеву. Нас заинтересовало, как это было сделано.
Родители, чьи имена исчезли из списка попечителей, занимали весьма активную позицию. Оказалось, что они даже не были уведомлены о том, что и.о. директора исключила их из состава попечительского совета.
— Она не может выводить или вводить кого-то, не имеет на это права, — говорит представитель от параллели четвертых классов Александр Лысянский. — Никакой информации о том, что я больше не вхожу в совет, мне не поступало.
В аналогичной ситуации оказалась и Алёна Шушанникова, представитель от вторых классов. Она является секретарём и ведёт протоколы заседаний попечительского совета.
От самой Анар Кабдиевой мы получили на этот счёт совершенно дивные ответы.
Вопрос: Есть ли люди, которые значились в прежнем составе попечительского совета, но не вошли в тот список, который был передан в городской отдел образования?
Ответ: Городской отдел образования разместил объявление о формировании попечительского совета и приёме предложений по его составу на сайте. После сбора заявлений о включении в состав был издан приказ о составе попечительского совета школы-лицея № 34.
Вопрос: Когда и в связи с чем они были выведены из состава совета?
Ответ: Из состава попечительского совета люди могут выйти по личной инициативе согласно заявлению.
Оказывается, господа Шушанникова, Лысянский, Курбанова и Полукеева подали заявление о выходе из совета, сами того не ведая. При этом предоставить свой вариант списка госпожа Кабдиева отказалась, сообщив, что он опубликован на сайте гороо. Это родители тоже проверили. Страница, где гипотетически должны быть выложены списки попечительских советов школ, находится в разработке. Приходится констатировать, что вся комбинация с частичной заменой состава попечительского совета лицея № 34 осуществлялась в обстановке абсолютной непрозрачности.
Внезапное прозрение
Не меньше вопросов вызывает и то, как была запущена процедура создания попечительских советов. Почему их списки решили утверждать только во втором полугодии, тогда как приказ Министерства образования на этот счёт вышел ещё 27 июля 2017 года? Что ж так скоропостижно? О чём думали полгода?
Мы пообщались с директорами нескольких городских школ. Попечительские советы в них действуют уже много лет. И никаких экстренных перевыборов в феврале они не проводили, просто подали списки фактически действующих органов. Собеседников не удивило, что утверждать состав советов в гороо решили в феврале.
— Нам сказали — мы делаем, — спокойно констатирует директор одной из школ. — Раньше на собрании общешкольном утвердили, вот и всё! В этом году изменения в правилах были, нам состав совета акимат утверждал. А что поздно, так, наверное, документы долго шли.
Иными словами, никаких причин для ажиотажа с перевыборами советов в феврале текущего года попросту не было. Так в чём же дело?
Заседание продолжается
Единственным логичным объяснением всей этой чехарды в лицее № 34 является та роль, которую должен будет сыграть попечительский совет в выборах директора. А позиция городского отдела образования в отношении смены руководства лицея и без того выглядит, мягко говоря, странной.
Сначала с многочисленными нарушениями проводится конкурс на замещение должности, в результате которого выигрывает кандидат с заведомо более слабыми стартовыми позициями. Когда областной суд отменил эти результаты, исполняющей обязанности директора до новых выборов в гороо утверждают всё ту же Анар Кабдиеву. И это несмотря на то, что ни родителей, ни учителей школы не устраивает её кандидатура.
Не меньше странностей обнаружилось и в отношении нового конкурса. Вначале исполняющая обязанности руководителя отдела образования Дина Ибраимова отвечала, что апелляцию в Верховный суд городской отдел подавать не намерен, а новый конкурс пройдёт в марте-апреле. Позднее это решение было пересмотрено. Апелляция подана, а сроки новой процедуры перенесены на апрель — май. Апрель заканчивается. Объявлений о новых выборах так и не поступало. Тем временем и.о. директора лицея № 34 Анар Кабдиева не первый месяц находится на курсах директоров в Астане. Это и понятно. Ведь на момент занятия должности её управленческий стаж составлял три месяца.
Что это? Случайность? Или гороо открыто благоволит одному из кандидатов? Этим вопросом задаются попечители лицея.
— На наш взгляд, фактически оказывается "предпочтение физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений", запрещённое статьей 50 Закона "О государственной службе" — считает член попечительского совета, главный специалист по правовым вопросам областной профсоюзной организации работников образования и науки Иван Соколов.
Странная позиция городского отдела образования и не менее странное поведение и.о. директора вызывают у родителей желание обратиться в департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции. Мы будем следить за развитием ситуации.
В заключение хочется сказать, что вся эта история вокруг попечительского совета лицея № 34 демонстрирует, насколько важна роль, которую теперь этот орган может играть в жизни родной школы. Если родители осознают свою реальную силу.
Ирина Плотникова