Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
26 сентября 2020
Сейчас читают:

О тех, кто ещё до карантина перешёл на удалённое обучение и не пожалел об этом

О тех, кто ещё до карантина перешёл на удалённое обучение и не пожалел об этом
Лариса Куимова с дочерью Дашей
Фото из личного архива Ларисы Куимовой

"Ну, началось!" — примерно так подумали многие родители после начала учебного года. Школьные уроки в формате ZOOM и домашние задания по WhatsApp еще весной расшатали нервную систему многих учеников, родителей и педагогов. Неудивительно, что сейчас бытует мнение, будто дистанционка — наихудший вариант образования. Однако есть семьи, в которых родители еще до карантина добровольно забрали документы ребенка из школы и перевели его на домашнее обучение. Зачем, почему? И как все это выглядит на практике? О российских платформах школьного образования для казахстанцев, о плюсах и минусах удаленной учебы — в нашем материале.

Пандемия коронавируса заставила школьников всей страны перейти на "дистанционку". Этот переход был внезапным. Никто не был готов к такому повороту событий. Видео часто "зависали", ученики не понимали новый материл, родители пытались вспомнить школьную программу и садились учиться вместе с детьми… Тяжело было всем.

Между тем в соседней России дистанционное образование активно развивается уже порядка 15 лет. У педагогов есть опыт, есть наработки, есть отлаженная система, которой могут пользоваться и жители других государств. В частности, некоторые казахстанцы в последние годы решили опробовать новый формат обучения. И перевели своих детей на домашнее интернет-образование. Ребенок закрепляется за российской школой, учится, выполняет домашние задания, сдает экзамены и в итоге после окончания получает аттестат российского образца.

Мы нашли в Усть-Каменогорске тех родителей, которые выбрали для своих детей дистанционное обучение на российских платформах. Они с удовольствием рассказали о своем переходе из традиционной школы — в удаленную. И о том, как сейчас у них выглядит учебный процесс.

По-хорошему не получилось

Татьяна Смирнова (имя и фамилия изменены) перевела своего сына на дистанционное обучение, когда он перешел в пятый класс.

— Я посмотрела новую школьную программу и пришла в недоумение. Сын у меня третий ребенок, старшие давно закончили школу, поэтому мне есть, с чем сравнивать нынешнее образование, — рассказывает Татьяна Смирнова. — От знакомых я услышала про дистанционную учебу на российских платформах. Изучила всю информацию, оформила пробную бесплатную неделю такой учебы. Мне очень по­нравилось! Качество преподавания, структура, задания, система контроля и оценок. К тому же мы собирались переезжать в Россию на ПМЖ. В общем, я с уверенностью отправилась в школу забирать документы сына.

Однако администрация учебного заведения не разделила восторга Татьяны по поводу  дистанционного формата учебы. Документы ребенка ей не отдавали. Сначала просто отговаривали, потом потребовали предоставить кучу подтверждающих бумаг. Даже просили принести копию  авиабилетов в Россию!

— Но никаких билетов у нас на руках еще и в помине не было. Мы предполагали перебраться в соседнее государство, но только через год. И чтобы нам не терять это время, мы хотели весь пятый класс уже учиться по российской программе. Мои доводы администрацию школы не убедили. Я письменно обратилась с заявлением в гороо, однако и после этого дело не сдвинулось с мертвой точки. Только когда я заявила, что подам исковое заявление в суд, — только после этого документы сына мне, наконец, отдали.

Весь прошлый год мы проучились дистанционно. Остались довольны. Были ли "минусы"? Незначительные. И все они, как правило, касались технической стороны обучения. Знаю, что некоторые мои знакомые уходили из традиционной школы спокойно, без препонов и проволочек. Но лично у нас мирно, по-хорошему не получилось.

Столичный уровень?

У Ларисы Куимовой дочь Дарья учится на российской платформе "InternetUrok". Дистанционно девочка занимается уже четвертый год.

— Это не какая-то сомнительная организация, это реальные российские школы, на базе которых работает дистанционное обучение, — объясняет Лариса Куимова. — Мы, например, зачислены в московскую школу, наши задания проверяют реальные преподаватели этого заведения.

Лариса Куимова подробно рассказала нам, как  проходит удаленное обучение и как вообще выстроена образовательная система на российских платформах.

— На каждый день составлено свое расписание уроков. Допустим, понедельник: русский язык, математика, английский. Количество уроков меньше, чем в обычной школе, но упор делается на "погружение в предмет". То есть за один день по математике, например, может быть рассмотрена не одна тема, а сразу две – три. Всё начинается с видеолекции преподавателя. Объясняют педагоги очень доходчиво, наглядно — с примерами, слайдами, презентациями. Не секрет, что многие дети в ходе уроков отвлекаются, быстро устают, переключают свое внимание на посторонние вещи. Понятно, что при домашнем обучении такое тоже происходит, но у ребенка есть возможность прослушать объяснение учителя снова — во второй или даже в третий раз. У любого нового материала есть конспект, который хорошо помогает ученикам-визуалам. Потом следуют вопросы по пройденной теме, практические задания с разбором правильного решения. Далее начинаются онлайн-консультации, которые идут в реальном времени — здесь можно лично задать свои вопросы преподавателю. Только после этого ребенок приступает к выполнению домашних заданий. Обычно они довольно объемные — предположим, по математике может быть совокупно задано около ста примеров. Но, как правило, ребенок к этому моменту уже хорошо усвоил тему и готов в ней практиковаться. Если по "домашке" возникают вопросы — их можно задать письменно. Обычно преподаватели отвечают быстро.

Если речь идет о творческих заданиях (например, написание сочинения), то такие работы учителя всегда проверяют лично. Они пишут свои замечания, рекомендации, оценивают уникальность выполненной работы: списать на интернет-ресурсах у ребенка не получится!

И еще любопытная штука: по каждой пройденной теме ребенок обязан письменно ответить на вопросы преподавателя. И эти вопросы всегда очень глубокие. Ответ не лежит на поверхности. Зачастую ученик должен проанализировать материал, дать свою оценку, высказать свое мнение. Подобные вопросы по литературе или истории — вообще прекрасная вещь!

У каждого ребенка и его родителей есть личный кабинет, онлайн-журнал, табели с оценками. Есть задания ежедневные и ежемесячные, которые необходимо сдать к конкретному сроку. Также выводятся четвертные и годовые оценки. После девятого класса ребенок обязан при­ехать в ту школу, в которую он зачислен, и лично сдать там устные экзамены.

Цена вопроса

Дистанционное обучение на российских платформах, разумеется, платное. И не дешевое, особенно на первый взгляд.

— Приведу для примера цифры прошлого года. Ежемесячное обучение нашей "дистанционки" оценивалось в 5200 рублей. Если оплачивать весной сразу весь последующий учебный год, то получается дешевле: 3800 рублей за месяц, — уточняет Лариса Куимова. — Много это или мало — каждый решает сам. Мы с мужем посчитали наши расходы на покупку дочери школьной формы, ее обеды в столовой, деньги, сданные в фонды класса, школы и к различным праздникам, прибавили затраты на возможных репетиторов по некоторым предметам — и получилось, что в течение учебного года мы тратим примерно те же самые деньги! Поэтому мы и решили опробовать новую систему. Закончили дистанционно пятый, шестой, седьмой класс, перешли уже в восьмой.

А как же общество?

— Когда мы уходили из традиционной школы, многие нам говорили: "А как же социализация, школьный класс, коллектив?" Сейчас, спустя четыре года, для меня стало очевидным, что дочь в этом плане ничего не потеряла. У Даши есть друзья, подруги — и это те люди, которых она выбирала для общения сама. Это не школьная "обязаловка", когда тебя записали в определенный класс, посадили за парту с конкретным учеником — и всё. Нравится не нравится — ребенок 11 лет общается с теми, кто случайным образом попал в первый "Б" класс. В дистанционном обучении школьнику никто не навязывает его окружение. К тому же нет прессинга, нет давления, нет ежедневного страха быть непонятым, униженным, оскорбленным. Тяжело всем, и учителям в том числе, я это понимаю. Педагогов сейчас "загнали" в такие условия, что часто у них "сдают нервы" от чрезмерной нагрузки и усталости. Многие вещи происходят на эмоциях — например, крики на учеников. Кто-то из детей относится к этому спокойно, кто-то привыкает, а у меня дочка до жути боялась громкого крика. В "дистанционке" этого нет. Успеваемость учеников оценивают объективно по выполненным заданиям. Лишние эмоции исключены.

Родительский контроль

Лариса Куимова довольна домашним обучением по многим аспектам. Дочь перестала бояться, раскрепостилась. У нее остается свободное время для занятий танцами и рисованием. Многих проблем со здоровьем удалось избежать: если раньше Даша не переносила еду школьной столовой, то теперь у нее дома — правильное здоровое питание. Никакого гастрита и пищевых аллергий.

Однако Лариса, как и другие мамы, с которыми мы пообщались на предмет дистанционного обучения, уверена: такой формат образования подойдет далеко не всем.

— Нужен регулярный конт­роль со стороны родителей. И к этому готовы не все, — подчеркивает Лариса Куимова. — На самотек такую учебу не пустишь, особенно в первое время. Нужно помочь ребенку разобраться в новой системе, нужно наладить процесс. В дальнейшем также требуется контроль. В общем, как и в обычной школе. Где-то нужно "подпинывать", где-то стимулировать, где-то просто садиться и разговаривать с ребенком. Дистанционное обучение не подойдет тем родителям, у кого совершенно нет времени и желания контролировать процесс.

Легально или незаконно?

Вопрос легального дистанционного обучения недавно обсуждался на республиканском уровне — во время онлайн-пресс-конференции, посвященной готовности школ к новому учебному году. С заявлением выступила журналист и бизнес-тренер Ольга Аринбасарова. Она предложила определить в законодательстве правовой статус дистанционного обучения.

— В России у родителей есть выбор: водить ребенка в школу или перевести его на семейное обучение. У нас, к сожалению, такого выбора нет. Сейчас складывается ситуация, когда родители казах­станских детей, выбравшие образование на российских платформах, оказываются чуть ли не вне закона. В этом вопросе образовался правовой вакуум. С одной стороны, есть международная конвенция, которая гласит, что родитель имеет право выбирать вид и форму обучения для своего ребенка. С другой — мы вынуждены жить в рамках всеобуча.

Мы обратились к юристу, редактору Агентства журналистских расследований "Витязь" Алексею Божкову и попросили его прокомментировать сложившуюся ситуацию.

— В Законе РК "Об образовании" такое понятие, как дистанционные образовательные технологии, есть. Дистанционное обучение может применяться в отношении лиц с особыми потребностями, в том числе детей-инвалидов, в отношении лиц, имеющих временные ограничения возможностей здоровья, которые не могут регулярно посещать школу, и так далее. Согласно статье 49 закона, родители имеют право выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка. Однако выбранная родителями школа должна вести обучающий процесс в соответствии с программой, утвержденной Министерством образования и науки РК. Выбранная школа должна иметь лицензию, дающую право на обучение наших школьников.

Проще говоря, дистанционное образование сейчас допустимо, но только по казахстанской (а не по российской) программе. На республиканском уровне сейчас всё чаще звучат предложения о том, что нужно узаконить дистанционную форму обучения и дать родителям право самим выбирать образовательную программу для своих детей.

Некоторые опасаются, что право выбора может привести к оттоку детей из традиционных школ. Однако Ольга Аринбасарова уверена, что эти опасения напрасны:

— Мы проводили опрос в небольшой группе родителей. Из двухсот человек только около 15 процентов сказали, что перевели бы своих детей на семейный формат обучения. Почему? Потому что это колоссальная ответственность в первую очередь самих родителей. Поэтому не нужно бояться, что все дети перейдут на "дистанционку". Этот страх абсолютно не обоснован. Однако сейчас пришло время поставить этот вопрос ребром и все-таки начать говорить о легализации дистанционной формы обучения для казахстанских детей.

Ирина Краскова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней