Включите JavaScript в настройках браузера.
2 ноября 2024
Сейчас читают:

Раскопки в Восточном Казахстане меняют представление о древних жителях Великой Степи

Раскопки в Восточном Казахстане меняют представление о древних жителях Великой Степи
Доктор исторических наук Зейнолла Самашев — один из самых известных археологов Казахстана

Урочище Ак-Баур известно всем, кто интересуется древней историей ВКО. Среди местных энтузиастов долго бытовало мнение, будто это некий астрономический храмовый комплекс, хранящий сакральные знания об устройстве Вселенной. Четыре года назад на Ак-Бауре систематически начали работать археологи. И действительность, открывшаяся им, оказалась менее романтической, но куда более значительной для исторической науки.

Люди здесь были всегда

Доктор исторических наук Зейнолла Самашев — один из самых известных археологов Казахстана. Самые значительные открытия в древней казахстанской истории, сделанные за последнюю четверть века, связаны с его именем. Это курганы с вечной мерзлотой в Берели, погребальный комплекс тюркского кагана в Елеке Сазы и, конечно же, поселения на Ак-Бауре. У последнего, как показали исследования, очень богатая история. Кроме наскальных изображений, могильников бронзового века и мастерских эпохи раннего железа, в этом году археологи нашли на соседней горе Кызылтас курган с усами, относящийся к эпохе кочевников хунну — позднему железному веку.

— Ак-Баур люди обживали с конца каменного века до этнографической современности, — рассказывает Зейнолла Самашевич. — В начале ХХ века там тоже было казахское поселение. Известно имя самого последнего хозяина — Сагымбай. Он был местным баем-скотовладельцем. В 1916 году царь объявил мобилизацию казахов на тыловые работы. Из местных выбрали несколько человек, но казахи вместо призывников отдали 500 лошадей. Лошади тоже были нужны для фронта.

А вот «казахстанского Стоунхэнджа» на Ак-Бауре нет. Пресловутая «зазорная стена», ориентированная на одну из окрестных вершин, как оказалось, была сложена в 1972 году солдатами, стоявшими лагерем в тех краях. Памятью об их пребывании в историческом месте стали вполне современные колышки от палаток, которые до сих пор находят археологи.

Революция в науке

На раскопах Ак-Баура учёные пока не находят золотых кладов. Но сделанные ими открытия грозят полностью перевернуть наши представления о древней истории. Поселения, которые обнаружила экспедиция доктора исторических наук Самашева, относятся  ко времени героических саков — тех самых, что упоминаются ещё у греческого историка Геродота. Долгое время считалось, что саки — «азиатские скифы» — вели исключительно кочевой образ жизни. Ранний железный век, когда они жили в Великой Степи, называют также «эпохой ранних кочевников». Однако на Ак-Бауре археологи нашли многочисленные мотыги для обработки земли и добычи руды, гончарные и косторезные мастерские, каменные строения. Получается, что прав был Геродот, который рассказывал про «скифов-пахарей»?

— Наши представления о саках меняются, — признаёт начальник экспедиции. — Население здесь было полуоседлое. Если они занимались земледелием и металлургией, добычей, обработкой и обогащением руды, то не могли кочевой образ жизни вести. Речь идёт о том, что население было не однородное, как мы представляли. Вот посёлок мастеров. Рядом жили пастухи. Горняки занимались своим, земледельцы — своим. Самый главный вывод в том, что общество было очень сложное в структурном отношении.

Другая гипотеза появилась у учёного на основе изучения всего комплекса археологических памятников сакского времени, найденных в ВКО. Оно касается знаменитого «звериного стиля» — стилизованных изображений реальных и мифических животных, которые считаются визитной карточкой скифо-саков. Находки в «зверином стиле» обнаруживаются на обширном пространстве от Нижнего Дуная и Северного Причерноморья до Урала, Сибири, Алтая.

— Есть предположение, что формирование раннесакского «звериного стиля» произошло где-то здесь, в Алтайских горах, в Западно-Алтайском регионе, и отсюда уже распространялось, — считает Зейнолла Самашев. — В Туве находят вещи один к одному, как у нас в Шиликты и Талды. Но в хронологическом плане у нас они несколько более ранние. Это гипотеза, с ней кто-то может не согласиться. Но в порядке постановки проблемы мы над этим начали работать. Во всяком случае, у нас для этого были все предпосылки: богатое горное дело и металлургия.

Где эта улица, где этот дом?

В полевом сезоне 2024 года все силы археологов были брошены на так называемое поселение Ак-Баур-1, которое находится несколько в стороне от остальных. Там под защитой скальной стены располагалось до 10 строений, сложенных из дикого камня, некоторые — в несколько комнат. Учёные пришли к выводу, что сверху они покрывались камышом. Сгнив за минувшие века, он оставил сизые следы на глинобитном полу. В этих строениях археологи нашли большое количество орудий труда. Но там, как ни странно, нет кухонных отбросов и предметов домашнего обихода.

— Поселение № 1 — это не жилые строения, а «производственный центр», — считает начальник экспедиции. — Пока эта гипотеза подтверждается. А вот обитали мастера где-то в другом месте, в пространстве между этим центром и гротом. Мы сейчас сплошняком сканируем. Поселений там много. А какое из них копать, мы пока не знаем. Рядом с нашим лагерем начали копать ещё одно. Там тоже признаков человеческой жизни нет. Если люди там жили и спали, они должны были оставлять отходы жизнедеятельности, какие-то обломки домашней обстановки. А там ничего этого нет.

Предположительно, в долине между гротом и раскопом Ак-Баур-1 находится более 20 древних поселений, относящихся к разным временам. Радиоуглеродный анализ находок дал десятки дат от раннего до среднего железного века. Принадлежность разных поселений к одной археологической культуре могут подтвердить одинаково сделанные орудия труда и предметы обихода, орнаменты керамики, вещи, которые люди клали в могилы своим мертвецам, чтобы они служили им в загробном мире. Но всё это ещё предстоит найти. Особенности керамической посуды раннесакского времени позволяют отнести Ак-Баур-1 к эпохе раннего железного века (начало I тысячелетия до нашей эры).

— Керамика бронзового века сильно орнаментирована, — рассказывает начальник отряда на раскопках нынешнего года, преподаватель ВКУ имени Сарсена Аманжолова Максим Половцев. — Здесь же у нас классическая гладкая кочевническая керамика раннесакского времени.

Если будет доказано одновременное существование нескольких поселений на Ак-Бауре, то это может означать, что в эпоху раннего железа здесь существовал настоящий «протогород». Пока это только гипотеза, которую ещё предстоит подтвердить или опровергнуть. По итогам работы на поселении № 1 археологи восстановили предположительную архитектуру «производственного центра» и сделали его 3D-реконструкцию.  

3D реконструкция поселения Ак-Баур-1

Чьи вы будете?

Неразрешённой загадкой Ак-Баура пока остаются и жутковатые находки, сделанные в первом полевом сезоне на поселении № 1. Под углом одного из жилищ обнаружились три человеческих скелета, один из которых явно принадлежал ребёнку. Первоначально учёные сочли, что это жертвенное захоронение. К примеру, у казахов есть обычай приносить в жертву барана при начале стройки. Могли ли эти скелеты остаться на Ак-Бауре с момента закладки «производственного центра»?

— Генетики дали нам информацию, что погребённые оказались девочками, — констатирует Зейнолла Самашев. — Как они там оказались, мы пока не знаем. Возможно, их похоронили после того, как поселение забросили. На это не очень похоже. Но если их приносили в жертву, то жертвенного человека должны были похоронить по-другому.

Полевой сезон нынешнего года преподнёс также неожиданную находку, не связанную с ранними саками и поселением № 1. Зато эта находка поможет уточнить возраст наскальных изображений в знаменитом гроте Ак-Баура. Там нанесены красной краской на граните загадочные знаки: зигзаги, решётки, треугольники, фигурки человека. Этим летом археологи вскрыли погребение эпохи бронзы — каменный ящик, на стенах которого изображены такие же ломанные зигзагообразные знаки, как в Ак-Баурском гроте.

— На основе существующих методов датировки определили, что это ранний бронзовый век, — поясняет начальник экспедиции. — Ранее считалось также, что грот может относиться к энеолиту (медно-каменному веку) или каменному веку. Люди, которые наносили на стены грота и погребальной камеры эти рисунки, видимо, одни и те же. Мы нашли останки человека, костный материал, на основании которого методом радиоуглеродного анализа можно точно дату определить. Пока это предположительно конец бронзового века, конец II тысячелетия до нашей эры. Сейчас очень быстро развивается новое направление — палеогенетические исследования. Мы можем получить некоторые данные об облике, образе жизни, здоровье, питании, возрасте людей. Наши антропологи-генетики уже определяют цвет глаз, кожи и волос. Часть костного материала мы уже передали в Институт генетики и цитологии в Алматы. Там в лабораториях он обрабатывается. Через несколько лет мы получим результаты.

В поисках нового Шлимана

В археологических раскопках Зейноллы Самашева традиционно принимают участие студенты-историки ВКУ имени Сарсена Аманжолова. Вообще к нашей области у начальника экспедиции особое отношение. Сам он — уроженец села Бестерек Уланского района. Наш университет — его альма-матер. Здесь он оканчивал исторический факультет в 1970 году, когда вуз ещё назывался Усть-Каменогорским педагогическим институтом. А все находки, сделанные знаменитым археологом, хранятся сегодня в фондах Восточно-Казахстанского историко-краеведческого музея.

В канун Дня Республики учёный передал часть экспонатов, найденных на Ак-Бауре в нынешнем полевом сезоне, музею ВКУ. Среди находок, выставленных в музее, каменные молоточки и мотыги, куранты-зернотёрки и многочисленные фрагменты керамики. Все эти экспонаты будут использоваться при обучении студентов-историков.

— Если из тысячи студентов один станет археологом, это уже большое дело, — считает Зейнолла Самашевич. — Мы хотим такого человека найти.

Ирина Плотникова
Фото автора

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней