Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
23 октября 2020
Сейчас читают:

23 октября — Международный день снежного барса

23 октября — Международный день снежного барса
Ирбис задает биологам намного больше загадок, чем все остальные кошки

Образ этого редкого представителя семейства кошачьих издревле связан с Казахстаном. Изображения барсов веками воспроизводило кочевое искусство: начиная от скифо-сакских времен до расцвета Казахского ханства. А в новейшее время он стал символом набирающего силу независимого Казахстана. В нашем регионе, являющемся археологической сокровищницей страны, было найдено немало культовых и бытовых предметов, украшенных фигурками снежного кота. Вот только встретить этого хищника в дикой природе стало практически невозможно.

Сакральный символ

С давних времен образ хищника, облаченного в шкуру цвета хмурого неба и скрывающего под ленивой грацией свой огненный нрав, волновал души тех, кому доводилось встречать его в распадках горных хребтов и на скалистых плато азиатских гор.

Для кочевников, населявших Центральную Азию, снежный барс олицетворял мудрость, власть и силу, и это нашло отражение в древних символах вождей. На шлеме "Золотого человека" из кургана Иссык имеются драгоценные пластины со смеющимися крылатыми барсами. Кроме того, это изображение украшает и другие детали костюма сакского царя. В 2020 году, ведя раскопки в долине Елеке Сазы, археолог Абдеш Толеубаев обнаружил фрагменты конской упряжи V – IV веков до нашей эры, украшенные золотыми накладками в виде молодых хищников. В многочисленных сказаниях барс оставался символом отчаянной смелости, мужества и выносливости, что для воинов определяло высокий эталон настоящего мужчины, воина-защитника.

Продолжение сакрализация образа ирбиса получила в годы независимости Казахстана. Первый президент страны Нурсултан Назарбаев в своей исторической стратегии "Казах­стан-2030" назвал молодое государство центрально­азиатским барсом. Именно такая оценка главы государства побудила скульптора Шот-Амана Валиханова создать монумент, символизирующий независимость республики. Статуя, созданная в 1996 году, украшает центральную площадь Алматы.

Помимо того, в нашей стране есть орден "Барыс", которым награждают видных общественных деятелей за особые заслуги в деле укрепления государственности и суверенитета Республики Казахстан. Изображение ирбиса в 2000 году было выбито на юбилейных монетах "Красная книга Казахстана: снежный барс" номиналом 500 тенге, а также украшало одну из десятитысячных купюр.

И наконец, по вполне понятным причинам именно этот сильный и быстрый представитель кошачьего рода удостоился чести стать символом прошедших в Казахстане зимних Азиатских игр. Барсенок Ирби был придуман и воплощен алматинской художницей Евгенией Кан.

Редкий и вымирающий

Ирбис задает биологам намного больше загадок, чем все остальные кошки. Несмотря на то что англичане именуют его снежным леопардом, он не состоит в близком родстве с этими животными. По мнению специалистов, его череп больше схож с черепом гепарда, а по строению тела снежный барс напоминает пуму. Есть мнение, что ирбисов не следует относить к крупным кошкам, так как рычать они не могут.

В данный момент ученые считают, что в 13 странах мира существует всего от 3 до 5,5 тысячи снежных барсов. В РК их популяция насчитывает около 130 животных. Поэтому ирбис с 1976 года внесен в Красную книгу Казахстана как редкий и вымирающий вид.

Стоит сказать и о том, что обладающие ночным зрением и чувствительным нюхом, вооруженные острыми когтями и зубами, быстрые и ловкие барсы на протяжении долгих лет подвергались истреблению из-за прекрасного меха. Еще с древних времен шкурой ирбиса принято было украшать юрты удачливых охотников и смелых воинов. По мнению экспертов Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана, незаконная охота на барса продолжается и в наши дни, хотя и в значительно меньших объемах, чем в прошлом веке.

Официальная информация в Казахстане гласит, что встретить гордого хищника можно в Северном и Западном Тянь-Шане, Алтае, на хребтах Заилийского и Джунгарского Алатау.

Но на деле оказывается, что не во всех этих регионах ирбис живет постоянно. Кое-где он появляется только проходом, в поисках новых охотничьих угодий. Сделать такой вывод ученые смогли благодаря фотоловушкам, установленным в предполагаемых местах обитания снежного барса.

— Сейчас мы раздали от 30 до 40 фотоловушек для каждой особо охраняемой природной территории, где обитают барсы, это будет очень хорошим подспорьем, потому что фотоловушка позволяет определить абсолютную численность поголовья, — поделилась эксперт проекта по сохранению лесных экосистем ПРООН Айман Омарбекова в интервью одному из новостных порталов респуб­лики в январе текущего года. — Мы можем понять, сколько раз проходил снежный барс, по уникальным пятнам можем определить — это был один и тот же или разные особи, проходил ли он со своим детенышем или в одиночку. Или, допустим, через год он уже с двумя малышами проходит. Вот такие особенности оби­тания снежного барса они помогают фиксировать.

Установка ловушек проходит в рамках международного проекта по защите снежного барса, который стартовал в 2012 году. По завершении проекта все сведения о жизнедеятельности хищников в Казахстане, полученные с помощью фото и смарт-наблюдения, а также с особых цифровых ошейников, которые надевают на животных, будут переданы правительству. Случится это в 2023 году.

Виделись мимоходом

Несколько лет назад камеры были установлены и в Восточном Казахстане — в горах Тарбагатая, на территории Катон-Карагайского государственного национального природного парка, в Западно-Алтайском и Маркакольском заповедниках. Фотоловушка включает в себя парные камеры, которые могут снять животное с разных ракурсов. Датчики движения срабатывают на любой шорох. Кроме того, камеры имеют защиту от плохих погодных условий и зарядку, которой хватает на два года.

Многолетнее наблюдение показало, что постоянно обитающих барсов в ВКО нет. Ирбисов, следующих через нашу территорию, камеры фиксировали в начале двухтысячных. Но в последние годы на Алтае барсов не видели, и даже не обнаруживали следов их присутствия.

В 2019 году в поисках снежного барса в границах четырех охраняемых территорий Восточного Казахстана вела исследования особая группа ученых Казахстанского института зоологии. Специалисты сделали невеселый вывод о том, что присутствие ирбиса в казахстанской части Алтая не подтверждается.

Куда девались восточноказахстанские барсы, нам ответил инспектор-эколог Маркакольского заповедника Эльдар Байирканов:

— Считается, что у нас есть снежный барс, но по факту его уже много лет не фиксируют. Основной пищей для них были козероги, которых раньше здесь можно было встретить в количестве 20 – 30 голов. А сейчас их нет, по крайней мере я не видел. Для барса здесь нет кормовой базы. А раз ее нет, то нет и самого животного. В Катон-Карагайском нацпарке в 2000-х годах на фотоловушку был заснят барс. А в Маркакольском заповеднике его давно не видели. То, что барс уходит — это не столько вина людей, сколько проблема исчезновения объектов охоты. Еще одна проблема в том, что они здесь не размножаются. Котята могут до определенного момента находиться с матерью, потом она их прогоняет — и они уходят в поисках новой территории. Барс по характеру — одиночка. Поэтому ему нужны индивидуальные охотничьи угодья площадью примерно 15 – 20 тысяч гектаров.

Тем не менее, по словам местных жителей, чуткие хищники временами все же посещают наш край. В Западно-Алтайском заповеднике егеря встречали следы двух снежных барсов в 2015 году. Но ни одна из камер, расставленных здесь позже, не зафиксировала хищника. В том же году снежного кота, по слухам, видели на Курчумском хребте недалеко от населенной местности. Следы ирбиса, а также группы архаров и горных козлов, которые являются основными объектами охоты барсов, замечали и жители Западного Тарбагатая. Но пока, к сожалению, эти сведения не подтверждаются никакими документами.

Пандемия помогла

Чаще всего в последние годы присутствие барса фиксируют в районе Заилийского и Джунгарского Алатау. Кошачьи давно облюбовали эту горную местность, о чем есть немало свидетельств. К примеру, в 1927 году писатель Николай Анов описал в газете "Джетысуйская искра" курьезный случай: "Пятнистый барс забрался в дом обывателя. У ворот на привязи стояла верховая лошадь. Владелец ее завернул к хозяину, на несколько минут, а когда вышел из дома, коня и след простыл. Барс, вцепившись лошади в гриву, мчался на обезумевшем от ужаса животном по безлюдным улицам".

В ноябре 2019 года автоматические камеры зафиксировали снежного барса в горах Джунгарского Алатау. Фотоловушка запечатлела хищника на высоте от 900 до 1600 метров над уровнем моря. Надо сказать, что Джунгарский Алатау наряду с хребтами Тарбагатай и Саур — это "коридор" для миграции снежных барсов и других животных между Центральной Азией и Южной Сибирью. По этим хребтам ирбисы перемещаются из одной страны в другую, невзирая на границы. Это обеспечивает жизнеспособность и численность барсов, а также позволяет скрещиваться, обеспечивая приток свежей крови и не давая популяции выродиться.

В горах Заилийского Алатау хищники с постоянством, достойным подлинных фотомоделей, попадаются в фотоловушки, демонстрируя себя во всей красе. В 2019 году с барсом столкнулись туристы, приехавшие на Чимбулак, чтобы покататься на лыжах и сноуборде. А в июле 2020-го впервые за многие годы камеры зафиксировали снежных барсов в районе Большого Алматинского озера. По мнению экспертов, это произошло благодаря снижению так называемого фактора беспокойства, поскольку из-за пандемии коронавируса поток туристов резко упал.

Мира Круль
Фото из открытых источников

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней