Включите JavaScript в настройках браузера.
9 февраля 2019
Сейчас читают:

Учёба в Китае — глазами студентки из Усть-Каменогорска

Учёба в Китае — глазами студентки из Усть-Каменогорска
Виктория Меньшагина: "Блондинкам в Китае приходится не просто"
Фото из личного архива Виктории Меньшагиной

Почему блондинкам в Китае приходится непросто и какие привилегии дает светлый оттенок волос? Опаздывают ли преподаватели, заставляют ли студентов быть массовкой и почему в общежитиях Поднебесной могут забрать мультиварку? О чем казахстанские студенты, получающие высшее образование в КНР, могут рассказывать часами и о чем предпочитают не говорить родителям?

18-летняя Виктория Меньшагина второй год учится в Китае. После окончания школы в Усть-Каменогорске она решила попробовать поступить в зарубежный вуз.

— Я неплохо знаю английский, и поэтому предположила, что могла бы потянуть обучение на этом языке. Но жить и учиться в Америке или в Европе — очень дорого. В КНР образование по цене намного доступнее, — поясняет Вика. — В конце одиннадцатого класса я предложила своей подруге Алесе: "Давай поедем учиться в Китай! Родители нас поддержали.

Аргументы "за" и цифры

Китайская Народная Республика в последнее время набирает популярность среди студентов. Не только казахстанских — со всего мира приезжают молодые люди для поступления в университеты Поднебесной. Это легко объяснить объективными причинами: в Китае множество вузов, специальностей и льгот для иностранных студентов. К тому же это прекрасная возможность научиться говорить на китайском.

— Нам рассказывали еще об одном вероятном шансе — о поступлении на грант после первого года платного обучения. Однако на практике это почти нереально. Один год изучения китайского дает малый уровень знания языка. Явно недостаточный для обучения наравне с китайскими студентами, — объясняет Виктория. — Мне кажется, тут правильнее будет изначально представлять себе полную картину денежных расходов.

Виктория приводит конкретные цифры.

Первый языковой год ее обучения в Китае (город Тунжэнь) стоил 6000 юаней (по курсу прошлого года это около 300 000 тенге). Проживание в общежитии — бесплатное.

— Я поступала через компанию, и она предоставила скидку. Но в целом в других городах цены на обучение могут быть дороже, — продолжает собеседница. —  В моем вузе стоимость являлась небольшой, но и преподавание китайского было на слабом уровне. Я перевелась в другой университет и сейчас учусь в городе Ухань. Здесь я дополнительно оплачиваю проживание (3000 юаней).

Вообще в Китае большое количество университетов, и за счет этого можно подобрать подходящий ценовой вариант. Стоимость перелета в Китай — 130 000 тенге. Ну и конечно, ежемесячная сумма на питание, карманные расходы, некоторые коммунальные услуги. Эта сумма варьировалась в районе 60 000 тенге.

Вот такие дела!

Виктория рассказала, как выглядит жизнь и учеба иностранного студента в Китае.

— Независимо от того, какую дисциплину человек приехал изучать, первым делом ему придется пройти годовой курс китайского языка. Начинается обучение с того, что группа молодых студентов пытается громко и вразнобой повторять произношение иероглифов за преподавателем. Выглядит это комично, но дает свои результаты. Обучение ведется на английском языке. То есть студентов учат китайскому на английском. Учить совершенно новый для себя язык совсем непросто, — вздыхает Виктория.

Девушка делится наблюдениями: не все преподаватели вуза, в котором она училась в городе Тунжэне, хорошо владели языком туманного Альбиона. Таким педагогам было сложно объяснять учебный материал иностранным студентам. Но чем больше в городе численность населения, тем он более развит, и знание китайцами английского языка не является чем-то из ряда вон выходящим.

В Китае общежития для иностранных студентов выглядят неплохо. По два человека в комнате, свой санузел, душ (правда, с холодной водой), кондиционер.

— Горячую воду в душе, электричество и использование кондиционера мы оплачивали отдельно, в зависимости от потребления, — разъясняет Виктория. — В университетском общежитии Тунжэня кухни не было и готовить студентам категорически запрещали. Сотрудники общежитий иногда даже устраивали показательные рейды: проходили по комнатам и забирали чайники, мультиварки. Боялись того, что если все жильцы начнут использовать электроприборы, проводка не выдержит. А что студенты? Студенты покупали новые чайники! Благо вся эта бытовая техника стоит очень дешево: это ведь Китай (без наших накруток и расходов на доставку).

Правда, студенты готовят еду в комнатах не особенно часто. На территории кампусов университетов зачастую работает сразу три столовые. Цены доступные, но еда, конечно, специфическая.

— Острая и почти всегда жаренная в большом количестве масла! Для иностранцев специй кладут поменьше, однако все равно непривычно. В качестве гарнира — рис и лапша. Некоторые студенты, кстати, благодаря рису, приправам и фастфуду быстро набирают лишние килограммы! — улыбается Вика. — И хотя многие уверены, что от риса не толстеют, я лично убеждаюсь в обратном.

Еще китайцы говорят, что употребление острой пищи помогает им согреться. Зимой это очень актуально. Отопление на большей части Китая отсутствует.

— В свой первый год обучения я жила в Тунжэне, а во второй — в Ухане. Отопления не было нигде. Приходя после занятий в общежитие, я закутывалась в одеяло. Мы с подругой часто включали кондиционер для обогрева комнаты. Зима в Китае вообще интересная: на улице холодно, но при этом в большинстве городов нет снега и деревья вокруг — зеленые.

Сейчас у Вики каникулы, она в Казахстане, и ей с нашим отоплением в квартирах жарко. Кстати, жара в Китае – тоже испытание для иностранцев. Для некоторых это страшнее холода. Вика говорит, что летом на улицах Китая бывает настолько жарко и влажно, что особо восприимчивые студенты даже падали в обморок от перегрева.

Блондинка вне закона

Обладателям светлой кожи и светлых волос в Китае приходится непросто. К блондинкам на улице (особенно в небольших городах) — всегда особый интерес.

— На меня оглядываются, фотографируют, дети пытаются потрогать волосы! В некоторых случаях такое повышенное внимание даже мешает. Заходишь, например, в магазин, хочешь попрактиковать китайский, обращаешься к продавцу на его родном языке, а он со страхом в глазах пытается что-то скомкано ответить по-английски. Или просто показывает цифры на калькуляторе, — рассказывает Вика. — У студенток с азиатским типом внешности всё гораздо проще.

Зато светлые волосы обеспечили Виктории возможность подработки в Китае. Девушку пригласили в одно из кафе официанткой.

— Если честно, я почти никого не обслуживала. Я стояла у дверей кафе и завлекала клиентов своей внешностью. Раз блондинка — значит, иностранка. А иностранцы здорово поднимают рейтинг заведений.

Еще Вика некоторое время была учителем английского. Преподавала язык девятилетним ребятишкам (коренным китайцам).

— Я работала совсем недолго. Боялась попасться полиции: в Китае работа по учебной визе категорически запрещена. Вплоть до выдворения из страны. Поэтому лучше не рисковать, — заключает Виктория.

На два часа впереди, в будущем

Китай — очень "продвинутая" в технологическом отношении страна.

— К примеру, в КНР прекрасно налажена продажа по QR-кодам. Устанавливаешь приложение на свой телефон и, когда нужно рассчитаться за товар, — просто наводишь экран телефона на этот код, и с тебя снимается нужная сумма. Очень удобно! — рассказывает Вика. — Таким способом можно расплатиться везде — в автобусе, метро, магазине, даже на рынке, когда покупаешь "Колу" у какой-нибудь продавщицы-старушки. Оплатой по QR-кодам пользуются все: от детей до очень пожилых китайцев.

Кстати, о "Коле" и товарах в принципе. В Китае все цены строго фиксированы. Например, та же бутылка газировки стоит три юаня (150 тенге). И столько она будет стоить везде — хоть на рынке, хоть в супермаркете, хоть в кинотеатре.

И еще о продвинутости Китая. В больших городах КНР очень распространена езда на автобайках и велосипедах. Особенность в том, что эти транспортные средства есть везде — на каждой улице. Они предоставляются напрокат. Человек берет велосипед, оплачивает его с помощью приложения на мобильном телефоне, доезжает до нужного ему места и оставляет велик прямо там, куда приехал. Велосипеды можно припарковать буквально возле любого дерева!

— Время Китая на два часа вперед — в сравнении с Казахстаном. Я часто говорю в шутку, что живу на два часа в будущем, — улыбается Виктория.

Впрочем, в Поднебесной Вика встречала и пережитки прошлого.

— Студентов в Тунжэне часто отправляли на всякие ненужные им мероприятия — для массовки. Это как у нас на 1 Мая: всеобще и добровольно-принудительно. Преподаватели говорят примерно следующее: "Приходите обязательно все, в конце мероприятия раздадим зачетки (документы, студенческие билеты — в общем то, что для студента действительно важно)". И еще такая неприятная тенденция: преподаватели иногда опаздывают, а запланированное мероприятие может начаться на полтора часа позднее.

На улицах Китая чисто, всё продумано и сделано для удобства людей. В общежитиях тоже чистота и порядок. Однако есть нечто такое, о чем Вика предпочитает не говорить родителям.

— Тараканы! Не хочется расстраивать и пугать родителей таким соседством, — объясняет Виктория. — Признаюсь, видела нечасто: всего пару раз за последние полгода.

О чем не устает рассказывать Вика — так это о людях, которые приезжают учиться в КНР. В Поднебесной можно встретить студентов из самых разных стран — из Канады и Пакистана, из Эфиопии и Кореи, из России и Таиланда, из США и Великобритании.

— Я пыталась подружиться с коренными китайцами. Но пока мне это не удалось, — признается Вика. — Они очень занятые, почти все свое свободное время проводят в библиотеках. Даже берут туда с собой подушки и спят во время дневного перерыва в занятиях. Кто-то устраивается на диванчиках, а некоторые просто спят за столами. Студенты-иностранцы легко идут на контакт. В Поднебесной у всех появляются прекрасные возможности: выучить китайский и ежедневно практиковать английский язык.

Ирина Краскова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней