Отсутствие нескольких пальцев — совсем не помеха для творчества
Варвара Баталина создает из фоамирана уникальных кукол и сувенирные юрты. Изделия часто уезжают в другие города и страны, а их автор берется за воплощение новых идей. Сейчас мастерица делает не только мини-юрты, но и мини-утварь для национального жилища — подушки, одеяла, сундуки и даже посуду с угощением. Размеры касешек и баурсаков — ювелирные. Сложно поверить, что эти миниатюрные изделия Варвара сделала всего семью пальцами рук.
— Я еще в детстве увлекалась рукоделием: занималась макраме, выжиганием, чеканкой. То есть пробовала самые разные виды творчества, — вспоминает Варвара Викторовна. — В зрелом возрасте было не до увлечений: работала на производстве, времени не хватало.
А потом случилась производственная травма. Варвара Баталина лишилась трех пальцев на левой руке. Долго была на больничном, сидела дома, пыталась адаптироваться к быту. Сначала это получалось с трудом.
— Мне потребовалось время, чтобы психологически принять ситуацию и физически научиться выполнять привычные действия, — признается моя героиня. — Вначале было сложно даже держать в руках тарелки и чашки. Брала овощи, а они падали на пол. Однако прошли годы, и я приспособилась к быту. И вспомнила про увлечения, снова стала заниматься резьбой по дереву. Поняла, что это возможно!
Идеи ручной работы
С куклами всё сложилось случайно. Варвара отдала свою дочку-дошкольницу на занятия декоративно-прикладным искусством. Каждый урок девочка делала разные поделки — из бумаги, пластилина, природного материала, а позднее — из фоамирана. Во время пандемии COVID-19 обучение стало проводиться онлайн, и Варвара Викторовна с увлечением подключилась к занятиям. С одной стороны, дочка периодически просила: «Мама, помоги…», а с другой — Варваре самой было интересно.
Два года назад после празднования Наурыза женщине пришла в голову неожиданная мысль: а почему бы не сделать из фоамирана кукол в национальной одежде? Она знала, что это мягкий податливый материал. Основной инструмент — горячий клеевой пистолет, который скрепляет детали.
И Варвара взялась за дело. Первая кукла, конечно, не стала красавицей. И второй тоже было далеко до совершенства. Но мастерица не сдавалась, пробовала разные техники, ставила эксперименты, в результате методом проб и ошибок смогла найти свою уникальную технологию. Прошло время, и куклы обрели свой авторский неповторимый облик.
Дело небыстрое
Создание кукол — процесс трудоемкий. Кукла состоит из 20 – 25 деталей. Руки, ноги, тело, одежда — всё изготавливается по отдельности. В основе головы — шарик из пенопласта, носик куклы формируется за счет капельки клея. Для лица и одежды используется двухмиллиметровый глитерный фоамиран. Чтобы полностью изготовить куклу, нужно восемь – девять часов.
— У меня своя технология, я сначала заготавливаю элементы — руки, ноги, головы, косички для будущих кукол, — объясняет Варвара Викторовна. — Чтобы потом собрать готовую модницу, нужно около трех часов.
Самое сложное во всем процессе — прорисовка лица. У каждой куклы получаются свои неповторимые глаза, улыбка, даже капелька клея для носа ложится по-разному. Вроде бы мелочи, но в итоге лица у кукол получаются разными.
Варвара выставляет свои эксклюзивные работы на общегородские мероприятия и конкурсы. Это отличный сувенир, который люди покупают и увозят с собой в другие города и страны. Однако продажа красоток в национальной одежде не является для Варвары источником дохода. Для нее это хобби и дело для души.
— В тот день, когда я впервые попробовала и у меня стало получаться — я поняла, как это приятно, как важно — иметь увлечение, — говорит Варвара. — Сейчас моих кукол приглашают на областные выставки в этнографический музей-заповедник, на конкурсы и ярмарки.
Жильё своими руками
Помимо девчонок из фоамирана, Варвара делает юрты. Среди них есть небольшие — высотой 10 - 12 сантиметров, и есть побольше. В этом году сделала казахское национальное жилище высотой уже 45 сантиметров, и эта юрта выполнена в разрезе. Внутри изготовлено убранство — украшены стены, потолок, есть сундуки и бытовая утварь.
— Это новый шаг в моем развитии, — улыбается Варвара. — Дочка мне помогает. И не потому, что у меня всего семь пальцев, а потому что работа сложная и тут даже десяти пальцев не хватит. Во многих процессах нужно именно две пары рук, чтобы натянуть, приклеить, складку сложить. Самые мелкие детали — тарелка с баурсаками, касешки из фоамирана. Их изготовление мне сейчас не кажется сложным. Хотя если бы еще три года назад мне кто-то сказал, что я буду делать юрты, — я бы не поверила! Это счастье, что я нашла увлечение по сердцу. И отсутствие трех пальцев для творчества — совсем не помеха.
Ирина Краскова
Фото из личного архива Варвары Баталиной