Права детей-сирот в Восточном Казахстане нарушили полторы сотни раз
Опекун снимала деньги со счета своего подопечного, трое детей лишились прав на квартиру умершей матери. Эти и другие нарушения выявила прокуратура области, проверив, как соблюдаются права несовершеннолетних сирот. Оказалось, что от действий взрослых пострадали полторы сотни ребят, сообщает корреспондент YK-news.kz.
Ревизоры из прокуратуры ВКО подвели итоги своей работы за 2014 год. Блюстители закона рассказали о самых вопиющих случаях.
- В июле 2013 года гражданка К. из Семея стала опекуном мальчика Абдрахмана, - сообщил заместитель прокурора области Нурлан Бижанов. - Детский дом, где воспитывался мальчик, открыл на него счет. Туда поступало пособие по утере кормильца. За пять лет накопилось около миллиона тенге.
Ход дальнейших событий устанавливало следствие. В июле 2013 года семейчанка пригрела сироту, а уже в сентябре новоявленная "мама" получила на руки чуть больше восьмисот тысяч тенге. Оставшиеся сто восемьдесят тысяч принадлежали спонсорам, и обналичить их дама не смогла. По закону опекун должна была объяснить в отделе образования, зачем сняла средства со счета. Но гражданка К. не торопилась предоставлять отчет по использованию денег и промотала круглую сумму. В результате такой расторопности "мамаши" сирота лишился всех своих накоплений.
- Было возбуждено уголовное дело по статье "Злоупотребление правами опекуна или попечителя", - сообщил Нурлан Бижанов. - В декабре 2014 года суд признал женщину виновной, деньги в пользу мальчика взыскали в полном объеме. Гражданка К. получила наказание в виде двух лет ограничения свободы.
В другом случае работники Новошульбинского детского дома забыли вовремя отправить документы детей на получение пособия по потере кормильца. Мать Михаила и Андрея Б. умерла в 2010 году. Братья были сначала в Серебрянском интернате, потом перешли в Новошульбинский детдом. Администрация этого учреждения халатно отнеслась к своим обязанностям и подала документы на выплату пособия для Андрея только в 2012 году, а для Михаила аж в 2013 году.
- В итоге одному мальчику не перечислили почти двести тысяч тенге, а его брату - свыше двухсот тысяч, - рассказывает Нурлан Бижанов. - По решению суда детский дом возместил сиротам потерю денег.
В областной Детской деревне, по информации надзорных органов, тоже невнимательно отнеслись к документам. Горожанка Эльмира М. умерла в 2012 году, оставив сиротами двух сыновей и дочку. Самому старшему из детей на сегодняшний день исполнилось 12 лет, младшему - шесть, а их сестренке - девять.
- У Эльмиры М. была доля в квартире в Усть-Каменогорске, - поясняет заместитель прокурора. - По закону ее прямые наследники - это дети. Однако сотрудники Детской деревни не передали документы мальчиков и девочки для оформления наследства. В результате несовершеннолетние не получили долю в квартире. Осенью 2014 года городской суд восстановил двух братьев и сестру в правах.
В прокуратуре подчеркивают, что по итогам проверок было заведено одно уголовное дело, подано три иска в суды и один человек привлечен к административной ответственности.
Елена Балова