Включите JavaScript в настройках браузера.
14 января 2018
Сейчас читают:

Чета устькаменогорцев сделала свой дом пристанищем для тех, кому за 80

Чета устькаменогорцев сделала свой дом пристанищем для тех, кому за 80
Фото Елена Назарова

Четыре года назад в Усть-Каменогорске открылся частный пансионат для престарелых. Одиноких и беспомощных стариков Елена и Андрей Назаровы приняли в собственном доме. Елена стала и директором, и первой сиделкой. Эту работу, требующую не только крепости духа, но и физической силы, взвалила на себя женщина, уже 25 лет не покидающая инвалидную коляску. Как ей это удается, узнавал корреспондент YK-news.kz.

Не отчаиваться, а жить!

Елена по образованию музыкант, окончила дирижерское отделение музыкального училища. Но поработать по специальности не пришлось — вышла замуж, в самый разгар перестройки появились дети. В 1987 году 20-летняя Леночка родила сына, в 1991 году — дочь. А в одну страшную ночь 1992 года вдруг поняла, что ее не слушаются ноги.

Месяц врачи пытались выяснить, что с ней. Все эти дни Елена и её муж Андрей жили надеждой. Диагноз прозвучал, как приговор: гемангиома в грудном отделе позвоночника, вызванная кровоизлиянием в спинной мозг. Опухоль была доброкачественной, но оперировать ее врачи отказались, опасаясь причинить ещё больший вред. В 25 лет Елена Назарова стала инвалидом. "Жизни я и не увидела", — говорит она.

Раскиснуть и погрузиться в отчаянье ей не позволила семья. Сыну было всего четыре года, дочка и вовсе грудничок. Тут не до собственных горестей. А главное, рядом с Еленой была самая надежная ее опора — муж Андрей. Вместе они встретили беду и вместе научились с ней справляться. Растили детей, потом и внуки пошли. А работу Елена себе нашла: стала диспетчером, принимающим на дому заявки на обслуживание. Болезнь не лишила её ни силы духа, ни энергии.

Под крышу дома своего

Мысль открыть Дом престарелых ей подала знакомая. Сказала, что заботой об одиноких стариках мало кто занимается, а дело это нужное.

Супруги Назаровы обсудили идею между собой. Они не привыкли жить только для себя. А дети выросли и разъехались, опустел большой двухэтажный дом.

— Для меня это было тяжело, — говорит собеседница.

Елена как никто понимает, насколько важна поддержка для того, кто слаб и беспомощен. Государственных учреждений для престарелых мало, они расположены на окраинах, а то и вовсе за чертой города. А одиноких, больных, нуждающихся в уходе стариков в Усть-Каменогорске много.

В 2014 году Назаровы открыли свой пансионат. Это не медицинское учреждение, оно оказывает социально-бытовые услуги. Если нужна медицинская помощь, родственники организуют ее сами: вызывают врача, привозят лекарства.

Вначале Елена и Андрей приняли постояльцев в собственном доме на улице Иртышской на Левом берегу. Первыми жильцами пансионата стали старики без нейродегенеративных нарушений. Со временем о доме Назаровых разнеслась добрая молва, и к ним стали привозить проблемных бабушек и дедушек — больных атеросклерозом, болезнью Паркинсона.

Желающих поселиться у них становилось всё больше, и тогда появилось еще одно отделение — в доме дочери на улице Малея. Два помещения понадобились еще и для того, чтобы разделить здоровых людей и тех, кто страдает старческим слабоумием, не способен самостоятельно передвигаться. Больные старики нуждаются в специальном уходе, оборудовании, помощи профессиональных сиделок, у которых есть опыт лечения пролежней.

На равных с директором

Елена Назарова стала первой нянечкой в новом доме престарелых. Трудно представить себе, как она обихаживала лежачих больных, сидя в инвалидном кресле. Сама она говорит, что ничего у неё не вышло бы, если бы не поддержка и помощь Андрея. Он и поднимает беспомощных постояльцев, и возит их, и постоянно что-то строит.

Дом на Иртышской пришлось реконструировать, чтобы приспособить его под нужды пожилых постояльцев. Просторная веранда, баня, новая столовая появились за последние два года. Работают вместе с Назаровыми и дочь, и невестка. Елена сама учила их ухаживать за тяжёлыми больными, обрабатывать пролежни.

Персонал Елена подбирает тщательно. К ней приходят по рекомендации. Увольнять работников Елена не любит, предпочитает воспитывать. Но иногда приходится отказываться от услуг сиделок, которые не могут справиться со своими нервами.

— Ты подумай, нужно ли тебе здесь работать. Грубить не надо. Если чувствуешь, что терпение отказывает — пойди в баню, прокричись там. А к бабушкам выходи с улыбкой и относись к людям по-человечески! — требует она.

С ней работают семь человек: сиделки, повара. В обоих домах пансионата установлена система видеонаблюдения, чтобы хозяйка могла контролировать происходящее в те дни, когда здоровье не позволяет ей быть на месте.

— Я не директор. Не люблю это слово! — говорит она. — Я общаюсь с девчонками на равных. Так проще, так лучше. Потому что работа очень тяжёлая.

В бусах и с младенцем

Старые люди друг друга понимают лучше, чем их выросшие дети — активные и занятые своими проблемами. В пансионате у Назаровых сейчас живут 34 человека: 13 относительно здоровых и 21 больной, требующий специального ухода. В основном постояльцам уже за 80 лет.

Тяжело наблюдать беспомощность больных людей. Кто-то уже не способен адекватно воспринимать реальность, живет прошлым, к примеру, баюкает малышей, свернутых из простыни. Кто-то смутно осознаёт, что находится не у себя дома, и пускается в бега, а потом блуждает по городу. Почти все капризничают, теряют вещи.

Поздравление с 8 Марта от подопечных бабушек

Трогательные отношения складываются между стариками и старушками. Бабушки губы красят, украшают себя бусами — добиваются внимания мужчин. Для того чтобы жизнь приносила им больше радости, по праздникам Назаровы устраивают выезды в кафе, дружеские посиделки. До сих пор Елена вспоминает веселую бабу Катю, в свои 90 лет игравшую на гармошке.

Назаровы гордятся тем, что есть у них старожилы — те, кто обитает в пансионате со дня основания. Атмосфера в доме семейная, много общих фотографий. Бережно хранит Елена поздравление от бабушек с 8 Марта, написанное на тетрадном листке.

Свои чужие старики

Трудно представить, что у людей, занятых таким непростым и важным делом, могут отыскаться враги и завистники. Однако не так давно анонимные "доброжелатели" стали жаловаться на Назаровых: якобы условия плохие, старики лежат на полу, отношение к ним ужасное. Требовали закрытия пансионата. Состоялась серия проверок, которые не нашли никаких негативных фактов. Да и бабушки стеной встали на защиту своего Дома и его хозяев. Но чего это стоило Елене и Андрею?

Новогодние посиделки в пансионате

Однако они находят силы продолжать начатое. Вот и новогодние праздники в Доме встретили традиционным гуляньем и подарками. Только в кафе на этот раз не ездили — морозы помешали.

— Елена, что самое трудное для вас?

— Терять человека. Видеть, как он умирает... Тяжело наблюдать обиду старых людей на своих родных. Бывает, их привозят к нам после того, как они отписали близким свое жилье и стали не нужны. Я звоню родственникам, требую, чтобы они своих стариков посещали.

— А что вас радует?

— Моя бабушка. Она до сих пор жива, ей 93 года. Сама за собой ухаживает, даже полы моет. Бабушка дает мне стимул работать с моими старичками. Она труженица тыла, была учителем русского языка и литературы. До сих пор пишет стихи и воспоминания про моего деда.

Ирина Плотникова
Фото автора и из личного архива Елены Назаровой

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней