Чтобы построить легкоатлетический манеж имени Рыпаковой, строителям пришлось влезать в долги
Договор дороже денег
- Сначала мы заключили договор с заказчиком на легкоатлетический манеж третьей категории, - говорит заместитель директора ТОО "Алтайстрой" Александр Чудинов. - Но уже после закладки фундамента спортивный объект приобрел международный статус. Первоначальный фундамент пришлось закопать. Ширина здания увеличилась с 48 до 62 метров. Соответственно, возрос и объем металлоконструкций, других материалов. Чтобы объект удалось сертифицировать для проведения международных соревнований, к строительству арены привлекли две европейские фирмы, которые имеют специальные лицензии, и их услуги весьма недешевы. Все работы, которые требовали удорожания, мы согласовали с представителями городского акимата и оформили протокольные решения. Рассчитывали, что издержки сверх сметы нам компенсируют, но этого до сих пор не произошло.
Сейчас манеж полностью построен, даже проведено благоустройство прилегающей территории. Осталось только пригласить германских специалистов для создания сертифицированного покрытия арены. Но денег на это у "Алтайстроя" уже нет.
- На строительство легкоатлетического манежа нам изначально выделили примерно на 40 процентов меньше средств, чем полагалось по проектно-сметной документации, - объясняет Александр Николаевич. - Финансирование шло из спонсорских денег, а не из бюджета. Недостаток суммы мы должны были компенсировать за свой счет, в виде благотворительной помощи. И мы бы хоть и с трудом, но потянули эти расходы. Однако объект сильно подорожал из-за введения международных стандартов и других дополнительных работ, не учтенных сметой.
На манеже – те же
Среди таких работ – "глобальное утепление" манежа, которое "Алтайстрою" пришлось делать на собственные средства. Оказалось, что проект, который готовила шымкентская фирма, не отвечал суровым климатическим условиям Восточного Казахстана. Если бы подрядчики не устранили эти огрехи, спортсмены попросту бы замерзли в здании.
- Пришлось полностью переделать проект системы отопления административных помещений, сделать воздушный обогрев арены, в разы увеличить толщину утеплителя потолка и стен, установить стеклопакеты с тройным стеклом, а также провести еще ряд дополнительных работ, - объясняет Александр Чудинов.
Все эти расходы "Алтайстрой" не мог предусмотреть до начала сделки, потому что чертежи и сметы поступали к строителям поэтапно.
- В результате наша компания вложила в этот объект около 280 миллионов тенге собственных средств, - говорит Александр Николаевич. - Чтобы своевременно выдать зарплату рабочим, рассчитаться с поставщиками материалов, начали распродавать имущество фирмы. Из 280 сотрудников у нас осталось меньше сотни человек. Дополнительные работы, согласованные с представителями акимата, вытянули на 96 миллионов. Нам неоткуда взять эти средства. Поэтому не можем заняться работами по покрытию арены и рассчитаться с субподрядчиками. Две компании, которые сами находятся в трудном финансовом положении, собираются подать на нас в суд. Хотя мы выплатили им деньги, заложенные в смете. Не осилили только дополнительные расходы. Понятное дело, что ни о какой прибыли с этого объекта мы даже не мечтаем. Для нас главное – уберечь компанию от полного разорения.
Подать в суд на заказчика или обратиться в прокуратуру подрядчики не могут - ведь объект финансируется на деньги меценатов.
С точностью до миллиметра
Почему при возведении легкоатлетического манежа пришлось применять дорогостоящие технологии, нам рассказал консультант по строительству этого объекта, а также тренер Ольги Рыпаковой Денис Рыпаков.
- Видите эти виражи? - указывает он на приподнятые края арены. - При их строительстве допускается погрешность всего четыре миллиметра! Это сложнейшая геометрическая задача, которую нужно было выполнить из железобетона. Для чего такая точность? При беге легкоатлеты развивают скорость до 30 километров в час. Если неверно вывести подъем по окружности, взрослый спортсмен может попросту не вписаться в поворот и переломать конечности. А маленькие бегуны рискуют вылететь за край арены, что тоже травмоопасно. К слову, зарубежные представители отметили, что давно не видели такого профессионального и ответственного отношения к работе, как у ТОО "Алтайстрой".
Стоит подчеркнуть, что легкоатлетический манеж имени олимпийской чемпионки Ольги Рыпаковой является отнюдь не рядовым спортивным объектом. Отсюда высокие требования к качеству строительства.
- На территории СНГ есть только один манеж, аналогичный нашему. Он находится в Москве, - заверил Денис Рыпаков. - Наша легкоатлетическая арена получит международные сертификаты второй категории, благодаря чему здесь можно будет проводить чемпионаты Казахстана, Азии и Азиатские игры в помещениях.
Сборной по легкой атлетике Казахстана наконец-то будет где тренироваться. К примеру, сейчас Ольга Рыпакова вынуждена заниматься в фитнес-клубе Алматы.
- Кроме того, нам не придется выезжать на предолимпийскую подготовку за рубеж, - продолжает перечислять преимущества манежа Денис Рыпаков. - Напротив, спортсмены из других государств, где нет подходящей спортивной базы, станут нашими гостями. Как только манеж заработает, Ольга Рыпакова будет готовиться ко всем соревнованиям и следующей летней Олимпиаде здесь. Поэтому мы переезжаем в Усть-Каменогорск.
Спонсор в помощь
Заказчик проекта главного спортивного объекта области – директор общественного фонда "Қасиетті бірлік" Есентай Сембинов поведал, почему стройки государственного масштаба ведутся на деньги благотворителей.
- Легкоатлетический манеж, Дворец единоборств, бассейн, школа-интернат для одаренных в спорте детей на 200 мест – все эти объекты строятся на деньги фондов, то есть спонсоров, - пояснил он. - Ни одного бюджетного тенге там нет.
- Почему манеж международного уровня, влияющий на престиж государства, строится не на бюджетные средства?
- Наш общественный фонд является мобильным, что позволяет принимать оперативные решения. К примеру, при строительстве бюджетных объектов проводятся тендеры, госзакупки, время уходит. А нам, общественным фондам, скажут: вот здесь объект построить, мы уже на следующей неделе начинаем работать над проектом. Это (строительство через фонды – прим. авт.) – идея президента, которую в ВКО реализует аким области Бердыбек Сапарбаев. Так мы построили мечеть на левом берегу, хотя другие регионы страны стройки такого масштаба не тянут.
- Почему возникли проблемы со строительством легкоатлетического манежа?
- Причина в недофинансировании, - заключил собеседник. - По проектно-сметной документации положено 1,3 миллиарда тенге, подрядчику было выделено 815 миллионов. Остальное ожидаем. "Алтайстрой" не может рассчитаться с субподрядчиками, мы это понимаем. Проблема за проблему цепляется. Нужно с пониманием относиться, ведь это объект не бюджетный, мы стараемся решить проблему.
- Когда приступили к строительству манежа, вся необходимая сумма была собрана?
- Нет. Мы начинаем строительство, а потом подписываем меморандумы с предприятиями, они выделяют средства постепенно. Кто-то не смог выполнить условия меморандума и пока не нашел денег.
- Удастся ли компенсировать ТОО "Алтайстрой" недостающую сумму?
- Конечно. Сейчас мы ищем деньги. Этот вопрос находится на контроле акимов Усть-Каменогорска и Восточно-Казахстанской области. Перед нами стоит задача – сдать манеж в эксплуатацию до апреля.
Кто их просил?
Однако в городском акимате ни о каких дополнительных выплатах даже слышать не хотят. И не понимают, зачем строители решили замахнуться на объект международного масштаба.
- Договор на строительство легкоатлетического манежа подписан между подрядчиком, отделом строительства и благотворительным фондом, который и выступил заказчиком, - пояснила нам пресс-секретарь акима Усть-Каменогорска Лариса Поломошнова. - Городской отдел строительства обязуется только контролировать качество строительных работ. Договор составлен 6 августа 2012 года, дополнительное соглашение подписано 15 апреля 2013 года. Согласно документам, стоимость строительно-монтажных работ оценена в 850 миллионов тенге, из которых 35 миллионов – стоимость проектно-сметной документации. "Алтайстрой" с этой суммой согласился. Поэтому все их претензии о недостатке средств не имеют никакого отношения к городскому акимату. "Алтайстрой" - это предприятие с хорошей репутацией. Но они сами должны были просчитать расходы и либо согласиться с предложенной суммой, либо нет. Даже если у подрядчика есть какие-то претензии, пусть обращаются к заказчику объекта – общественному фонду.
- Кто профинансирует затраты, которые возникли после решения строить манеж международного стандарта?
- По желанию каких властей он стал не обычным, а международным? Кто это сказал, где это прописано? В договоре этого нет. Есть юридический документ, на него мы и ориентируемся.
* * *
Если подрядчикам не компенсируют расходы, возникшие из-за дополнительных работ, компания обанкротится. А на легкоатлетической арене так и не появится специальное покрытие, без которого объект не сможет получить международный сертификат. Значит, манеж из статусного спортивного сооружения вновь превратится в, строго говоря, распиаренный "спортзал".
Анастасия Ясинская