В Усть-Каменогорске откроют центр пчеловодства
Могло быть больше
Если сегодня крупные и мелкие пасеки полностью обеспечивают потребности восточноказахстанцев в меде, то в ближайшее время ученые прогнозируют дефицит сладкого продукта. Причин тому несколько. Во-первых, из-за нескоординированной работы по обработке полей ядохимикатами в прошлом году погибли пчелы нескольких пасек Кокпектинского района. В Уланском, Шемонаихинском районах пчеловодов предупредили в самый последний момент. Кто успел спасти насекомых, мед собрал.
- У нас правая рука не знает, что делает левая. Работники сельских акиматов, инспектора управления сельского хозяйства должны за несколько дней предупреждать пчеловодов о том, что будет проходить обработка полей ядохимикатами. Чтобы хозяин пасеки мог закрыть ульи или вывезти в другой район, - считает директор Ассоциации пчеловодов области Абзал Жумагалиев. - На деле же этого не происходит. Знаю, что в прошлом году владельцы трех пасек Кокпектинского района готовили иски в суд по возмещению ущерба. А сколько еще пчел погибло в мелких пчеловодческих хозяйствах! Я убежден, что мы потеряли намного больше, нежели по официальным данным. Пчеловоды, которые имели всего 3-5 уликов, скорее всего, даже не стали предъявлять претензии.
Во-вторых, в Восточном Казахстане активно внедряется программа введения меда в рацион школьников. Так что учащимся учебных заведений Рудного Алтая ежегодно будет уходить до 80 тонн меда. В ближайшее время планируется наладить фасовку ежедневной порции меда для детей. Очень скоро ребятня будет получать свои 20 граммов меда в специальных маленьких упаковках.
Главное - порода
Увеличить объемы производства меда на пасеках нашей области ученые Восточно-Казахстанского научно-исследовательского института сельского хозяйства (ВК НИИСХ) планируют за счет роста племенных хозяйств. Сейчас их в области, по информации заместителя начальника управления сельского хозяйства ВКО Толеужана Жексембаева, всего 36. Пчеловоды понимают, что чистопородные пчелы больше приносят меда, их продуктивность на 20-100 процентов выше, нежели у простых пчел.
- Наши пчеловоды привозят племенной материал из Закарпатья, Шымкента, Алматинской области. Но, по моему мнению, южные пчелы не приспособлены к нашему климату, они во многом уступают пчелам нашей местной породы - среднерусской, - считает заведующий отделом пчеловодства ВК НИИ сельского хозяйства Абзал Жумагалиев. - Эта уникальная популяция еще осталась в Курчумском районе. Мы должны ее сохранить.
Для этого в НИИ открылась лаборатория по селекции племенных пчел.
Вот уже два года племенные хозяйства получают помощь от государства. Если в 2010 году в ВКО на субсидии пчеловодам было выделено четыре миллиона тенге, то в 2011 году эта сумма была увеличена в шесть раз - 24 миллиона тенге. За каждую чистопородную пчелосемью в прошлом году хозяева пасек получали по шесть тысяч тенге.
Абзал Жумагалиев рассказывает, что в центре распространения знаний при ВК НИИСХ регулярно проводятся семинары по промышленному пчеловодству, на которых ученые рассказывают о новых технологиях в отрасли. А чтобы иметь наглядный пример инноваций, неподалеку от НИИ скоро откроется центр пчеловодства. По словам Абзала Даулетчиновича, это будет показательное предприятие, на котором намерены использовать только современное оборудование для сбора, переработки и фасовки меда. В помещение уже привезли электрическую медогонку.
- Очень скоро, когда средние пчеловоды станут крупными, крупные станут суперкрупными, в отрасли остро встанет проблема квалифицированных кадров. В ближайшее время мы будем поднимать вопрос об открытии курсов обучения небольших групп людей, которые хотели бы заниматься пчеловодством, - говорит директор Ассоциации пчеловодов области. - Кроме того, сейчас одна алматинская компания готова через микрокредиты выдавать начинающим оборудование, ульи, инвентарь. Я уверен, что те люди, которые будут правильно вести этот бизнес, окупят все расходы в течение 12-18 месяцев.
Нужна лаборатория
Мечта многих пчеловодов Восточного Казахстана - продавать свой товар на международном рынке. По мнению директора Ассоциации пчеловодов, тот мед, который получают на большинстве пасек Зыряновска, Риддера, Курчумского и Катон-Карагайского районов является органическим, то есть элитным. Допустим, если на мировом рынке такой продукт экстра-класса стоит 10-30 долларов за килограмм (1500-4500 тенге), то наши пчеловоды продают его на родине по оптовой цене в 3,5-4 доллара за килограмм (525-600 тенге). То есть в 10 раз дешевле.
Причина, по которой восточноказахстанский мед пока не продается в других странах, проста. В области нет лаборатории, где сладкая продукция проходила бы сертификацию по требованиям европейского рынка. Судя по всему, это пока только вопрос будущего.