Усть-Каменогорск вчера. Объявленному верить!
Чем живет Усть-Каменогорск? О чем беспокоятся его жители, чем они интересуются? Найти ответ на эти вопросы сегодня не так уж сложно. Гораздо труднее выяснить, как жили наши земляки сотню с лишним лет назад. YK-news.kz предлагает совершить небольшое путешествие во времени и попытаться представить себе жизненный уклад устькаменогорцев девятнадцатого и начала двадцатого века.
Своеобразным путеводителем нам послужат объявления, которые горожане в позапрошлом веке печатали в газетах или наклеивали на фонарные столбы. С годами они стали ценным историческим свидетельством. Кроме объявлений, сохранились и анонсы "блокбастеров" XIX века, и первые криминальные сводки, и "молнии" о происшествиях, напечатанные в газетах. Итак, посмотрим, чем же может порадовать современного любознательного устькаменогорца сей исторический Клондайк (стилистика и орфография оригиналов сохранены).
Дела частные
Горожане XIX века очень трепетно относились к вещам. Пропажу искали всеми возможными способами. Никому и в голову не приходило посмеяться над рассеянным обывателем или предметом поиска. Так, некий гражданин через газету слезно просил вернуть ему обувь.
"Утерян калош с левой ноги по Никольской улице (сейчас улица Казахстан — прим. автора). Нашедшего прошу доставить за вознаграждение Заставину".
За скупыми строчками некоторых объявлений угадывается настоящая драма. Чего стоит обращение к горожанам, написанное, очевидно, взбешенным мужем, которого благоверная не только бросила, но и обобрала.
"Тысячу рублей тому, кто первым правдоподобно заявит мне, куда, через кого и где продала или хранит жена моя Екатерина Яковлевна Васильева, живущая ныне в семье Ильи Панченко, по подозрению похищенную ею мою пушнину: 25 лисиц, 1600 белок, 248 колонков".
Дела киношные и театральные
Впрочем, драмы разыгрывались не только в объявлениях, но и на экране. Одним из любимых увлечений устькаменогорцев был кинематограф. Судя по всему, успехом пользовались картины, пробивающие зрителя на слезу.
"25 сентября в электротеатре "Модерн" только один день идет выдающаяся картина, сильная драма "Маруся отравилась".
Электротеатр располагался в доме № 38/40 на улице Головкова. Сейчас там находится управление сельского хозяйства.
В театре тоже не обходилось без душераздирающих постановок. Вот пример театрального анонса.
"В Народном доме (бывший театр - прим. автора) при участии петроградских артистов состоялся спектакль, оригинальный скетч в двух частях — "Бедный Федя".
Хулиганы и ЧП
В газетах того времени должное внимание уделяли криминальным новостям. Стоит отметить, что Усть-Каменогорск был городом весьма мирным и чаще всего возмутителями спокойствия становились не грабители и убийцы, а обычные хулиганы. Вот, например, рассказ об одном таком распоясавшемся горожанине.
"1918 год. 15 декабря около 6 часов вечера начальником милиции на крыльце Народного дома был задержан и обезоружен пьяный всадник, желавший въехать в Народный дом на лошади. На требование начальника милиции предъявить удостоверение личности всадник вынул револьвер из кармана и сказал:
— Вот мой документ, я партизан и могу въехать куда захочу.
Из отобранного у него удостоверения выяснилось, что он не партизан, а писарь Ворогушин".
Не оставались без внимания и иные происшествия.
"По 5-ой улице на углу постоялого двора Мошонкина сломался мостик, проходя через который одна барышня провалилась и зашибла ногу".
Существовал ли столетие назад кризис семьи, о котором принято говорить сейчас? Возможно, да. По крайней мере, в те времена матери-кукушки старались подбросить своих малюток куда-нибудь подальше от отчего дома. О таких происшествиях непременно сообщали газеты.
"В палисадник Постникова подкинут младенец, мальчик, трех месяцев, еще не крещеный".
Бессмертная реклама
Рекламщики в 1900 году проявляли не меньшую фантазию, чем их современные последователи. Например, к потенциальному покупателю обращались от лица самого товара.
"Я опять с Вами. Как и в прошлом году я готов придти вам на помощь, — заверял в своей преданности ластик с нарисованным зайцем. — Резина "Серый Заяц" стирает весь карандаш и никогда не портит бумагу".
Это историческое свидетельство сохранилось благодаря стараниям местных краеведов. Фото объявления опубликовано в книге "Летопись города Усть-Каменогорска 1654 — 1918".
"Жёлтая пресса"
Несмотря на довольно спокойную жизнь в городе, журналисты того времени не отставали от западных тенденций и тоже проводили собственные расследования. Причем основания для этого бывали подчас весьма пикантными, в результате материалы напоминали незамутненный образец желтой прессы. О грядущих разоблачениях корреспонденты сообщали веками проверенным способом: выдавали анонс статьи на первой газетной полосе.
Среди исторических материалов сохранился интригующий анонс расследования некой масштабной гулянки, предположительно с участием школьников.
"В городе циркулируют довольно неопределенные, но настойчивые слухи по поводу какого-то пикника (на семи тройках).
Правда ли, что в этом пикнике принимали участие учительницы и ученицы? Правда ли, что кавалеры "зело упихуся" (перебрав со спиртным — прим. автора) начали не совсем прилично вести себя в отношении дам, так что благоразумный элемент вынужден был ретироваться с дамами, гарантируя их от приставаний?
Правда ли, что в итоге оказались побиты музыканты и пострадала часть инструментов?
Правда ли, что устроителем грандиозного пикника является "МЯСООТДЕЛ"?"
Итак, какими же были наши предшественники? Щепетильными в отношении вещей, немного сентиментальными, тянулись к прекрасному и умели с размахом погулять. Исторические хроники сохранили еще один любопытный момент: устькаменогорцы в начале двадцатого века жертвовали деньги на нужды практически неизвестных им африканских буров. Не забывали и о нуждающихся соотечественниках: с 1902 года стали традиционными благотворительные балы и вечеринки. Собранные средства шли на помощь сиротам и вдовам. Это значит, что можно с уверенностью добавить: горожане были добрыми. Следовательно, мы по праву можем гордиться теми людьми, которые больше ста лет назад тоже называли себя устькаменогорцами.
Елена Балова