Усть-каменогорский татуировщик: «Иногда в ход идёт нашатырь»
Картинами Дмитрия Пахомова не украшают гостиную, их не выставляют в музеях и не продают на аукционах. Но всегда носят с собой и с гордостью демонстрируют окружающим. Его полотна живые в прямом смысле. Он — мастер татуировки.
Живописец
Когда речь заходит о татуировщиках, перед глазами, как правило, возникает образ сурового брутального мужчины с бородой, с ног до головы покрытого кельтскими узорами, черепами и надписями на латыни. Но мастер Дмитрий Пахомов почему-то совсем не соответствует расхожим стереотипам. Скромный, улыбчивый и располагающий к себе. К своим 30 с небольшим годам он добился больших успехов в довольно необычном ремесле.
— На сегодняшний день татуировка — моя основная работа, — говорит Дмитрий. — Как ни странно, никогда не стремился к этому, все как-то само собой получилось.
Интерес к рисованию у Дмитрия с детства: по линии отца в семье много художников. Да и в школе, где учился будущий мастер, была возможность заниматься в художественном классе. А любознательный подростковый возраст совпал с расцветом альтернативной музыки в начале 2000-х.
— Меня впечатлили музыканты, которые были все в татуировках. Стал интересоваться, много читал, смотрел ролики о мастерстве тату, сам на себе ручкой пытался рисовать, — с улыбкой вспоминает мужчина. — Родители шутили: "Вот вырастешь, будешь татуировщиком". Я говорил: "Да вы что, нет".
После школы Дмитрий окончил курсы и отправился трудиться на завод сварщиком. Несмотря на то что работа не была связана с творчеством, увлечение юности не исчезло.
— Еще когда я работал на заводе, купил самый простой набор для нанесения татуировки, китайский, — смеется мастер. — Попробовать решил, как все это делается. Свою первую работу создавал на себе — на ноге, чтобы в случае неудачи не было видно окружающим. Процесс мне понравился. Друзьям, знакомым начал набивать. Делал татуировки ради интереса, без цели заработать. Позже мне пришла в голову идея, что можно более серьезно этим делом заняться, уже не в качестве хобби. Свой первый серьезный заказ я выполнял, еще работая дома. Делал довольно большую надпись с вензелями у парня на спине. Работал часов десять. Сейчас я бы справился с этим часа за три, я думаю.
Кисти-иглы
Дмитрий показывает свои инструменты. Как у настоящего художника, на полках у него теснятся флаконы с красками-пигментами. Но если художник пишет свои картины кистью, то для тату-мастера кистью служит игла.
— Вот, так сказать, прародитель современного оборудования — индукционная машина. В простонародье — индюшка, — объясняет Дмитрий. — Она приводится в действие посредством нажатия педали. То есть сидит мастер, держит в руках машинку, ногой зажимает педаль — и в машинке начинает двигаться игла. Сейчас все стало гораздо проще, в современных тату-машинках работает встроенный моторчик, никаких посторонних манипуляций производить не требуется, что, безусловно, облегчает работу.
Бытует мнение, что на первых порах мастера татуировки оттачивают свои навыки на свиных шкурках.
— Вообще да, но я не пробовал, — пожимает плечами Дмитрий Пахомов. — Свиная шкура схожа с кожей человека. Однако мастера в основном используют для тренировки что-то вроде имитатора кожи, силиконовые листы. Некоторые вообще тренируются на бананах или апельсинах.
Все начинается с рисунка. Его можно выбрать в каталоге мастера или предложить собственную идею, а некоторым посетителям требуется разработка индивидуального эскиза. Раньше эскизы делали при помощи обычных карандашей и листа бумаги. Сейчас стало возможно пользоваться графическими программами.
— Бывает, что человек приносит рисунок, который не подходит для нанесения на выбранный участок тела. Тогда приходится дорабатывать изображение или создавать новое, подходящее под анатомию, — поясняет Дмитрий. — Иногда человек приходит, не определившись, что конкретно ему хочется ("что-то хочу, но не знаю что"). Я считаю такой подход неправильным, и обычно спрашиваю, действительно ли ему это нужно? Все-таки нанесение татуировки должно быть обдуманным мероприятием. Временных татуировок не бывает. Конечно, существует технология удаления с помощью лазера. Но не лучше ли взвесить свое решение заранее? Не так давно у меня девушка делала татуировку в виде цветка и вместо стебля — имена детей. Ушла довольная. А спустя какое-то время звонит и говорит: "Все ничего, мне нравится, но муж оказался против татуировок". Пошла она сводить изображение лазером. А при удалении есть одна особенность: черный пигмент хорошо уходит, а цветной практически совсем не уходит... Наверное, лучше бы она оставила все как было...
Когда рисунок подобран, его переводят через трансферную бумагу-кальку на кожу. После можно работать. Несмотря на то что иглы татуировщика выглядят весьма внушительно (около десяти сантиметров в длину, диаметр варьируется от 0,25 до 0,4 миллиметра), под кожу проникает только два миллиметра. Примечательно, что игла может состоять из целого пучка тончайших иголочек, количество которых также различно в зависимости от назначения, будь то нанесение тонкого контура или затушевка.
Как у доктора
Многих желающих украсить себя татуировкой волнует вопрос безопасности. Существует ли риск подхватить инфекцию при посещении тату-салона?
— Правила антисептики нужно знать, — твердо говорит Дмитрий. — Нельзя на сто процентов полагаться на сознательность людей. Для этого и прописаны меры предосторожности. Если соблюдать правила работы, то риск передачи какой-либо инфекции минимален. Это гарантия безопасности как для клиента, так и для мастера. Кроме того, существует целый ряд противопоказаний, когда делать тату категорически нельзя. Среди них заболевания крови, проблемы с иммунной системой, болезни кожи, повышенное давление и т. д. Конечно, у каждого посетителя справку требовать не будешь. Но я обязательно даю человеку ознакомиться с противопоказаниями.
Чистота — залог безопасности в работе татуировщика. Поэтому у каждого уважающего себя мастера инструменты подвергаются тщательной дезинфекции. А расходный материал (иглы, перчатки, пленка для оборудования) используется единожды.
На стиле
У мастеров-тату, как и у художников, существует большое количество стилей в работе. В зависимости от особенностей различают до 35 видов разнообразных направлений тату-творчества.
— Я не придерживаюсь какого-то одного стиля. Люблю пробовать новое, — делится Дмитрий. — Да и предпочтения людей зависят от многих факторов: пол, возраст, хобби, музыкальные вкусы.
По словам мастера, сейчас чаще стали пользоваться спросом рисунки в стиле реализм (например, перенос изображения с фотографии). Популярно направление олд скул (от англ. "старая школа"). Это один из самых первых стилей татуировки, характеризующийся изображением атрибутов на морскую тематику. Востребованы татуировки "новой школы", их отличают элементы граффити, абстракций, экстравагантные изображения. В основном такие работы просят делать в цвете.
— Как таковой моды в татуировках нет. Просто появляются новые техники исполнения, — говорит Дмитрий. — Например, совсем недавно появился стиль трэш-полька (от англ. "мусор"). Выглядит это немного небрежно: мазки, кляксы, но тем не менее многих заинтересовало. Девушек привлекает акварель — имитация акварельного рисунка на коже. Чаще всего просят изображения цветов, животных, даже мультяшных героев. Кто-то ассоциирует с этими изображениями себя, для кого-то оно связано со знаковыми моментами. В настоящее время татуировки стали больше художественным атрибутом, украшением. Раньше в них вкладывали определенный смысл, сейчас все не так принципиально, люди стали проще относиться.
Все возрасты покорны
Принято думать, что татуировки сугубо молодежное увлечение. Но оказалось, что желание носить на себе произведение тату-искусства изъявляют люди совершенно разных возрастных категорий. Чаще — от 20 до 30 лет. А в целом — от 16 лет и до... пенсионного возраста.
— Да, бывают и очень взрослые клиенты. Причем в основном это женщины после 50 лет, — уточняет Дмитрий. — Вообще чаще обращаются именно девушки и женщины. Я просто больше люблю делать цветные изображения, а их обычно девушки выбирают. Хотя с парнями все-таки комфортнее работать, они более выносливы. Девушкам сложнее выдерживать долгие сеансы. Бывало, что при очень длительном сеансе у клиента могла подняться температура, от напряжения может даже случиться обморок. На протяжении нескольких часов приходится терпеть боль, а она довольно ощутима. Тогда идет в ход нашатырь. Правда, такое происходит очень редко.
Несмотря на то что Дмитрий старается подстроиться под своих клиентов, иногда все же приходится проявлять бдительность или даже отказывать.
— Стараюсь спрашивать документы, если возникают подозрения, что человек может быть несовершеннолетним, — говорит Дмитрий. — Бывает, молодые люди пишут: "Мне нет 18-ти, но я очень хочу татуировку". В этом случае приглашаю их с родителями на консультацию. Если родители согласны, тогда уже начинаю работать. Но опять же, если человек не моложе хотя бы 16 лет. Подростки зачастую выбирают рисунки, не несущие художественного смысла или эстетической ценности. И позже жалеют.
Остановиться невозможно
За все время работы, по словам Дмитрия, он выполнил более 1000 татуировок.
Многие думают, что, начав делать татуировки однажды, кое-кто порой уже не может остановиться, превращая свое тело в картину.
— В большинстве случаев — да. Процентов на 90, — подтверждает мастер. — Точно не могу сказать, почему так происходит. Для одних это адреналин, других просто привлекает эстетика.
Развитие и совершенствование мастерства – вот планы Дмитрия Пахомова на будущее. Отходить от своего дела он не намерен.
— Хочется когда-нибудь выполнить большую, объемную работу. Японские мотивы на всю спину, например. И как мои посетители, останавливаться не собираюсь. Да и не получится — дочка в садике всем рассказывает, что папа — татуировщик, — смеется мужчина. — Если позволит здоровье, и в 60 лет буду делать людям татуировки, почему бы и нет.
Лилия Дроздова
фото из личного архива Дмитрия Пахомова