Включите JavaScript в настройках браузера.
29 сентября 2016
Сейчас читают:

Как отразится на жителях ВКО массовое закрытие мелкого бизнеса?

Как отразится на жителях ВКО массовое закрытие мелкого бизнеса?
Фото Виктор Абакумов

Наверняка многие из вас замечали, как ощутимо опустела сфера услуг в шаговой доступности. Закрываются небольшие магазины, крупные стараются ужаться или меняют характер продаж. На гостиницах, ресторанах и офисных помещениях все чаще появляются вывески "Продам". В большинстве торговых домов освобождаются площади — предприниматели уже не могут позволить себе взять их в аренду. Да и каждый из нас отметил, что в любимых продуктовых магазинах не один раз изменились ценники — в сторону увеличения. С чем связан массовый упадок малого и среднего бизнеса, и как это скажется на потребителях, разбирался корреспондент YK-news.kz.

План ликвидации

Эксперты отмечают, что эта проблема носит массовый характер. Она возникла и усугубляется главным образом из-за того, что от торговых сетей отшатнулись потребители. Они просто-напросто не могут приобретать те товары и услуги, что брали еще вчера. Закон рынка: чем меньше спрос, тем меньше предложений.

Покупательская способность восточноказахстанцев серьезно снизилась за последнее время. Об этом свидетельствует и опрос жителей региона, проведенный YK-news.kz. Большинство респондентов отметили, что их нынешних доходов не хватает на покупку привычного списка товаров. Люди вынуждены экономить. А это привело к тому, что многие торговые организации или предприятия сферы услуг потеряли своих постоянных клиентов.

Согласно официальным данным областного департамента государственных доходов, в последнее время отчетливо прослеживается тренд сокращения количества бизнесменов. В 2015 году в ВКО 3 454 индивидуальных предпринимателя прекратили свою деятельность, а вновь зарегистрированных было 9 472. В нынешнем же году, который еще не подошел к концу, свернули работу уже 8 442 ИП, а создано лишь 8 050. Выходит, что за текущий год мы потеряли почти в 2,5 раза больше мелких ремесленников и коммерсантов, чем за весь 2015 год.

Предприниматели, которые выставляют свои отделы на продажу, с сожалением в голосе сообщают: "Наш бизнес нерентабельный". Перестали пользоваться спросом небольшие торговые точки разного рода — от тех, где можно присмотреть обувь, до реализующих бытовую технику.

— У нас та же история, что и у многих сейчас, — объясняет владелица магазина электроники в областном центре Инна. — Прибыль резко сократилась. Нам даже не пришлось увольнять продавцов — сами ушли из-за падения продаж, что отразилось на их зарплате. Мы с мужем посоветовались и решили продать магазин.

Кредитная история

Пошатнула позиции предпринимателей и последняя девальвация, произошедшая в августе прошлого года. Внезапный скачок курса доллара серьезно повлиял на судьбу бизнесменов, особенно тех, кто платит долларовый кредит. По правилам, если вы планируете взять заём на определенную сумму, нужно иметь так называемое залоговое имущество. Это необходимо для того, чтобы банк не потерял свои деньги, если клиент не сможет выплатить кредит.

Сейчас много гостиниц и ресторанов выставлены на продажу. Мы скрупулезно обзвонили с десяток номеров, указанных на вывесках. Как выяснилось, большинство крупных помещений продают именно банки второго уровня.

— Это залоговое имущество, которое сейчас уже принадлежит нашей организации, — поясняли по телефону. — Просто человек взял кредит в долларах и из-за последней девальвации не смог расплатиться. Поэтому теперь это здание принадлежит банку, и мы занимаемся его продажей.

Съезжаем!

Республиканские бизнес-издания отмечают, что с начала года выросла стоимость аренды коммерческих помещений. По сообщению Комитета по статистике, в Восточно-Казахстанской области особенно заметно поднялись расценки на съем площадей под химчистки и прачечные — почти на 26 процентов. Также серьезно подорожала аренда парикмахерских и салонов красоты — практически на 27 процентов. А стоимость платы за временное пользование промышленными базами и вовсе увеличилась в 2,4 раза.

Арендодатели отмечают, что клиенты сейчас не в состоянии снимать коммерческую недвижимость, поэтому не видят выгоды в сдаче помещений. И выставляют на продажу офисы. Уж казалось бы, насколько не подверженный влиянию кризиса бизнес — нотариальная контора, располагающаяся практически в самом центре города, — и та не пользуется спросом.

— Я уже давно живу в Астане и все это время сдавала в аренду помещение в Усть-Каменогорске, — говорит владелица недвижимости Асель. — Потом арендаторы сказали, что не могут платить, и съехали. Нашла других, но очень скоро история повторилась. Сейчас никто не хочет снимать этот офис, поэтому я решила его продать, чтобы не простаивал без дела.

В торговых домах областного центра тоже наблюдается тенденция спада: постепенно пустеют торговые залы, а кое-где освобождаются целые этажи. В приватных беседах вчерашние арендаторы признаются, что не способны вносить арендную плату вовремя. Поэтому, чтобы не потерять своих клиентов из-за высоких ставок, администрация одного из торговых центров была вынуждена снизить стоимость квадратного метра.

На этом фоне набирает обороты так называемый сетевой масс-маркет — отдельчики, где предлагается дешевый индийский и китайский ширпотреб.

Государственные издержки

Казалось бы, какие проблемы могут быть в стране, где создано столько различных государственных программ для малого и среднего бизнеса? Как показывает практика, проблемы есть, и довольно существенные. Предприниматели, которые поделились своими историями с корреспондентом YK-news.kz, на публикацию согласились лишь на условиях анонимности. Не хотят себе навредить.

Хозяйка небольшого магазина в Усть-Каменогорска:

— Все ИП обязали приобрести кассовый аппарат, который выдает фискальный чек с помощью интернета. Обычный их не устраивает. Мало того что новый аппарат недешев и надо тратиться на его обслуживание. Загвоздка в том, что связь очень слабая. Поэтому, чтобы пробить чек клиенту, приходится бегать по помещению, искать, где появится сигнал. Цирк, а не работа!

Еще одна бизнесвумен, содержащая салон красоты, пожаловалась на регулярные штрафы от санврачей.

— Мы всегда держим салон в идеальной чистоте, — делится собеседница. — Это в наших же интересах. Но после каждой проверки нам выписывали штраф, придираясь, допустим, к маркировке половой тряпки. Однажды на мое возмущение ответили: "Извините, но у нас есть норматив по штрафам".

Владелица продуктового ларька из Зыряновска:

— На протяжении восьми лет я не могла себе позволить выбросить просроченные продукты из магазина — у меня кредиты, каждая копейка на счету, попробуй не уплати банку! Поэтому, когда срок годности истекал, мы с детьми сами их ели...

Кредиты хочется помянуть особо. В Казахстане существуют специальные программы, по которым предприниматели могут получить определенную сумму на развитие бизнеса, в том числе по госпрограммам. Но путь этот легким не назовешь.

— Конечно, у нас есть разного рода программы, но анализа развития бизнеса нет, — считает председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса ВКО Галина Казанцева. — Например, "Дорожная карта бизнеса-2020" предполагала резкое увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса. Однако этого не произошло. Наоборот, идет уменьшение. Предприниматели готовы участвовать в программах, но порой это бывает очень проблематично. Например, могут отказать без всяких объяснений. Да и к тому же из-за бюрократических проволочек ждать результата приходится не неделю или две, а несколько месяцев. Бывает, и до года доходит. Поэтому такая нестабильность ничего хорошего не приносит. Кроме того, государство возложило на предпринимателей за последние годы такие дополнительные расходы, что мама не горюй. Субъекты малого бизнеса этого просто не выдерживают.

Я в чиновники пойду...

Эксперты отмечают, что проблема уменьшения социально активного класса собственников сформирована не одним днем и прослеживается на территории всей страны. Она напрямую влияет на благосостояние жителей Казахстана. Предположим, что все предприниматели массово обанкротятся. Кто же станет нас кормить и одевать?

— То, что мы наблюдаем, это отголоски давних проблем, — считает известный казахстанский экономист и политолог Досым Сатпаев. — Первая волна закрытия бизнес-структур была во время кризиса 2008 — 2009 годов. Череда девальваций, которая произошла в Казахстане, нанесла очередной мощный удар. В первую очередь — по малому и среднему бизнесу. Средний бизнес становится малым, малый бизнес — индивидуальным предпринимательством или вовсе уходит с рынка. На самом деле это довольно тревожный тренд. Без этих составляющих трудно говорить о появлении среднего класса. А средний класс для любого государства — это важный фактор стабильности. То есть здесь мы видим еще и политические риски. Чем меньше будет людей, которые занимаются бизнесом, зарабатывают деньги, кормят свои семьи, платят налоги, тем хуже будет самому государству. Нужно почаще выходить из чиновничьих кабинетов, чтобы реально видеть проблему. Бороться с этим нужно комплексными мерами. Первое — это поддержка со стороны государства. Второе — борьба с коррупцией. Ведь если с этим активно борются на верхах, то это не значит, что такая же работа идет на низовом уровне. Коррупция в масштабах страны — это увеличение финансовых издержек, увеличение себестоимости продукта. Ведь коррупционную ренту, которую платит бизнесмен, он потом закладывает в цену товара. Третье — бизнес нужно переориентировать на экспорт, чтобы наши товары находили своего потребителя за пределами страны. Сложившаяся сейчас ситуация может привести к общей безработице, к падению престижа работы бизнесмена. А стране нужны люди, которые что-то производят и продвигают экономику государства. Однако уже сейчас молодые люди предпочитают идти в чиновники, а не в науку или бизнес.

Анна Сорокина

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней