Школы ВКО подводят первые итоги "дистанционки"
В третьей четверти вышли на занятия в комбинированном режиме учащиеся выпускных 9 и 11 классов. Дети радуются возвращению в стены родной школы, а учителя подсчитывают потери. По мнению педагогов, если переход к обычному режиму обучения не произойдёт в ближайшее время, ловушка пандемии грозит обернуться для нынешнего поколения учеников многими проблемами. Как организовано обучение в школах сейчас? Что делается, чтобы уберечь вернувшихся в классы детей от заражения? Какие изменения учителя отмечают в своих учениках? Проблему изучал корреспондент YK-news.kz.
В режиме безопасности
Чтобы узнать, как организован учебный процесс в новом — комбинированном — формате, наш корреспондент посетил одну из школ Усть-Каменогорска. В сравнении с "доковидными" временами изменения видны невооружённым глазом. На входе посетителя встречает антибактерицидный коврик для обработки обуви и настенный дозатор-антисептик. На входе установлен фильтр-контроль. Прежде чем приблизиться к столу, где каждого входящего регистрируют, приходится измерить температуру. Данные каждого входящего дежурный заносит в специальный журнал. Только после этого ученики, приходящие на занятия, могут следовать в класс. Каждая параллель приходит строго к своему времени. Занятия пятых, девятых и одиннадцатых классов, вышедших на уроки со второго полугодия, идут на разных этажах школы. Перемены тоже в разное время.
— В третьей четверти пятые классы, как и начальная школа, вышли на комбинированную форму обучения с учётом заявлений родителей, — рассказывает директор школы-гимназии № 10 Наталия Нестеренко. — В них мы создали по одной дежурной группе, вторые группы — это дистанционное обучение. Девятые и одиннадцатые классы 100-процентно вышли на комбинированную форму обучения. Мы очень рады, что с третьей четверти у нас начала функционировать столовая. Очень долго этого ждали родители начальной школы. Санитарными правилами не разрешено приносить свои боксы и питаться в местах, не оборудованных для приёма пищи. В столовой действует чёткий график питания детей. Сейчас нет привычных звонков. Каждая группа приходит в своё время. В столовой есть дежурные, это наши лаборанты. Они знают, сколько придёт детей, сколько порций будет накрыто на группу.
В обычное время в столовой неминуемо возникает толчея на раздаче. Ученики, не желающие есть горячее, покупают кто булочку, кто сок. Очередь копится, пока расплачиваются любители буфетной продукции. Санитарные требования заставили разработать совершенно новые подходы к организации этого потока детей.
— Мы провели два родительских собрания и объяснили, что даже питание буфетной продукцией будет организованное, — комментирует директор. — Просто дети заказывают не стандартное меню, а какую-то выпечку. Им точно так же накрывают на стол вместе с их классом. Оплата вносится только родителями, учителя к деньгам вообще отношения не имеют уже давно. Сегодня арендаторы нам предлагают осуществлять оплату через Kaspi. Эта форма в этом году пробуется нами впервые. Арендатор сам ведёт свою бухгалтерию, а школа вообще никаким образом не касается вопросов платы за питание.
Даже в комбинированном режиме, когда часть предметов ведётся дистанционно, у учеников выпускных классов проходит не менее семи – восьми уроков в день. И этим дело не ограничивается.
— Мы усилили работу дополнительными консультациями для детей по тем темам, которые мы с ними проходили на "дистанционке" начиная с 1 сентября, — делится опытом директор одной из районных школ. — Консультации вынесли на субботу, в другие дни приглашать детей не получается. У них помногу уроков. Приходят, допустим, к третьему или четвёртому уроку и находятся в школе до девятого, до 15.40. С утра мы их вызвать не можем, потому что у детей будет перегрузка. Консультации для 11 класса идут индивидуально. Спросили у детей, когда им удобнее приходить, согласовали с расписанием предметников. Подтягиваем выпускников, потому что пробелы очень большие. Это наглядно показало недавнее пробное ЕНТ.
С возвращением!
В школе теперь царит непривычная тишина — даже на переменах. Каждый класс поделен на группы, чтобы одновременно в кабинете находилось не более 15 человек. Заглядываем в кабинет казахского языка. Там идёт биология у половины 9В класса. Дети охотно делятся впечатлениями от возвращения в стены школы. Они констатируют, что удобнее дома, но результативнее в школе — меньше возможность схалтурить.
— Лучше в школе, тут мозгов больше, — признаёт Полина Поликанова. — Дома думаешь меньше, больше ищешь информации в интернете или в учебниках. В школе больше думаешь, готовишься. Учителя помогают.
На переменах и во время уроков ребята и учитель находятся в масках. Ученики жалуются на неудобства: трудно дышать, плохо слышно, что говорит учитель. Но они хорошо понимают, что это вынужденная мера.
— У нас в классе были заболевшие, пока сидели дома, — рассуждает Виктория Соловьёва. — Так что смысла держать нас дальше там нет. Вначале, может, он был. Если соблюдать все меры, то едва ли кто-то заболеет.
Необходимость сидеть дома старшеклассников больше не радует. Они рады вернуться в школу. Говорят, что очень соскучились друг по другу.
В стране невыученных уроков
Пока дети наслаждаются общением, учителя начинают анализировать итоги трех четвертей, проведённых на "удалёнке".
— Качество знаний зависит от детей, их мотивации, — считает Наталия Нестеренко. — Есть дети очень самостоятельные, легко работающие в автономном режиме. Им это даже комфортнее. Но с другой стороны, мы понимаем, что без комментариев учителя обучаться очень сложно. По итогам первого полугодия качество мы не снизили. Мы рады, что наши дети достаточно мотивированы на обучение.
Больше всего тревожатся преподаватели тех предметов, обучение которым невозможно без плотного контакта с учителем и сверстниками. В гимназии № 10 углубленно изучаются иностранные языки. Но даже при том, что уровень подготовки детей при переходе на дистанционный формат был выше, чем в обычной школе, даже здесь возникают проблемы с языком.
— Мы очень сильно переживали по поводу того, что иностранный язык на дистанционном обучении, — рассказывает завуч гимназии, учитель английского языка Галина Мельникова. — Особенно для первых классов, которые вообще не представляют, что это за предмет. Старшеклассники несколько дней как вернулись, и уже бросаются в глаза изменения. Девятиклассники сейчас уже должны говорить сложными предложениями, а вспоминаются только самые простые конструкции. В ответах уже должен присутствовать стиль, а получается, что мы это растеряли. А ещё потерян навык обучения. Учитель говорит инструкцию, в ней есть нюансы, на которые нужно отреагировать. Дети что-то слышат, а что-то пропускают. Концентрация потеряна. Всё придётся восстанавливать. И это вместо движения вперёд.
Пробелы в знаниях фиксируют и представители точных наук.
— Математику нельзя изучать дистанционно, — выражает мнение учитель Марина Адильгазинова. — С 1 сентября дети пришли в новый класс, где программный материал им неизвестен. Если в четвёртой четверти мы в основном занимались повторением, уже была заложена база, то в первой – второй четверти детям было очень тяжело. Идут новые понятия. В 10 классе вообще начинается алгебра и начала анализа. Эти два года, по моему мнению, фактически потеряны. Дальше придётся столько работать и нагонять. На детей нагрузка очень большая. Хорошо, что сейчас дети поделены на группы. Учитель может более индивидуально с ними поработать. Они уже видят, что каждый "под прицелом".
Эти сложности отмечают педагоги одной из элитных школ областного центра. Ещё дороже "дистанционка" обошлась обычным школам, в том числе тем, которые находятся в районах.
— Выпускные классы дистанционно обучить невозможно, — выражает мнение директор одной из районных школ. — Если прошлогодний 11 класс у нас доучивался по обычной программе, то в этом году эта параллель вышла на обновлённое содержание образования. Они идут по новой программе, где предполагается обучение в группах. Проблемы есть даже у тех детей, кто ранее показывал хорошие результаты. Ровных результатов по предметам нет. В очном режиме сейчас идут почти все предметы, за исключением самопознания, физкультуры, художественного труда. Основные предметы выведены в штатный дежурный формат. Пока мы не можем организовать консультации для среднего звена. Чисто физически не получается, учителя заняты с младшей и старшей школой. Организовали онлайн-консультации по желанию родителей.
Родители ещё в прошлом году были не в восторге от того, как дети учатся дома. Сейчас они тоже начинают анализировать итоги трёх четвертей "дистанционки". Особенно тревожатся те, чьи дети учатся в средних классах — единственные, кто сегодня занимается в удалённом режиме.
— Самое главное, чего я опасаюсь — это нарушение социализации, — делится сомнениями мать ученика одной из школ Усть-Каменогорска Елена. — Навыки нормального общения могут нарушиться. Мой сын интроверт, ему вполне комфортно заниматься на "удалёнке". Но, несмотря на хорошие оценки, я сомневаюсь в качестве получаемых им знаний и даже не очень этим оценкам рада. Он прекрасно владеет интернетом и многие вещи берёт оттуда. А мыслительные процессы задействованы не в той мере, как хотелось бы. Хотя мы его контролируем, чтобы он учился, я боюсь, что ему не хватит знаний, чтобы идти дальше.
Тревоги и надежды
Все наши собеседники — ученики, родители, учителя — выражали надежду на то, что им в скором времени разрешат вернуться к нормальному учебному процессу. Тем более что анализ заболеваемости показал, что чаще заражались дети, находящиеся на "удалёнке".
— У нас в первом полугодии не заболели дети, которые обучались очно, — рассказывает директор школы-гимназии № 10. — Заболели два ученика 9 класса, которые были на дистанционном обучении. Моё мнение: нет смысла удерживать детей дома. Более того, уже хотелось бы вернуться в привычный режим обучения и жизни школы. Дети в вакууме. И очень не хватает спортивных мероприятий. Сейчас открываются спортивные объекты, но не секции при школах. А ведь они многие годы принимали основную массу детей микрорайона, давали им возможность двигаться, заниматься спортом.
Надежды педагогов обычных, не элитных школ окрашены оттенками тревоги. "Дистанционка" породила психологические и поведенческие изменения. Они считают, что если ученики не вернутся в классы, то в дальнейшем мы можем увидеть совершенно других детей — "поколение ковида".
— Если не сильно паниковать, то есть ощущение, что с вышедшими на занятия детьми ещё можно что-то исправить, — высказывает мнение наш источник из района. — Если сильно паниковать, то можно сказать, что за восемь месяцев мы детей потеряли. Человек — это социальная личность. Он должен жить и развиваться в обществе. У детей появились мелкие группировки даже в тех классах, где был единый сплочённый коллектив. Общаются по два-три человека, потому что им так было удобно встречаться на улице. Самая больная проблема — среднее звено. За них мы переживаем. Там идёт очень сильное привыкание к интернету, он заменил всё. Самое страшное, что они замыкаются в себе. Ещё один негативный фактор — дети сильно располнели. Сейчас нет физкультуры, потому что на улице мы не можем заниматься, а в зале социальное расстояние выдержать невозможно. Пошла поведенческая раскрепощённость — даже у тех детей, кто умел себя вести. Дети седьмого-восьмого класса поменялись очень резко. У них и так резкий всплеск гормонов, отсюда все эти проявления супервзросления: вызывающая одежда, причёски, ненормативная лексика. Я не нагнетаю, но если мы выйдем в ближайшее время в школу, то ещё можно будет что-то исправить.
Ирина Плотникова