Включите JavaScript в настройках браузера.
24 августа 2013
Сейчас читают:

ЧП союзного масштаба

Мы продолжаем публикацию интересных случаев из практики работы советской милиции Восточного Казахстана. Сегодня расскажем вам о незадачливом воришке и почти удавшемся побеге.

Побег из усть-каменогорского СИЗО

Усть-каменогорский следственный изолятор в городе называют крепостью не только за крепкие – полутораметровой толщины! - стены, но еще и потому, что он и впрямь является частью крепости – той самой, Усть-Каменной, заложенной майором Лихаревым в 1720 году и давшей название городу. В составе обязательных крепостных построек полагалось находиться тюрьме – вот она-то и сохранилась бок о бок с православным Троицким храмом. Сегодня здание нынешнего СИЗО, расположенное у крепостного вала, является памятником старины. Здесь отбывали свои сроки сосланные декабристы, участники революций и восстаний и, конечно, местные преступники всех мастей.

Бежать из крепости не удавалось никому. Ну, или почти никому. Говорят, в давние времена, когда камеры отапливались печками, один заключенный с помощью ложки по кирпичику разобрал дымоход и выбрался на волю. Правда, той же ночью он был водворен обратно.

В конце XX века история крепости пополнилась еще двумя побегами. Один из арестантов умудрился так закопаться в опилки, вывозимые с внутреннего дворика, что его не заметили и загрузили в машину. Так и выехал за ворота. Но на воле побыл недолго, всего около двух часов, побег даже не стали фиксировать.

А вот вор Анатолий Маканов, по кличке Макан, убежав из СИЗО, заставил в середине 80-х встать на уши всю городскую милицию. Да что там городскую – побег из изолятора считался ЧП союзного масштаба!

Сидел Макан в СИЗО за то, что "подломил" гастроном "Колос", один из крупных центральных магазинов Усть-Каменогорска. Влез в подсобку, надеясь найти деньги, но их там не оказалось. Тогда вор взял две бутылки водки, разной закуски – и был таков. Наказывалось это деяние в то время сурово и называлось кражей госимущества. За подобное преступление можно было получить от 5 до 7 лет.

Попался Маканов довольно быстро и был водворен в СИЗО. В крепости Макан уговорил одного из сидельцев стать "тумбочкой" - т. е. подставить ему плечи, чтобы можно было перебраться через внутренний забор. Обещал взять с собой в побег, да обманул...

Перепрыгнув из внутреннего дворика в общий с помощью сокамерника и оставив его в растерянности под забором, Макан направился прямиком к выходу. И ведь повезло ему, что ли, – ни один охранник на вышке не увидел, как заключенный вышел за ворота.

Скрывался он два дня. Милиция днем и ночью патрулировала каждый закоулок, всем водителям общественного транспорта раздали фото беглеца, а таксистам строго-настрого наказали сообщать, если тот куда-нибудь поедет.

Наконец напали на след: стало известно, что Макан скрывается на улице Алма-Атинской у друга. Приехали его брать: два опера пошли по указанному адресу, а водитель Володя Львов ждал внизу у машины. Вдруг видит – Макан собственной персоной подходит к подъезду.

Владимир, схватившись за кобуру, крикнул:

- Стой, стрелять буду.

- Стрелять? Не смеши! Кишка тонка! - ответил Макан и продолжил движение.

Львов без лишних слов выстрелил в Маканова из "Макарова". У водителя были неплохие показатели по стрельбе из табельного оружия и ему не составило большого труда поразить преступника точно в ногу. После этого его, раненого, орущего, доставили обратно на нары. А на суде вдобавок к полученному сроку добавили полтора года за побег.

Ляп Ляписа

Ляпис – это у него кличка такая была, а звали его Валерий. Курьезный случай, связанный с ним, следователи до сих пор вспоминают с улыбкой: мол, он еще бы расписки оставлял типа: "Я, Ляпис, украл у вас то-то и то-то".

Квартальский парень, имевший необычную кличку, жил в доме на проспекте Ленина, совсем недалеко от магазина "Элегант". Учился в одной из школ города Усть-Каменогорска. А дальше, как в известном фильме – украл, выпил, в тюрьму. Украл, выпил, в тюрьму. Романтика!

Освободился он как-то после очередной – второй или третьей – ходки. Вернулся в родной город солнечным, погожим деньком, встать на учет решил на следующее утро. Но ведь не годится вольной птице в полутюремной робе зажигать по родному кварталу, хотелось выглядеть прилично, по-цивильному. Подумал Ляпис и отправился в магазин "Элегант", где на втором этаже продавали одежду. Огляделся в отделах. Товар хороший, да где ж взять гроши?! Ну да не беда! Спрятался за портьерой у глухой стены, дождался ночи и приступил к самообслуживанию. Подобрал себе по размеру кримпленовые брюки, нейлоновую рубашку, лакированные остроносые туфли на каблуках. Свою старую одежку за ненадобностью оставил на месте ночевки и утром, смешавшись с покупателями, вышел к фонтану у Дворца культуры металлургов. Закурил "Медео", затянулся поглубже и... здравствуй вольная жизнь!

Вот только прокололся Ляпис на мелочи – в кармане сброшенной в "Элеганте" робы осталась забытой справка об освобождении... Через три часа его задержали в собственной квартире – как был, во всем новеньком. Арестовали. Уже потом его мама передала в камеру предварительного заключения старое трико, тапки и свитерок переодеться, а ворованные вещи изъяли. Обвинение ему было предъявлено по части третьей статьи 132 – кража с проникновением, к тому же Ляписа судили не в первый раз, поэтому и получил Валера новый срок, не погуляв на свободе даже суток.

Виктор Горшков

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней