Включите JavaScript в настройках браузера.
9 марта 2014
Сейчас читают:

Утомленные Сочи

Что помешало спортсменам из ВКО завоевать медали на Олимпиаде
Накануне главных спортивных стартов этой зимы чиновники от физкультуры прочили нашей стране от двух до шести наград, за четыре из которых "несли ответственность" лыжники из Восточного Казахстана. Однако в копилке республики оказалась только бронзовая медаль фигуриста Дениса Тена. Как отмечают спортивные эксперты, дело не в самих спортсменах, а в условиях, в которых они вынуждены тренироваться и выступать.

Мы не преследуем цели критиковать наших олимпийцев. Они герои, несмотря ни на что. Мы видели их труд и жажду победы. Поскольку самая большая сборная по зимним видам спорта - в Восточном Казахстане, попытаемся разобраться, что нужно сделать для того, чтобы наша страна могла претендовать на медали будущих Олимпийских игр. Для этого следует заглянуть за "кулисы" спортивного мира. Как и в каких условиях готовят наших лыжников к соревнованиям?

Гонка за качеством

Тренер Алексея Полторанина Алексей Наконечный честно признается, что лыжника подвела его команда.

- У Алексея отличная подготовка, это доказывают его стабильные результаты в гонке классическим стилем на мировых соревнованиях: первые-третьи места, - отмечает наставник. - Но на Олимпиаде конкуренция идет не только на лыжне, но и на этапе подготовки. К примеру, мы пересекались на зарубежных сборах с российскими спортсменами. Их сопровождала опытная научная группа из Канады, с которой они заключили договор по подготовке к Олимпиаде. Благодаря этому спортсмены вышли на соревнования на пике своей формы, завоевали несколько медалей, а сборная получила уникальный опыт и теперь сможет усилить собственную научную группу. У Полторанина, в отличие от зарубежных олимпийцев, нет даже профессионального спортивного врача.

Еще один больной вопрос – сервисная подготовка лыж.

- Прежде чем нанести смазку на лыжи, технические специалисты из альпийских стран измеряли параметры снега в нескольких местах лыжной трассы, учитывали, где снег настоящий, а где искусственный, - объясняет Алексей Наконечный. - Мы же такой техникой не владеем. И так во всех видах лыжного спорта. Мы же с Алексеем радовались, что незадолго до Олимпиады получили высококачественные лыжи. Но времени на то, чтобы их толком обкатать и протестировать, не было.

Алексей Наконечный признается, что по сравнению с менее титулованными спортсменами Полторанин работает в удачных условиях.

- Для него разработали специальную программу подготовки, вложили в нее средства и очень скоро увидели отличные результаты. Спортсмен вырос. Чего нельзя сказать про лыжников-новичков. Спасибо Национальному спортивному комитету и акиму ВКО, они помогают нам, насколько это возможно. А вот позиция акимата Риддера неясна. Детскую лыжную трассу в начале прошлого лета засыпали строительным мусором, и коммунальщики до сих пор не смогли справиться с этой проблемой. Нам отказались дать трактор, чтобы пробить дорогу к леднику, на котором можно кататься при отсутствии снега. В Риддерских лыжных секциях много детей, а вот обеспечение инвентарем слабое. Я сам ночами клеил сломанные лыжи и палки, пока не начались активные предолимпийские тренировки.

Смогу в могул?

Примерно с теми же проблемами сталкиваются наши фристайлисты.

- Из-за того, что в Казахстане нет базы для тренировок, спортсмены вынуждены постоянно выезжать на сборы за рубеж, - говорит начальник штатной национальной команды по фристайлу в дисциплине могул Виктор Рейхерд, брат олимпийца Дмитрия Рейхерда. - Это дорогое удовольствие. К примеру, 20-дневные сборы для пяти спортсменов обходятся в сумму около пяти миллионов тенге. А такие сборы проходят постоянно. В 2013 году ребята были дома в общей сложности два-три месяца. Поэтому логичнее было бы один раз выделить средства на строительство своей тренировочной базы, чтобы потом сэкономить миллионы на сборах. К тому же так мы смогли бы подготовить больше спортсменов, ведь заменить нынешних олимпийцев будет некому. У детей нет столь обширных возможностей для развития.

Это подтверждает и заместитель директора областной школы высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта Наталья Горлачева.

- В эту зиму ребята в секциях пропустили половину сезона из-за бесснежья. Тренеры на клеенках таскали снег с окрестностей на склон. Все потому, что у фристайлистов нет даже снежной пушки. У риддерских биатлонистов нет крытого павильона для стрельбы, поэтому они должны рисковать здоровьем, отрабатывая навыки по стрельбе из положения лежа даже в непогоду. Лыжникам давно обещают роллерную трассу, но они по-прежнему отрабатывают бег на лыжах на автодороге Усть-Каменогорск – Риддер. Чтобы не произошло аварии, тренеры прикрывают их, двигаясь рядом на автомобиле.

К слову, различные травмы для спортсменов, особенно в столь опасном виде спорта, как горные лыжи, – не редкость.

- Дарья Рыбалова приехала с Олимпиады с разрывом связок, это очень серьезная травма, но в смете нашей школы нет статьи расходов на лечение спортсменов. Поэтому мы ищем другие возможности для их реабилитации. Хотя я считаю, если мы посылаем ребят выступать за нашу страну, должны и восстанавливать их здоровье на бюджетные деньги.

Работа над ошибками

В интервью республиканским СМИ начальник управления физической культуры и спорта Абил Донбаев сообщил, какая работа планируется в будущем по развитию олимпийского потенциала области.

- На Олимпиаде в Сочи мы получили хороший опыт, - отметил он. - Сейчас вместе с Национальным олимпийским комитетом, Агентством по делам спорта и физической культуры анализируем результаты, проводим работу над ошибками, чтобы определить, какие слабые места есть у нашей сборной и что требуется для того, чтобы их усилить. К примеру, мы высоко оценили работу главного тренера сборной Казахстана по фристайлу в дисциплине могул Виктора Лемешко. Он смог подготовить очень сильных спортсменов, сборная выступила достойно. Получается, что у нас есть высококлассные олимпийцы в этом виде спорта, а своей тренировочной базы нет. Это все равно что дом без фундамента. Поэтому сейчас решается вопрос по строительству крытого бассейна с водным трамплином для наших могулистов возле горнолыжной трассы в Согре (9-й километр). Ведь прежде, чем отрабатывать трюки на снегу, спортсмены учатся делать их с приземлением на воду, что менее травмоопасно. Рассматриваем варианты для улучшения материально-технической базы в Риддере. К примеру, еще в прошлом году приобрели снегоуплотнительную машину для формирования лыжных трасс.

Абил Бекетович отмечает, что помимо спортсменов в будущем нужно будет готовить собственных судей международного уровня, которые могли бы профессионально подать протест в такой ситуации, как, к примеру, с Юлией Галышевой. Она, напомним, показала в Сочи отличный результат, но почему-то заняла только седьмое место.

- Также пора увеличить команду для участия в лыжных гонках, чтобы ответственность за эту дисциплину лежала не только на Алексее Полторанине, - считает представитель спортивного ведомства. - Алексей универсальный лыжник, что является редкостью в спортивном мире. Но все-таки ему нужно позволить добиться высокого места в гонке классическим стилем, которая удается ему лучше всего.

Чиновники от спорта в будущем намерены найти управу и на подтаявший снег, который помешал Полторанину показать блестящий результат в Сочи.

- Мы признаем, что во многом отстаем в плане сервисной подготовки и научного подхода в спорте, - говорит Абил Донбаев. - Здесь нам предстоит очень серьезная работа в ближайшие годы.

Готовь лыжи летом

Тем временем спортсмены отмечают, что готовиться к следующим белым Играм нужно уже сейчас, пока есть возможность заключить контракты с зарубежными спортивными врачами, научными группами, а в некоторых видах спорта - и с тренерами. Это необходимо отечественному спорту, чтобы набраться опыта у международных профессионалов и придать новый импульс развитию. К тому же есть шанс в ближайшие два года построить недостающие спортивные сооружения для лыжников. Тогда можно будет по праву называть Восточный Казахстан сердцем зимних видов спорта.

Анастасия Строкова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней