В Усть-Каменогорске разрабатывают систему управления ТБО
За последние несколько лет в областном центре сделали множество шагов в сторону решения мусорной проблемы. Это и строительство сортировочного завода, и открытие экопунктов, и повышение тарифов за вывоз мусора, и размещение на мусорных площадках специальных контейнеров для раздельного сбора отходов. Вот только к очевидным результатам это так и не привело: единой системы управления твердыми бытовыми отходами в городе нет, а без нее все элементы системы работают не так эффективно, как хотелось бы.
В середине апреля в ходе рабочего совещания аким Восточного Казахстана Ермек Кошербаев в очередной раз коснулся проблемы вывоза и утилизации мусора. Проблема эта находится на повестке дня уже не первый год. Решать ее пытались по-разному, но преимущественно локально и точечно. Однако это не привело к ожидаемым результатам.
— Есть у нас в области какая-то программа, стратегия управления твердыми бытовыми отходами? У нас есть какое-то планирование? — обратился Ермек Беделбаевич к подчиненным. — Давайте, я отправлю вас в Кызылорду; давайте, я отправлю вас в другие регионы. Туда, где есть стратегия, планирование и понимание того, что нужно делать.
Он поручил подчиненным в ближайшее время провести совещание по этому вопросу и заняться разработкой стратегии, а также подать бюджетные заявки на разработку ПСД для строительства новых полигонов, провести инвентаризацию на предмет целесообразности их эксплуатации и предусмотреть сортировку отходов.
Ожидали большего?
В 2021 году в областном центре начали устанавливать разноцветные контейнеры для сбора мусора. Тогда же в город прибыли специализированные мусоровозы. Предполагалось, что собранные таким образом отходы будут поступать на сортировочную линию, а затем отправляться на дальнейшую переработку.
Вот только никто не учел того факта, что у большинства горожан отсутствует культура раздельного сбора мусора. Подавляющее число жителей областного центра привыкли избавляться от отходов методом «одного ведра», смешивая органику, пластик, бумагу, стекло и другие фракции. Появление цветных контейнеров едва ли могло это изменить.
Возможно, ситуацию исправила бы система поощрений и штрафов. Но ее не разработали. Как и в целом концепцию перехода на раздельный сбор отходов.
А в 2022 году в областном центре начал действовать мусоросортировочный завод, способный перерабатывать до 200 тонн ТБО в сутки. Власти сообщали, что, помимо «свежих» отходов, на завод также будут привозить мусор со старого полигона, благодаря чему со временем этот полигон удастся ликвидировать.
На сегодняшний день объект находится в доверительном управлении у мусоровывозящей компании ТОО «Оскеменспецкоммунтранс». И, как признается директор предприятия Еркин Байбулов, завод себя не окупает.
— Хочется, чтобы в тариф за вывоз мусора включали саму деятельность завода. Так как он находится в доверительном управлении, все финансирование идет от «Оскеменспецкоммунтранс». Тяжело тянуть завод такого масштаба на своих плечах, — объясняет Еркин Зейнуллаевич.
Утилизировать мусор в ноль не получается. На данный момент на заводе находится более двух тысяч тонн вторсырья, которое раньше пользовалось спросом, а сейчас его никто не принимает.
Еще остаются так называемые «хвосты» — неликвидный мусор, который идет обратно на захоронение. Это примерно 70 процентов от того объема отходов, который поступает на завод.
По словам Еркина Байбулова, он рассматривал сразу два варианта решения проблемы: сжигание остатков с целью получения энергии и их переработка в альтернативное твердое топливо RDF.
— По сути оба варианта — намного лучше, чем мусор, который лежит на полигоне, — отметил глава ТОО «Оскеменспецкоммунтранс».
Удастся ли воплотить амбициозные планы в реальность? Неизвестно. Почему все эти вопросы не проработали заранее, до запуска завода? Тоже неизвестно.
В городе принимали и другие меры для перехода на более экологичные и эффективные методы утилизации мусора. Например, устанавливали фандоматы для сбора отходов на переработку. Еще в Усть-Каменогорске открыли несколько экопунктов, в которых по сей день принимают несколько фракций мусора.
Вопросы есть не только к системе переработки и захоронения. Проблемы возникают уже на этапе сбора. Пару лет назад в областном центре подняли тарифы на вывоз мусора. Но при этом власти не наделили мусоровывозящие компании рычагами для влияния на абонентов. В результате абоненты стали игнорировать квитанции и уклоняться от оплаты услуг. А ведь часть горожан и без того пользуются услугами мусоровывозящих компаний бесплатно: компании взимают плату пропорционально количеству проживающих в квартире людей. А эту информацию проживающие нередко утаивают, дабы сэкономить.
Вышли на диалог
После того как аким ВКО публично высказался о необходимости разработки программы управления ТБО, к обсуждению вопроса подключились неправительственные организации, активисты, частные компании и эковолонтеры.
Так, 25 апреля в офисе казахстанской партии зеленых «Байтақ» руководитель научной лаборатории «C&T-Lab» ТОО Восточно-Казахстанский Региональный технопарк «Алтай» Надежда Альцева представила проект оптимизации процессов обращения с твердыми бытовыми отходами Усть-Каменогорска. В мероприятии также участвовали представители государственных органов.
— Отсутствие единой концепции по управлению ТБО способствует скоплению стихийных свалок, низкой культуре и ухудшению экологической ситуации в регионе, — отметила Надежда Юрьевна.
Суть проекта заключается в цифровизации всех процессов, связанных с утилизацией мусора.
Для реализации в Региональном технопарке «Алтай» предлагают сначала оценить текущую ситуацию по управлению коммунальными отходами с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), затем разработать информационную платформу «Taza Qala», а после запустить мероприятия для увеличения интереса и ответственности у граждан.
При этом авторы проекта предлагают увеличивать интерес не только путем просвещения и повышения осведомленности населения, но и с помощью вовлечения людей в процесс утилизации мусора.
— Спецтехника ездит по определенному графику и определенным маршрутам. Бывает так, что заполнен всего один контейнер, еще три стоят пустые. Но машина, согласно графику, все равно приезжает и забирает мусор, — констатирует Надежда Альцева.
По задумке авторов жители города смогут сигнализировать о наполнении контейнеров, оставляя соответствующие заявки на платформе и подтверждая эти заявки фотографиями.
— Когда система наработает статистику, можно будет определить наиболее загруженные районы и, соответственно, разрабатывать наиболее оптимальные маршруты, — добавила руководитель научной лаборатории «C&T-Lab».
Это позволит снизить транспортные расходы специализированных служб и выявлять факторы, которые влияют на несвоевременный вывоз мусора.
Еще один важный аспект, который затронула Надежда Альцева в своем выступлении, — инвентаризация стихийных свалок.
— Наряду с санкционированными площадками мы видим большое количество несанкционированных свалок как в городе, так и в прилегающей зоне. Они представляют экологическую угрозу для населения, — сказала спикер. — Инвентаризация таких свалок поможет определить объемы и количество мусора, их территориальное расположение, выделить наиболее загрязненные участки и позволит спланировать их утилизацию.
Предполагается, что после инвентаризации с помощью БПЛА каждую свалку нанесут на карту и каждой присвоят индивидуальный QR-код.
— Все, что прописано в проекте, — можно реализовать. Это осуществимо, — подчеркнула Надежда Юрьевна. — У нас есть понимание, как это сделать.
По ее словам, подобный проект можно внедрить сначала на базе одного района, чтобы выявить и доработать ошибки. Ну а после можно будет запустить его на уровне города и даже области.
Присутствующие оценили проект положительно. Идея цифровизации сферы управления твердыми бытовыми отходами в современном мире кажется наиболее логичным решением проблемы. Будут ли эти идеи реализованы на практике? Покажет время. Но даже начало открытого диалога по этому вопросу является шагом в сторону разрешения ситуации, которая сложилась в результате отсутствия комплексного подхода к утилизации мусора.
Елизавета Седых