Смерть от руки любимого
Чудовищная новость пришла из Австралии: 1 октября полиция обнаружила окровавленное тело уроженки Восточного Казахстана, 21-летней Сагынай Батырхановой. В этот же день задержали и подозреваемого в совершении этого преступления. Им оказался жених девушки.
«Она была бесконечно веселым человеком»
История жизни Сагынай Батырхановой была похожа на красивую сказку. Девушка родилась и выросла в селе Глубокое Восточного Казахстана. Впрочем, это обстоятельство ничуть не помешало ей пробиться в один из крупнейших и престижнейших вузов страны — Казахский Национальный университет имени аль-Фараби. В 2009 году учеба закончилась, однако возвращаться на малую родину Сагынай не стала. Она подала заявку на участие в образовательной программе «Болашак» и выиграла. А затем уехала буквально «на край света» - в далекую Австралию.
- С ней я познакомился уже здесь, на курсах английского языка, - вспоминает один из приятелей студентки, Максим Бородин. - После их окончания Сагынай поступила в брисбенский университет Гриффита. Не скажу, что я знал ее хорошо или что мы общались очень близко. Но она запомнилась мне бесконечно веселым и жизнерадостным человеком.
Об этой черте Сагынай вспоминают все без исключения ее знакомые. Да и на фотографиях в социальных сетях «Фейсбук» и «ВКонтакте» девушка неизменно улыбчива. Все потому, что она чувствовала себя по-настоящему счастливым человеком, ведь ее жизни был свой принц - темноглазый выходец из Таиланда Джаккапонг Джиттовек.
- Он был почти на восемь лет старше Сагынай, - вспоминает однокурсница девушки по университету Гриффита Дарья Москаленко. - В Брисбен он также приехал на учебу. И хотя числился студентом другого вуза, иногда приезжал к нам. Сагынай без памяти его любила. Официально они не состояли в браке, но планировали расписаться. По крайней мере, Сагынай говорила об этом. А вот о том, что в их отношениях не все гладко, старалась ничего не рассказывать. Лишь самые близкие ей люди знали о разногласиях между ними.
Три месяца назад у Сагынай и Джаккапонга родился сын Мануэль. Казалось, это событие должно было еще больше сблизить пару, но на деле получилось иначе.
- Не думаю, что имею право подробно рассказывать об этом, - продолжает Дарья Москаленко. - Скажу только, что девушка собиралась на Новый год поехать домой с ребенком и показать его родителям. Джаккопонг был против. Он мечтал отвезти сына в Таиланд. Сагынай же боялась отпускать ребенка с отцом без нее. Возможно, именно этот конфликт 1 октября и вылился в трагедию.
Кровавая суббота
О том, что же в действительности произошло в минувшую субботу в районе Уишарт на юге Брисбена, известно пока не слишком много. Местные газеты о трагедии рассказали буквально в нескольких строках.
«Тело Сагынай Батырхановой полиция обнаружила в доме на Малмроуз-стрит около девяти часов вечера, - пишет «Брисбен Таймс». - Подозреваемого в совершении убийства, 29-летнего Джаккапонга Джиттовека, задержали и заключили под стражу. В понедельник (3 октября — прим. YK-news.kz) он предстал перед лицом Брисбенского Магистратского суда, и ему предъявили официальное обвинение. Его арест продлили до 5 декабря».
«Курьер-Мэйл» дополняет эту информацию еще одним предложением: «Джиттавек должен подать в Верховный суд заявление на освобождение под залог, а дежурный адвокат Ник Хэнли сказал, что он уже обращался к нему за бесплатной юридической помощью».
Немногим больше сумели сообщить и подруги погибшей девушки.
- Нам сказали, что Джаккопонг убил ее ножом, - говорят они. - Много-много ножевых ударов. До сих пор не можем прийти в себя от потрясения. Очень скорбим.
В воскресенье известие о гибели Сагынай Батырхановой поступило в казахстанское Министерство иностранных дел.
- Поскольку в Австралии нет официального представительства Казахстана, в Брисбен отправился консул нашего посольства в Сингапуре Еркебулан Тауекел, - сообщил из Сингапура первый секретарь посольства Булат Сугурбаев. - В понедельник он прибыл в Мельбурн.
Темное прошлое «принца»
Согласно уголовному законодательству Австралии, за умышленное убийство Джаккопонгу Джиттавеку грозит наказание от десяти лет лишения свободы вплоть до пожизненного. И для него это не первые неприятности с законом.
- Известно, что ранее на гражданского мужа Батырхановой суд уже накладывал различного рода взыскания за совершение домашнего насилия, - пояснил нашему корреспонденту официальный представитель МИД Аскар Абдрахманов. - То есть, могу предположить, у этой пары и ранее случались разного рода инциденты.
По всей видимости, именно о случаях рукоприкладства и не хотели распространяться подруги Сагынай, уклончиво говоря о том, что у супругов «не все было гладко». Что становилось причиной тех ссор? Об этом мы вряд ли узнаем. Хотя в биографии Джаккопонга есть один обращающий на себя внимание факт: в 2009 году он стал отцом. Однако дочка осталась с матерью в Таиланде, а папаша уехал на учебу в Австралию. На своей страничке в «Фейсбуке» мужчина, которого друзья называют Майком, признавался, что очень мучается и всерьез подумывает о том, чтобы вернуться на родину. Все это было давно, еще до встречи с Сагынай. Но прошлое редко отпускает человека. Тем более такое прошлое.
Своего новорожденного сына Джаккопонг тоже очень любил. Более того — именно отец сидел с ребенком дома, пока Сагынай ходила на учебу в университет и на работу. Добавим к этому желание мужчины отвезти сына в Таиланд, о котором рассказывали однокурсницы казахстанской студентки.Так что таец вполне мог строить планы, как забрать Мануэля себе. И совершенно точно Сагынай этому воспротивилась бы. Чем не мотив для убийства?
«Этого ребенка дочка оставила мне!»
Судьба малыша — главное, что заботит сейчас и казахстанских дипломатов, и родителей погибшей девушки. Гражданином Австралии маленький Мануэль мог стать лишь в том случае, если бы на момент его рождения один из родителей имел статус гражданина или постоянного резидента этой страны. Во всех остальных случаях, согласно местному законодательству, ребенок наследует статус родителей. Ни Сагынай, ни Джаккопонг австралийцами не были, а значит, это еще больше запутывает дело. Пока же ребенок находится под опекой социальных служб Австралии, но борьба за него уже началась.
- Я ей сказала: сама любишь - приезжайте, по казахскому обычаю я сделаю вам здесь свадьбу, - мама Сагынай, Сания Батыханова, рассказала корреспонденту телеканала «КТК» о последнем разговоре с дочерью. - Если тебе трудно будет, ребенка оставишь у меня, дальше будешь учиться, только не регистрируйся, вдруг они его себе оставят! Консул мне сказал: я всю свою силу буду применять, чтобы ребенка сюда привезти. Это ребенок, которого дочка мне оставила!
По словам работников МИД, Сания уже обратилась в департамент консульской службы с просьбой помочь ей добиться опеки над ребенком. Но чем и когда закончится эта история, представители министерства прогнозировать не рискуют.
- Правовой статус ребенка — его гражданство и очередность на опекунство - не определен, - сообщили в пресс-службе МИДа. - Это крайне сложный вопрос. Но консул, который сейчас находится в Австралии, сделает все возможное.
Дипломату предстоит решить еще один вопрос — доставки тела погибшей студентки на родину. Для этого нужно дождаться, пока полиция Брисбена закончит все необходимые следственные процедуры, а также определить маршрут перелета. По предварительным оценкам, груз-200 (термин, обозначающий транспортировку убитых или умерших людей в специальном герметичном контейнере (запаянный цинковый гроб) до места захоронения — прим. YK-news.kz) прибудет в Казахстан в начале следующей недели. И в понедельник же, 10 октября, Сагынай Батырханова отметила бы свое 22-летие.