Убийцу Проскурякова втянули в дело, «чтобы не было скучно»
Дело об убийстве председателя комиссии партийного контроля по ВКО партии "Нур Отан" подошло к своему логическому концу. Следствие доказало - Валерия Проскурякова застрелили по ошибке. Третьего мая специализированный межрайонный суд по уголовным делам вынес в отношении двух исполнителей преступления приговор.
Это было громкое убийство. Все произошло 13 октября 2011 года во дворе дома 93 по улице Кабанбай батыра. По словам супруги покойного, в то утро Валерий Проскуряков как обычно собрался на работу.
- Сказал, что заедет по дороге к Манцуровым и заберет путевку. Мы решили традиционно провести отпуск в санатории под Алматой с друзьями, - вспоминает она.
Внизу Валерия Александровича уже ждал водитель на служебной "Волге". Они проехали в соседний двор - Кабанбай батыра, 93. Забежав буквально на пару минут к своим знакомым, Валерий Александрович взял документы и тут же спустился вниз.
Подходя к машине, он едва ли обратил внимание на сидящего тут же на трубе у палисадника незнакомого паренька. Дернув ручку задней двери, Валерий Александрович почувствовал движение за спиной. Только и успел промолвить: "В чем дело?" - как тут же раздался хлопок.
Водитель, который сидел впереди, обернулся и обомлел - окровавленный шеф лежал в дверном проеме автомобиля без признаков жизни, а от машины убегал парень в капюшоне.
Водитель громко закричал, выскочил, рванул за убегавшим. Парень повернулся и выстрелил. Водителю пришлось бросить преследование. Вернувшись к автомобилю, он вызвал "скорую помощь" и полицию. По его показаниям полицейские составили фоторобот стрелявшего.
Долг платежом красен
Суд установил: покушение готовилось на другого человека - предпринимателя Владимира Еловикова.
По версии следствия, Еловикова могли заказать из-за четырех миллионов долларов. Именно такую сумму известный в городе бизнесмен занял другому крупному предпринимателю Дмитрию Баршину.
Как пояснил на допросе сам Владимир Еловиков, деньги понадобились его новому партнеру для того, чтобы приобрести специальное оборудование и участвовать в государственном тендере на проведение строительных работ в порту города Актау. Тендер был проведен. Однако через какое-то время его результаты были аннулированы - Баршин остался без денег.
Долг же необходимо было возвращать. В течение нескольких лет Баршин неоднократно встречался с Еловиковым, обещая все вернуть. Но долг погасил лишь частично.
В своих показаниях Владимир Еловиков заявил, что подозревал о готовящемся на него покушении. В марте 2011 года он предупредил Баршина, что, если тот не рассчитается, он подаст на него в суд за мошенничество. После этого, по словам Еловикова, к нему приходили несколько раз криминальные личности от Баршина. Тогда он и почувствовал угрозу своей жизни.
Данные показания послужили основанием для версии, что именно Баршин мог стать заказчиком убийства Еловикова.
Кто крайним будет
По данным следствия, убийство Еловикова было заказано известному криминальному авторитету Валерию Рыбакову. Однако только что освободившийся из мест лишения свободы Рыбаков перепоручил заказ своему знакомому по зоне - Анатолию Метелеву. Тот в свою очередь на роль убийцы нашел другую кандидатуру – Константина Колесника.
Фигура последнего обращает на себя особое внимание. Молодой мужчина двадцати девяти лет из сельской глубинки (п. Уштобе Карагандинской области). Он имел безупречную автобиографию, семью – жену и двоих детей, постоянную работу. Что побудило его пуститься в опасную авантюру, сказать сложно. Но во многом это объяснило абсурдность убийства.
Рыбаков за успешное выполнение заказа обещал парням пятьдесят тысяч долларов вознаграждения.
Накануне
К приезду Метелева и Колесника в Усть-Каменогорск Рыбаков снял жилье и нанял водителя для передвижения по городу. В течение нескольких дней все трое следили за своей жертвой. Метелев и Колесник хорошо знали, как выглядит Еловиков, где он работает, живет и на каком ездит автомобиле.
За три дня до предполагаемого нападения Метелев уезжает из города под предлогом личных обстоятельств. В Усть-Каменогорске остаются Колесник, Рыбаков и их водитель. (Рыбакову, по всей видимости, было все равно, кто спустит курок. Главное, чтобы заказ был исполнен. Тем более, что его уже оплатил заказчик, передав Рыбакову джип марки "Toyota Land Cruiser" 2005 года выпуска и пятьдесят тысяч долларов наличными.)
Накануне убийства, 12 октября, парня в светлой куртке и черной кепке видели во дворе по Кабанбай батыра, 93. Он подолгу сидел на лавочке, слонялся вокруг детской песочницы. Словно изучал местность...
Роковая ошибка
Утром 13 октября Рыбаков вместе с Колесником приехали во двор дома № 93. Вместе вошли в один из соседних подъездов. Здесь Рыбаков передал Колеснику оружие, рассказал, как и куда стрелять. После чего сел обратно в машину и уехал. Колесник же занял позицию у четвертого подъезда дома № 93.
Как вспоминал сам Колесник, в тот день он сильно волновался, ведь ему не то чтобы стрелять, даже держать в руках оружие до этого момента не приходилось.
- Много думал, как это сделать. Сомневался. Все люди казались похожими на Еловикова. Не знаю, что произошло, но когда Проскуряков вышел из подъезда и подошел к машине, я подбежал и почти в упор выстрелил.
Рыбаков, инструктируя Колесника, запрещал тому убегать после выстрела. Говорил, что нужно незаметно уходить обычным шагом. Но Колесник, увидев водителя Валерия Проскурякова, сразу припустил с места. А когда тот предпринял попытку его догнать, развернулся и выстрелил в его сторону...
Уже в тот момент Колесник понял, что произошло что-то не то. Действуя по плану, он добрался до протоки острова Пионерский, где его должна была ждать машина. Но ее там не оказалось. Выбросив в воду пистолет и сменив верхнюю одежду, Колесник поймал такси и сам добрался до съемной квартиры. Откуда его позже забрал Рыбаков. От него Колесник узнал, что застрелил не того человека.
Колесника довезли до границы с Павлодарской областью и оставили у придорожного кафе. Дальше до дома киллер-неудачник добирался самостоятельно.
Через два месяца Константина Колесника и Анатолия Метелева задержали полицейские.
В заключение
Суд над непосредственными исполнителями убийства состоялся. Спустивший курок Константин Колесник получил двадцать лет колонии строгого режима, соучастник преступления Анатолий Метелев – 15 лет лишения свободы. Кроме того, Константин Колесник обязан выплатить пострадавшей стороне более трех миллионов тенге в качестве компенсации морального и материального вреда.
Защита подсудимых считает решение суда слишком суровым и собирается оспорить его в апелляционной инстанции.
Следствие не завершено. Еще один участник убийства и, по данным следствия, его организатор - Валерий Рыбаков - сумел скрыться. В отношении него и предполагаемого заказчика преступления Дмитрия Баршина возбуждено уголовное дело.
Вдова Валерия Проскурякова Надежда Алексеевна слушала приговор сквозь слезы.
- Мы удовлетворены решением судьи, - сказала она после оглашения приговора, - я думала, что ему меньше дадут. Простите, не могу об этом говорить, это такая тяжесть, такое горе.
По словам Надежды Алексеевны, убийца ее мужа Константин Колесник и его отец, участвовавший в суде в качестве защитника, попросили у нее и ее семьи прощение за совершенное преступление.
Выдержки из материалов дела
Из показаний Константина Колесника:
"После убийства находился в Усть-Каменогорске еще 5-6 дней. Жил в арендованной квартире".
От придорожного кафе Колесник автобусом добрался до Павлодара, туда приехал друг из Караганды и забрал его. По пути их машина попала в ДТП, Колесник получил перелом бедра, и на суд являлся на костылях.
Из показаний Анатолия Метелева:
"Я спросил разрешения у Рыбакова взять еще одного парня (Колесника), чтобы не было скучно. Тот разрешил".
Из показаний жены Рыбакова:
"Мой бывший муж получал пенсию по инвалидности, так как у него не было правого глаза".
Из справки Комитета криминальной полиции МВД РК:
"20.11.2011 года в 05 часов 22 минуты Баршин Д. В. вылетел вместе с Рыбаковым В. Ю. через КПП Аэропорт "Атырау" на самолёте в Российскую Федерацию".