Включите JavaScript в настройках браузера.
4 июня 2012
Сейчас читают:

Обнимая небо (+фото, видео)

Группа устькаменогорских энтузиастов занялась воздухоплаванием

«На воздушном шаре полетать хотите?». На пороге редакции стоял обычный с виду парень. Синие джинсы, бейсболка, открытая улыбка. На бравого покорителя неба молодой человек был не очень похож. Вернее совсем не похож.

Я судорожно соображал, не первое ли апреля на календаре и где в кабинете может быть установлена скрытая камера.

«Так хотите или нет? - спросил он — Это здорово, вам понравится».

В этот-то момент я понял, что все действительно всерьез. Без шуток. По-настоящему и в то же время - будто бы во сне.

«Хотим», - сказал кто-то. Как оказалось после, это был мой собственный голос.

72 часа

До марта этого года устькаменогорский предприниматель Александр Русинов твердо стоял на земле. В прямом и переносном смысле этого слова. Небо совершенно не манило его. Но, как и бывает в таких вот историях, все изменил Случай.

- В марте этого года мой друг Тимур посоветовал посмотреть российскую комедию «Самоубийцы», - вспоминает небесный капитан. - «Окей», - ответил я. Пришел домой, включил фильм и в одном из эпизодов увидел воздушный шар. Фильм и не об аэростатах вовсе, меня же почему-то зацепил именно этот момент. И что самое смешное: я десятки раз видел воздушные шары до этого - в других фильмах и клипах. А в этот раз в голове будто щелкнуло. И я подумал: «Хочу». На следующий день пришел к Тимуру и поделился с ним этой мыслью. Он предложил поискать информацию в Интернете. Нашли телефон какого-то парня в Германии...

Уже на следующий день Александр набирал заветный номер. Разговор получился долгим. С незнакомцем на другом конце провода Саша разговаривал, как с давним приятелем. Тот советовал, что делать начинающему воздухоплавателю, какой шар лучше купить, делился воспоминаниями из своей летной практики. С каждой минутой желание летать на собственном аэростате, казавшееся поначалу едва ли не безумным, становилось все более естественным.

- Сразу давать ответ не стал — оставались еще некоторые сомнения, - признается Саша. - Сказал, что перезвоню, если надумаю. На том и распрощались. Потом весь день ходил, пытался заниматься повседневными делами, работой. А в голове только одна мысль - о воздушном шаре. В итоге еще раз позвонил в Германию и сказал коротко: «Перевожу тебе деньги. Высылай шар».

С того момента, как Александр увидел аэростат в фильме, прошло всего 72 часа.

***

О полете мы с Александром договорились на четверг. Можете считать это совпадением, но с того момента, как Саша вошел в наш кабинет, и до оговоренной даты должны были пройти практически те же самые 72 часа.

«Летать лучше всего на рассвете и закате, когда полный штиль, - объяснил небесный капитан Русинов первую тонкость воздухоплавания. - Приезжайте к Тарханке утром. Будем вас там ждать».

В дорогу мы выдвинулись ни свет, ни заря — в четыре часа утра. Ночь накануне каждый участник нашего бравого аэроотряда провел практически без сна.

Поездка по утреннему, еще спящему городу, скачки по трассе до Тарханки — и вот мы уже на месте.

Неземное счастье

Пока шар находился в пути, будущий покоритель неба времени даром не терял - засел за чтение книг воздухоплавании. По его словам, литературы перелопатил гору.

- Но без практики все мои знания не стоили ничего. Нужно было искать курсы, где мне могли бы не только рассказать, как поднимать шар в воздух и управлять им там, но и дать возможность сделать все это самому, - говорит он. - Опять начал искать информацию в интернете и узнал, что в Алматы, оказывается, есть парни, увлекающиеся воздухоплаванием!

В «Казаэростате» к звонку с востока страны отнеслись с пониманием — Ярослав с Владимиром и сами уже много лет «больны небом». «Приезжай», - сказали они. «Ждите», - ответил Саша, отправляясь за билетами до южной столицы.

- В Алматы я попал буквально с корабля на бал: из аэропорта сразу же поехали на окраину города — летать. - говорит он. - Что чувствовал, впервые поднявшись на аэростате в небо? Я не знаю, как передать словами эти ощущения. Эйфория, восторг. Наверное, это и есть то, что называют неземным счастьем.

И хотя это был всего лишь так называемый привязной подъем - шар надежно крепится к земле тросом и взмывает лишь на строго определенную высоту - на первый раз и этих ощущений было с головой. Впрочем, совсем скоро случился у Александра и настоящий свободный полет.

Граф Алматинский

У воздухоплавателей есть одна традиция - всем, кто совершил свой первый свободный полет на воздушном шаре, они присваивают графский титул. Обряд, разумеется, шутливый — ни замка, ни родового поместья вместе с титулом, увы, не положено. Но есть в нем какая-то особая романтика. Что-то опять-таки неземное.

- Сначала тем, кто впервые покорил небо, рассказывают историю развития воздухоплавания. Начиная от братьев Монгольфье, впервые поднявших над землей аппарат тяжелее воздуха, и заканчивая нашими днями, - говорит Александр. - Затем вручается сертификат, где указаны имя и фамилия начинающего воздухоплавателя, продолжительность его полета и максимальная высота, на которую он поднялся.

«Высота подъема — 700 метров» - значится в Сашином сертификате. И титул — граф Алматинский.

- Это потому, что я в первый раз в Алматы в воздух поднялся, - смеется новоиспеченный «дворянин». - Вообще говоря, все вышло немного случайно. Пока был в южной столице, туда приехала делегация из Китая. Иностранцы обратились к парням из «Казаэростата» и попросили провести для них воздушную прогулку. А мне Ярослав с Владимиром говорят: «Что ж ты домой-то без сертификата поедешь. Айда с нами». Так и полетел.

После толпа китайских графов вернулась в свою Поднебесную, а граф Алматинский Александр Русинов — в родной Усть-Каменогорск.

***

Летательный аппарат Саша хранит в обычном гараже у своего друга в Тарханке. Аэростат на деле оказался чертовски тяжелым: корзина, четыре баллона с газом, огромный тюк со свернутым куполом — в общей сложности конструкция весила никак не меньше центнера. Пока мы, чертыхаясь, грузили ее на прицеп, чтобы доставить к месту полетов, помянули не только братьев Монгольфье, но и всех их родственников до седьмого колена. Справиться с этой тяжестью одному просто нереально.

Команда

- Воздухоплаванье — занятие не для одиночек, нужна команда. И не просто единомышленников, а людей, которым будешь доверять так же, как самому себе. Небо не прощает ошибок, - говорит Александр Русинов.

Сейчас в команде устькаменогорских энтузиастов-воздухоплавателей помимо самого Саши еще четыре человека. С каждым из них «капитан Русинов» съел не один пуд соли. И каждого заразил своей страстью к полетам.

- Самый большой и сильный из нас — Антон. Он отвечает за привязной фал — это трос, который натягивает купол, - поясняет роль каждого члена своей бригады Александр. - Гоша затыкает парашютный клапан и страхует Антона на фале. Плюс он помогает мне работать с тросами, которыми мы крепим купол к корзине.

Евгений — главный по механической части — работает на вентиляторе-нагнетателе. Он нагоняет воздух внутрь шара, пока тот лежит на земле.

- Тимур поднимает края купола, чтобы в него заходил воздух. В этом ему помогает кто-нибудь из наших знакомых или просто случайных зевак. О наших подъемах на аэростате знает уже вся округа, поэтому недостатка в зрителях и помощниках не бывает, - улыбается Саша.

Ну, а сам небесный капитан Русинов работает на горелке — разогревает воздух внутри шара.

- Нужно поддерживать правильный температурный режим — около 100 градусов Цельсия. Немного перегреешь — и конец аэростату: расползется или даже вспыхнет, - поясняет он. - Если не чувствуешь температуру — ставь датчики.

Сам Саша прекрасно обходится без них. Небо у него в крови.

Со временем, надеется Русинов, каждый из членов его команды сможет сам попробовать себя в роли капитана. Теорию парни уже изучают, а практические курсы скорее всего откроются в Алматы уже этой осенью. Учебная программа как раз находится в разработке. Ничего подобного прежде в Казахстане просто не было.

***

- Надувайся же, черт возьми, надувайся! - смотреть на то, как купол шара кривится от еле-еле ощутимого ветерка, было больно. Почти физически больно.

Газовая горелка гудела, с надрывом выплевывая языки пламени. Казалось, аэростат вот-вот поднимется в воздух, но не хватало какой-то малости, какого-то мгновения. Очередной легкий порыв ветра — и шар снова выгибало дугой, а затем он бессильно падал на землю.

Мечта о полете буквально втаптывалась в пыль.

- Не расстраивайтесь, так бывает, - команда воздухоплавателей, как могла, пыталась нас ободрить. - Приезжайте вечером, после работы. Наверняка все получится.

На том и расстались.

Такого длинного рабочего дня у нас, пожалуй, не было никогда.

Ветер-друг, ветер-враг

- Восточный Казахстан, к сожалению, не лучшее место для занятия воздухоплаванием, - вздыхает Александр - Часто бывает так: вроде бы полный штиль, приезжаем на место, начинаем надувать шар — и тут ветер. Купол изгибает «ложкой», и ты хоть тресни, но уже не взлетишь.

К тому же летать при ветре скоростью больше пяти метров в секунду опасно: шар может смять на высоте, и тогда все закончится плачевно — гибелью и пассажира, и пилота.

- Наблюдение за ветром становится буквально болезнью, — смеется Александр. - Мне алматинские друзья говорили: «Ты станешь больным, будешь болеть из-за ветра». Я не верил — никогда ведь не обращал на него внимания. А сейчас, когда собираюсь летать, ловлю себя на том, что буквально ежечасно смотрю: не шелохнулись ли ветки на деревьях.

Но ветер — это не только злейший враг воздухоплавателя, но и самый верный друг. Ведь лишь благодаря ему и возможен полет — никакого руля в аэростате просто нет. Летишь туда, куда ветер дует. На разных высотах потоки воздуха могут двигаться в разные, даже противоположные стороны. Меняя высоту, выбираешь направление и скорость движения, просчитываешь траекторию полета.

- А вообще нюансов в полете – масса. И постоянно нужно быть внимательным, не терять концентрации. Чуть зазеваешься — угробишь себя и того, кто с тобой, - предупреждает Александр.

О стоимости самого шара небесный капитан Русинов говорит с неохотой. «По цене это сопоставимо с ценой хорошего внедорожника», - несколько туманно отвечает он на такие вопросы. А вот цифру, в которую воздухоплавателю обходится вечер полета, узнать удалось.

- Примерно выходит 30 тысяч тенге. Это и газ для самого шара - а он у нас недешевый, - и бензин для автомобиля, чтобы привезти и увезти летательный аппарат. В принципе, аэростат я брал для себя, для собственного удовольствия, поэтому к таким тратам был готов.

Но утаить от горожан своего хобби Саше, разумеется, не удалось. А отказать людям в удовольствии прикоснуться к небу, очень непросто.

- Как я скажу человеку «нет»? - улыбается Александр. - Может, это чей-то друг. Или просто очень хороший человек, а я его обижу своим отказом.

Поэтому сейчас капитан Русинов задумывается над тем, чтобы проводить коммерческие подъемы.

- Брать буду деньги, только чтобы окупить затраты, - говорит он. - Примерно две-две с половиной тысячи за подъем.

Но главный сюрприз впереди: в конце июня должен прийти еще один аэростат — больше этого. Тогда, обещает Александр, в Усть-Каменогорске можно проводить не только подъемы на шаре, но и свободные полеты. Об их стоимости говорить пока преждевременно, но если ориентироваться на расценки Алматы, то там час полета обходится человеку в 25 тысяч тенге.

- А вообще планов громадье, - рассказывает воздухоплаватель. - Мне предложили быть президентом союза «Казаэростат». Надеюсь, и в других городах Казахстана со временем появятся энтузиасты, больные небом. Что же касается меня, то в следующем году, думаю, стану судьей международной категории и смогу со своей командой ездить на соревнования.

В небо

Вечером природа дала «добро» на вылет - ветер, весь день изводивший нас, неожиданно стих. На место — все к той же деревне Тарханка - мы прибыли первыми. Чуть позже с вопросами «А здесь на шаре летают?» стали подтягиваться и зрители. В основном это были сельчане, хотя некоторые, как оказалось, приехали аж из города — рассказы о полетах на аэростате «сарафанное радио» разносит очень быстро.

Минут через тридцать появилась и команда воздухоплавателей.

- Крепите трос! Тяни фал! Закройте клапан! Черт возьми, клапан закройте! - Саша руководил процессом сборки и поднятия аэростата.

Мерно гудел вентилятор-нагнетатель, и купол воздушного шара рос буквально на глазах.

- Навалитесь на корзину! Ставьте! - отдал последнюю команду капитан.

Общими усилиями мы поставили аэростат вертикально. На мгновение он замер, а затем, будто бы почувствовав свободу, дернулся и взмыл над землей. С момента, когда братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье сконструировали из бумаги и запустили свой первый аэростат, прошло уже более двухсот лет. Но благоговейный трепет, охватывающий человека всякий раз, когда тяжеленная конструкция бесшумно и внешне легко поднимается в воздух, не исчезнет, думаю, никогда.

Что я почувствовал, впервые оказавшись в корзине воздушного шара? Хотелось кричать от счастья. Праздновать победу на будничностью жизни и земным притяжением. Рубануть канат, удерживающий шар, и лететь. Лететь, пока хватает газа в баллонах. Пока хватает сил обнимать это небо.


Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней