Суд установил: перебои с поставками бесплатных лекарств в 2016 году возникли из-за действий бывшего руководителя облздрава
В Усть-Каменогорске закончился судебный процесс в отношении первого лица областного управления здравоохранения. Как следует из приговора, экс-глава облздрава Вадим Овсянников лоббировал интересы определенных фирм — поставщиков лекарств, а с главных врачей больниц ВКО планомерно собирал денежную дань. Чтобы выяснить, как это происходило, YK-news.kz проштудировал судебные материалы.
Удар по больному
Весь прошлый год ВКО лихорадило из-за отсутствия бесплатных лекарств. YK-news.kz писал про это серию материалов, мы делали попытку разобраться, почему был сорван тендер на закупку бесплатных препаратов. Для многих пациентов ситуация была отчаянной: некоторых лекарств нет в свободной продаже, и больной человек, зависящий от их наличия, буквально оказывался между жизнью и смертью.
Жительница Глубоковского района (фамилии потерпевших не указываем по этическим причинам) рассказала, что у ее сына бронхиальная астма, в 2016 году мальчику была установлена инвалидность. Ему полагается шесть бесплатных препаратов. Однако начиная с марта женщина не могла получить то одно, то другое лекарство. У сына случился приступ, он угодил в больницу. Добиться положенного удалось только после череды жалоб во все инстанции, в том числе департамент по контролю за медицинской и фармацевтической деятельностью.
Жительница Усть-Каменогорска: "Мои родители — люди пожилые, я сама уже немолода. Мама состоит на учете как диабетик и гипертоник, папа сердечник. Когда наступил лекарственный кризис, нам пришлось ежемесячно тратить на лекарства по 38 тысяч тенге — это мамина пенсия. Хуже всего, что некоторых лекарств вообще нигде не было — я оббегала все аптеки. Из-за всего этого мама слегла с гипертоническим кризом, за полтора месяца вызывали "скорую" семь раз. Прочла в газете "Мой город" статью, где были указаны телефоны управления здравоохранения, но они все время молчали. Пожаловалась в газету и в полицию: я имею претензии к Овсянникову, так как он возглавляет эту систему".
В уголовном деле числятся потерпевшими 16 жителей ВКО — эти люди написали в различные инстанции заявления о нарушении их прав на лекарственное обеспечение.
Насколько накаленной была обстановка в связи с нехваткой лекарств, можно судить даже по сухим строкам приговора.
Из показаний главврача Аягозской центральной районной больницы Омарова Ж. Ш.: "В феврале — марте 2016 года в аптеках Аягоза были перебои с поставками лекарственных средств. Врачи и больные обращались с жалобами. Пациентка с эпилепсией дважды приходила, так как отсутствовали противосудорожные препараты, диабетики шумели. По какой причине не было лекарств, он не знает. Дороги в район были в хорошем состоянии. Он лично отправлял машину за лекарством".
Шпионская история
Суд установил, что первопричиной всего этого безобразия стали незаконные действия Вадима Овсянникова при пособничестве бывшего руководителя отдела лекарственного обеспечения облздрава Валерии Спириной. Они обеспечили победу в тендере по поставке бесплатных лекарств ТОО "Жалын-ПВ", ТОО "Альянс-Фарм" (в этой фирме когда-то работала сама Спирина), ТОО "Асфарм", ТОО "Ак-Ниет" в ущерб ТОО "ЕвроАзияФарм", которое предложило самые низкие расценки за свои услуги и по логике должно было стать победителем.
Валерия Спирина по указанию своего шефа нашла надуманные основания для отклонения тендерной заявки ТОО "ЕвроАзияФарм". Забегая вперед, отметим, что в октябре 2016 года Верховный суд РК подтвердил: это было сделано необоснованно. У остальных участников тендера были выявлены определенные нарушения, но их предпочли "не заметить". Конкурс выиграли фирмы, чьи интересы лоббировали первые лица облздрава.
Руководитель "ЕвроАзияФарм" Кульнар Калиаскарова подала иск в экономический суд. На время судебных разбирательств были приостановлены все договоры на поставку лекарств. Фирмам, выигравшим тендер, запретили вести работу. Препараты пылились на складах поставщиков в то время, как тысячи жителей ВКО безуспешно пытались получить положенные им медикаменты.
В это время Вадим Овсянников попал под плотное наблюдение антикоррупционной службы ВКО. Оперативная информация дала основания подозревать чиновника в коррупционном преступлении. Было начато расследование, с санкции прокурора в служебном кабинете Овсянникова установили прослушку. Запись бесстрастно зафиксировала разговоры главного врача области и его помощницы о тендерных махинациях, а также следующий инцидент.
В середине февраля бывший главный врач онкодиспансера Жомарт Кенжалин передал Овсянникову файл с бумагами, сопроводив фразой: "На карманные расходы". Внутрь было вложено 70 тысяч тенге. По официальной версии, это была плата "за общее покровительство, попустительство и непринятие мер дисциплинарного характера". Позднее глава облздрава пояснил следователю, что расценил слова Кенжалина как шутку и ответил: "С меня кабак".
Возможно, следствие собрало бы больше доказательств, но Овсянников случайно обнаружил аппаратуру слежения. Как он рассказал в суде, что-то упало за сервант и ему пришлось отодвинуть шкаф. Чиновник увидел, что в розетку уходят какие-то провода.
В этот момент в кабинет вошли трое молодых людей, предъявили служебные удостоверения. Они заявили, что Овсянников подозревается во взятке. Во время обыска в его кабинете были изъяты два конверта с деньгами и отдельные суммы в тенге и долларах.
Овсянникова задержали. В ИВС ему стало плохо, потребовалась госпитализация. Выписавшись из больницы, Вадим Алексеевич узнал, что постановлением суда отстранен от должности. На свободе его оставили под залог.
Скидывались добровольно
Следствие нашло подтверждение, что требовать деньги с главных врачей больниц ВКО Овсянников начал почти сразу после назначения на должность главы облздрава в 2012 году. Сбором денег занимались сотрудники отдела бухгалтерского учета и главврач городской больницы № 4. Как указывается в судебных документах, Овсянников не посвящал подчиненных в преступные намерения.
В суде Овсянников пояснил, что якобы никаких поборов не было — а была добровольная материальная помощь для проведения каких-либо мероприятий. К примеру, по поводу приезда докторов из Южной Кореи или съезда эндоскопистов. Как рассказал экс-чиновник, в эти мероприятия он вкладывал и свои личные накопления — 400 тысяч тенге при зарплате в 150 тысяч. Где главврачи брали деньги — не знает. Никакой выгоды для себя не извлекал, указаний о сборе денег никому не давал.
Однако в компьютере главного бухгалтера облздрава были найдены списки, свидетельствующие об организованной системе поборов. Деньги шли на все что угодно — от празднования 8 Марта до встречи поезда здоровья. А первые лица 21 медучреждения ВКО признались, что стали "спонсорами" поневоле — из-за давления, которое на них оказывалось, и чтобы избежать преследований по службе.
Так, главный врач Глубоковской районной больницы Беделманов К. Р. рассказал в суде, что несколько раз сдавал по 50 000 тенге на различные мероприятия — под роспись в специальной тетради в бухгалтерии облздрава. Если медлил, начиналась нервотрепка, по 2-3 дня звонили из облздрава. Когда отказался это делать, то получил выговор, который впоследствии был снят через дисциплинарную комиссию.
Бывший директор Центра матери и ребенка Рая Рахимова подтвердила, что деньги взимали принудительно. Из показаний Рахимовой Р. Ж.: "Если раньше собирали по 50 000 тенге, то последние два года по 100 000 тенге. Несколько раз я не сдавала деньги, в результате получила выговор со стороны Овсянникова. За все время я отдала 600 тысяч тенге из своего кармана. Неоднократно говорила Овсянникову, что поборы незаконны. Мое неподчинение, мое возмущение привело к тому, что в апреле 2016 меня отправили на пенсию".
Экс-главврач Шарской горбольницы Кадбрахманов М. Н., ныне вышедший на пенсию, рассказал, что за отказ сдавать деньги его грозились внести в "черный список". С 2012 по 2016 год он был вынужден "пожертвовать" на различные мероприятия 475 тысяч тенге.
Ряд главных врачей поведали суду, что Овсянников не требовал деньги напрямую, он сообщал на собраниях о необходимости обеспечить материальную помощь. Она действительно требовалась. Только в 2015 году в ВКО приезжало пять делегаций из ведущего южнокорейского госпиталя, одна из них в количестве 30 человек – медиков следовало принять и разместить. И эти затраты почему-то были возложены на руководство больниц региона.
Почетный посол госпиталя Каннам Северанс университета Ёнсе (Южная Корея) Ан Л. В. рассказала, что в Усть-Каменогорск, Семей, Шемонаихинский, Катон-Карагайский районы неоднократно приезжали корейские доктора. Они давали мастер-классы, читали лекции, проводили операции, отбирали больных на лечение. В ВКО побывали профессора в области эндокринологии, кардиологии, нейрохирургии, реабилитации, они везли студентов, медперсонал, волонтеров.
"Конечно, прежде чем их принять, мы заранее списывались с управлением здравоохранения, — пояснила госпожа Ан. — Спрашивали, нужен ли приезд специалистов, возможно ли проживание и питание за счет казахстанской стороны. Овсянников всегда отвечал положительно".
Как установил суд, глава управления здравоохранения единолично принимал решение о финансировании делегаций и на планерках ставил руководителей медучреждений перед фактом: "Вы должны помочь". Несогласным ставили палки в колеса.
Из показаний руководителя отдела персонала управления здравоохранения Сакигожиной Б. Ж.: "Аттестация главных врачей проводится раз в три года в два этапа: тестирование и собеседование. Председатель комиссии по аттестации — Овсянников. В феврале 2016 года он вызвал меня в служебный кабинет и дал указание не аттестовывать двух главврачей. Я понимала, что это незаконно, но это был приказ первого руководителя..."
***
Суд № 2 Усть-Каменогорска приговорил Вадима Овсянникова и экс-руководителя отдела лекарственного обеспечения Валерию Спирину к лишению свободы. Однако по амнистии Овсянникову заменили неотбытый срок на штраф в размере 827 051 тенге, а Спирину и вовсе освободили от основного вида наказания. В качестве дополнительной меры Овсянников и Спирина пожизненно лишены права работать на госслужбе и к ним применена конфискация имущества.
Пока шли следствие и суд, Вадим Овсянников формально оставался руководителем областного управления здравоохранения, являясь временно отстраненным. Сейчас эта должность вакантна.
Михаил Потапов, Ольга Серова