Трое путешественников из Риддера объехали ВКО за два с половиной дня
Отдыхать можно по-разному. На мягком диване перед телевизором в полудреме, на горячем пляже у соленого моря под ласковым солнцем, в лесу у вечернего костра под негромкую гитару. Три наших героя предпочитают отдых визуальный, когда душа наполняется восторгом от видов, созданных природой. И неважно, сколько километров для этого нужно протопать пешком или преодолеть на автомобиле. За двое с половиной суток трое риддерцев-автотуристов намотали 1900 километров, вооружившись обычной картой и совершив кольцевое путешествие по Восточному Казахстану, передает корреспондент YK-news.kz.
Пример заразителен
Виктор Володин, Владимир Барышев и Артур Полеткин работают в одном учреждении. Мужчин разных возрастов сплотил один интерес — любовь к путешествиям. Владимир и Виктор выросли в Риддере и привыкли бродить по окрестностям пешком. А приехавший из Карагандинской области Артур предпочитает автомобильный туризм. Специально для этого он в 2007 году купил видавший виды "Москвич-412". Подготовил его к непростым испытаниям, усилив подвеску, защитив двигатель каленой сталью и переоборудовав авто под восьмидесятый бензин, что когда-то позволяло экономить. Боевой конь, как его называет Артур, набегал уже двести тысяч километров. Мужчина колесил на нем по всему Казахстану и за его пределами. На этой машине Артур отправился и в свадебный вояж с молодой супругой.
О том, где был и что видел в своих путешествиях, автотурист рассказывал коллегам. Вдохновленные историями о красивейших местах родного края, Владимир и Виктор решили присоединиться к Артуру. Трое мужчин выбрали маршрут и сразу же после работы в пятницу 9 июня погрузились в "Москвич" и отправились в дорогу.
Километры дорог
Каких только созданий ни встретишь на просторах ВКО. Вот, например, цапля |
Путь держали в сторону Новой Бухтармы. До часу ночи проехали четыреста километров, миновали Зыряновск и добрались до села Улкен Нарын. Там, в степи, остановились на первую ночевку. А уже в четыре часа утра вновь двинулись в путь. Через двести километров достигли первой цели путешествия.
— Пятьдесят километров мы ехали по степной дороге, местами подтопленной. Объезжали ямы с водой, — рассказывает Артур Полеткин. — Двадцать километров двигались вдоль берега озера Зайсан, стараясь не угодить в болото. Так мы добрались до Шекельмеса — мыса, изрезанного разными цветами глины.
Одно из красивейших мест Восточного Казахстана. Фактурные многослойные скалы потрясающей красоты. Словно неведомый скульптор изваял эти рельефы, пробуя их в разном цвете. Любовались Шекельмесом наши туристы недолго. Через пару часов голубой "Москвич" снова покатил по пыльной дороге. Недалеко от Шекельмеса находится уникальный памятник природы — пылающие утесы Киин-Кериш. Но красный пейзаж, так напоминающий марсианскую долину, путешественники решили отложить до заката, чтобы в его лучах зрелище стало еще более красочным. Дожидаясь вечера, мужчины наведались на озеро Маркаколь.
Каменные петли
За спинами наших героев – белые пески Китая |
Расстояние от Шекельмеса до Маркаколя — двести километров. Казалось бы, рукой подать. Но только если ехать по ровной асфальтированной трассе. А когда это грунтовка, закрученная в петли, висящие над обрывами, путь становится настоящим испытанием.
— По курчумской трассе мы доехали до поселка Теректы, после которого закончилась асфальтированная дорога. Начался тяжелый подъем по гравийному покрытию на Мраморный перевал, — продолжает Артур Полеткин. — Горные серпантины над обрывами. Крутые подъемы. Я был на многих перевалах Казахстана и России. Мраморный показался самым страшным из всех, что я прошел. Чтобы машина не заглохла, нам пришлось периодически останавливаться и давать ей охладиться. За три рывка мы поднялись на верхнюю точку перевала.
А там Владимиру, Виктору и Артуру открылась поразительная картина. Мраморный перевал сам по себе внушителен — его высота составляет 1399 метров над уровнем моря. Но еще он открывает живописнейший пейзаж на природную границу между Казахстаном и Китаем. Казахская зеленая долина соприкасается с удивительными белыми песками китайской пустыни Аккум. Обрывающий зелень песчаный горизонт — очередное свидетельство непостижимой фантазии матушки-природы.
Спускаться с перевала было уже не так страшно, как взбираться в гору. Путешественники довольно скоро добрались до села Урунхайка, расположенного на берегу Маркаколя. Однако подъехать к самому озеру мужчинам не разрешили. На время нереста рыбы свободное посещение озера запрещено. Сельчане пригласили риддерцев приехать на Маркаколь в августе, когда запрет будет снят.
И снова в путь. И снова форсирование Мраморного. К счастью, путешественников не подвели ни выносливость "Москвича", ни мастерство его водителя. Мужчины благополучно пересекли перевал и отправились любоваться пылающими утесами.
Пейзаж с другой планеты
Закат в Киин-Керише |
К дороге на Киин-Кериш вернулись уже к вечеру. Но пробраться к "марсианской" долине не так-то просто. Путь не выстлан асфальтом или даже гравием. Возможно, именно труднодоступность помогла сохранить уникальное место в его первозданной красоте и чистоте.
— Вообще, дороги на Киин-Кериш как таковой нет. Есть дорога к селу Аманат. И еще километров шесть надо ехать просто по степи по пересеченной местности, — объясняют Артур и Виктор. — "Пересеченка" представляет собой канавы с колеей, заполненные глинистой жижей. Нам попало штук восемь таких рытвин. Мы меж канав прыгали-прыгали и в одной все-таки зарылись. Вызволив машину, нашли место с наименьшим сопротивлением. По траве подобрались предельно близко к долине, поставили машину и пошли пешком. Как раз начался закат.
Если кто-то еще не знает о существовании в Восточном Казахстане настоящей инопланетной долины, срочно открывайте интернет и забивайте в строку поиска запрос "Киин-Кериш". Невероятной красоты урочище из вскрытых отложений пестроцветных, преимущественно красных глин. Размытые водой и ветром, они сложились в яркий причудливый ландшафт. Издали утесы похожи на языки пламени. Увидеть невероятную долину едут туристы из разных стран. И неизменно восторгаются ее величием и особенной энергетикой.
В гости к комарам
За полтора суток Артур, Виктор и Владимир проехали почти девятьсот километров. Мужчины решили изменить маршрут и вернуться домой не тем же путем, что приехали, а обогнуть Зайсан, Бухтарму и добраться в Риддер через Самарку и Сибинские озера.
— Мы пересекли Черный Иртыш по мосту, выскочили на трассу Зайсан — Майкапчагай. В этих местах я бывал в начале семидесятых годов. В стройотряде от института мы возводили мост на трассе, идущей в Китай, — рассказал Виктор Володин. — В шести километрах от Зайсана в сторону Усть-Каменогорска еще два моста и бетонные дамбы. Тоже наших студенческих рук дело. Стоят, как новые, в отличном состоянии!
У Черного Иртыша риддерцы хотели остановиться на ночлег. Но активность и бесстрашие иртышских комаров ошеломили туристов и обратили в бегство.
— Это были тучи комаров! — вспоминает Виктор Володин. — Хлопаешь, разгоняешь их, а они вновь облепляют. Руками машешь и об комаров ударяешься! И гул стоит... Что мы только ни делали — и мазью мазались, и спреем каким-то брызгали. Ничего не помогало. У нас в Риддере мы идем за черникой в лес, мажемся дегтем — и в течение часа ни один комар не сядет. Эти же и с дегтем покусают!
Артур Полеткин добавляет — такие же несокрушимые кровопийцы живут у Зайсана. Заболоченная долина — отличное место для любящих сырость насекомых.
Теперь пешком
По пути домой трое путешественников заехали искупаться в Бухтарминском водохранилище. А потом уже стали считать километры до возвращения в Риддер. Домой автотуристы добрались глубокой ночью. Усталые, но довольные. На счетчике пробега "Москвича" прибавилось 1900 километров. А на следующий день, в понедельник, туристы поделились своими впечатлениями с коллегами, приправив рассказы красочными фотографиями. Теперь сдружившиеся мужчины планируют еще одну поездку, на этот раз по живописнейшему Чуйскому тракту. А еще Виктор и Владимир пообещали сводить Артура в пеший тур по окрестностям Риддера. На вопрос, где же понравилось больше всего, путешественники затрудняются ответить. Впечатлили многие места, но назвать какое-то из них самым-самым язык не поворачивается. Поэтому резюмируют так: красота — она разная.
Наталья Потапова
Фото предоставлены Артуром Полеткиным, Виктором Володиным и Владимиром Барышевым