Включите JavaScript в настройках браузера.
31 июля 2024
Сейчас читают:

Облздрав встревожен ростом количества граждан, ставших жертвами синтетических наркотиков

Облздрав встревожен ростом количества граждан, ставших жертвами синтетических наркотиков

В последние годы, помимо опиоидов и марихуаны, в наших городах и весях стали распространяться так называемые дизайнерские наркотики. Врачи считают их наиболее опасными, поскольку в их состав входят синтезированные ингредиенты порой неизвестного генеза, которые непонятно как могут подействовать на человеческий организм. К тому же состав "синтетики" постоянно меняется, чтобы обойти реестр наркотических, психотропных средств и их прекурсоров. Поэтому вылечить такую зависимость крайне трудно.

В пространстве закрытых дверей

— Мой сын пристрастился к мефедрону, когда работал в России, — рассказала мать зависимого от "синтетики" молодого человека Любовь. — Выяснилось это для меня неожиданно и страшно. Просто в один момент, когда я приехала к сыну, чтобы провести с ним отпуск, он проснулся, ничего не помня. Последние пять лет исчезли из памяти полностью. А потом был страшный эпилептический приступ, когда я держала его на руках синего, в страшных конвульсиях, с пеной изо рта, и не знала, что делать. Каким-то чудом мне удалось вызвать "скорую", не помню, чем кнопки на телефоне нажимала, руки-то были заняты.

К приезду врачей приступ прекратился, но сын Любови напоминал мерт­веца — лежал без движения с посиневшими губами и бледным лицом. Мать определила, что он жив, по едва слышному дыханию, затуманившему карманное зеркальце. В стационаре, куда отвезли парня, обнаружилось, что поражение памяти прогрессировало. Несколько дней он забывал все, что происходило в течение трех минут.

— Каждые три минуты ему приходилось напоминать, что было в этот короткий период, — с болью вспоминает Любовь. — Потом очень медленно память начала восстанавливаться, но те пять лет он не помнит до сих пор. И оперативная память у него по прежнему плохая, хотя профессиональные навыки сохранились.

Мама начала интуитивно помогать сыну, когда он лежал в больнице. Они гуляли по длинному коридору, и Люба рассказывала ему о комнатных цветах, которые в избытке украшали оконные ниши. Постепенно он начал узнавать каждый цветок и определять его название. Наконец восстановился настолько, что Любовь смогла увезти его в родной Усть-Каменогорск.

Однако на родине женщина и её больной взрос­лый ребенок столкнулись с определенными трудностями. Дело в том, что зависимость от "синтетики" не только физическая, а психическая. То есть наркоман не всегда испытывает ломки, как потребители опиоидов, но не может избавиться от желания употребить вновь, поскольку наркотик действует на его центры удовольствия и вызывает повышенную выработку в организме "гормонов радости". С такой зависимостью справиться намного сложнее. Сын нашей героини сорвался только раз, и мать приложила массу усилий, чтобы это не повторилось. Однако до сих пор она тревожится о том, что он опять потянется к отраве.

Лечат последствия такой зависимости психиатры. Но Люба столкнулась с тем, что все лечение в местном психоневрологическом диспансере свелось к назначению курса антидепрессантов, от которых сыну становилось только хуже. У него про­явились предвестники эпилептического приступа, и прием таблеток пришлось прекратить.

— Нам в России сказали, что нужно заниматься с психиатром, который должен назначить методики восстановления памяти, с психотерапевтом бороться с депрессией, однако никто ничего похожего здесь нам не предложил, — сокрушается Любовь. — Частные клиники предлагали откапать его. Но насколько я знаю, наркотик покидает организм через несколько дней. Зачем откапывать, если он принимал мефедрон несколько месяцев назад? А бороться с психической зависимостью, я думаю, у нас просто мало кто умеет. Да и я, в силу своей ничтожной информированности, возможно, просто не могу найти нужного специалиста.

Отрава расползается

Какие же наркотики входят в категорию "синтетика"? Официальный перечень постоянно меняется, поскольку незаконные производители то и дело модифицируют их составы. На сегодняшний день к синтетическим нар­котическим препаратам относятся: синтетические опиоиды (метадон); амфетамины — "скорость", "экстази", метамфетамин; курительные смеси — наркотические спайсы; эмпатогены и психоделики — ЛСД, "соль"; барбитураты, а также ингалянты, включающие разнообразные растворители и краски.

Распространение дурманного зелья легко осуществляется через сеть Интернет, где поставщики за немалые деньги вербуют закладчиков, которые получают крупные партии ядовитого товара, а потом прячут дозированные пакетики в разных местах населенных пунктов. Клиенту достаточно заплатить безналичным переводом, после чего ему высылаются координаты закладки, где он может взять свою дозу наркотического вещества. Правоохранительные органы отслеживают подобные площадки в интернете и блокируют их, но они продолжают распространяться в Сети, как зловредные вирусы.

— Синтетические нар­котики, как говорит их название, являются ненатуральными, синтезированными из химических веществ, их еще называют дизайнерскими наркотиками, — пояснила врач-нарколог Восточно-Казахстанского областного центра психического здоровья Зауре Токтаудинова. — По своему разрушительному воздействию они опережают натуральные наркотики и пагубно влияют на весь организм человека. Зависимость от употребления синтетических наркотиков возникает с первого раза.

К сожалению, количество наших земляков, употребляющих эту отраву, неуклонно растет, что закономерно вызывает тревогу у медиков.  

— Пациентов, употреб­ляющих синтетические наркотики, становится все больше, причем возраст употребления омолаживается, — подтвердила Зауре Сансызбаевна. — Если раньше первое употребление начиналось в 16 – 20 лет, то сейчас есть случаи употребления в 12 – 13 лет. Порядка 10 – 15 случаев в месяц и примерно 100 – 150 обращений в год наблюдается по поводу "синтетической" зависимости. На учете состоят около 600 человек с зависимостью от синтетических наркотиков. Но это не есть реальная цифра, потому что подавляющее большинство употребляющих предпочитают обращаться в частные клиники.

А скольких еще врачи не могут взять на учет в связи с тем, что пациенты просто не желают освобождаться от опасного пристрастия.

Вылечить трудно, но возможно

— При лечении людей с "синтетической" зависимостью проводятся медикаментозная коррекция, психотерапия и социальная реабилитация, — перечисляет Зауре Токтаудинова. — Лечение должно быть долговременное и разностороннее, но все равно самое основное — это желание пациента. Когда пациент настроен на лечение, эффект от него лучше. Если же нет, то эффект нулевой. Часто случаются срывы, возвращение к употреблению, потому что так привычнее и понятнее.

Кроме того, по словам нарколога, немаловажную роль играют возраст, пол, состояние здоровья и стадия употребления наркотиков.

— Чем раньше человек начинает употреблять, тем меньше вероятность того, что он избавится от зависимости. Так же и с плохим здоровьем, и с поздней стадией употреб­ления, когда уже возникает психофизическая зависимость, — отметила Зауре Сансызбаевна. — Женщины гораздо быстрее становятся зависимыми, и им тяжелее избавиться от заболевания ввиду слабости нервной системы и, как правило, отсутствия поддержки со стороны близких людей.

Резюмируя, можно сказать, что излечение возможно, но главную роль в нем играет добрая воля самого пациента. Который, к сожалению, не всегда способен ее проявить. Поэтому профилактика — это основной составляющий элемент борьбы с засильем "синтетики" в современном мире. Лучше вовремя осознать последствия минутного кайфа и отказаться от него, чем столкнуться с тем, с чем имели дело герои этого материала.

Мира Круль

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней