Секретные материалы: что скрывает город-призрак Чаган, расположенный в ВКО
Много лет здесь нет ни души — Чаган называют «мертвым», «городом-призраком». Как и все секретные объекты, не обозначенные на картах бывшего Союза, тогда он не существовал официально, сейчас его уже нет фактически. Почему все население выехало из города, как только он сменил статус, а в оставленных домах так никто и не прижился? Что происходит в опустевшем городе сейчас? Корреспонденты NUR.KZ в составе экспедиции побывали в некогда одном из самых засекреченных мест на карте СССР.
Наша справка |
Чаган — посёлок городского типа в Восточно-Казахстанской области. Входит в состав городской администрации Семея. Административный центр и единственный населённый пункт Чаганской поселковой администрации. |
Чаган — рожденный приказом военный городок обслуживал авиабазу стратегической авиации СССР. Не случайно было и расположение его в непосредственной близости с Семипалатинским ядерным полигоном.
Уникальность города еще и в том, что возвели его после росчерка пера за очень малый срок. Когда же статус закрытого сняли — город так же быстро опустел. Командированные летчики, ученые и военные с семьями спешно покинули его.
Целью изучения уникального объекта задались в Павлодарском Доме географии — экспедицию предпринял актив этого научного общества. Корреспондент NUR.KZ в числе участников экспедиции своими глазами увидел мертвый город.
Под грифом «секретно»
Советские закрытые города (ЗАТО — закрытое административно-территориальное образование) свой статус получали в связи с размещением там объектов государственной важности, связанных с энергетической, военной или космической сферами.
Их основу составляли НИИ, КБ, опытные заводы, испытательные полигоны и объекты оборонки. Там работали высококвалифицированные кадры ученых, инженеров, военных и рабочих, способные выполнять самые сложные программы.
На территории Казахстана полтора десятка населенных пунктов также были причислены к ЗАТО, с половины из них, в том числе Чагана, особый статус снят.
Угроза ответственности, вплоть до уголовной, за нарушение подписки о неразглашении, специальный пропускной режим и, главное, близость расположения опасных объектов для жителей закрытых городов компенсировалась высоким уровнем снабжения и благоустройства.
Так, Чаган, или Семипалатинск-4, с середины 50-х был процветающим городом с населением почти 11 тысяч человек. Там было все необходимое для жизни — школы, детсады, магазины, библиотека, дом культуры, баня, даже продуктовые производства.
Город Чаган, насколько стало известно, был создан для обслуживания средств бывшего Семипалатинского ядерного полигона. Начали его строить в 1954 году, а официально как населенный пункт он был введен в 1961. Ликвидирован в 1994 году.
В основном здесь проживал персонал расположенного в десяти километрах юго-западнее одноименного аэродрома. Там базировались самолеты дальней авиации стратегического назначения.
Авиабаза Чаган — вторая по важности и уникальности авиабаза СССР, которая могла принимать и отправлять в небо огромные боевые самолеты, в том числе грузовые бомбардировщики. Здесь располагалась 79-ая бомбардировочная дивизия, на ее балансе было порядка ста ракетоносцев ТУ – 95.
Военный аэродром Чагана имеет даже по нынешним меркам небывалую взлетно-посадочную полосу протяженностью 4 км, толщиной бетонного покрытия в 1 метр и способную выдерживать космические нагрузки. Именно поэтому взлетная полоса сохранилась практически в первоначальном виде по сей день.
В материалах скудных архивов Чаган частенько называют «ответом Советского Союза на вызовы «холодной войны», создание которого было обусловлено расположением в зоне, недоступной для военной техники и оружия противников.
Также нет точных сведений о фактах и количестве проведенных ядерных испытаний в этом регионе. О том, что в районе Семипалатинска случались испытания атомных бомб, многие жители Усть-Каменогорска, Курчатова, Чагана, Семипалатинска знали еще в середине 50-х годов.
Некоторые исследователи говорят о том, что именно Чаган стал своего рода толчком создания движения «Невада – Семипалатинск». В конце 80-х во время подземных испытаний газовой волной накрыло и чаганцев.
В городе резко подскочил радиационный фон, обеспокоенные офицеры снова забили тревогу, ведь риску подвергались не только они, но и их семьи — жены и дети.
По некоторым данным многие из них под угрозой увольнений и прочих мер отказывались здесь работать, не редки были случаи забастовок женщин в городе, внезапных смертей жителей от неизвестных болезней.
Казахстанская Припять
В середине девяностых годов все войсковые части были выведены в Россию, а городок передан Республике Казахстан. После этого и гражданское население достаточно быстро покинуло Чаган. Именно поэтому город вызывает аналогии с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как пример создания и ликвидации целого населенного пункта за малый срок исследование современного Чагана и представляется интересным для Павлодарского Дома географии. Задачами экспедиции были комплексное обследование территории бывшего города, изучение природных особенностей и радиоактивной обстановки в окрестностях, анализ изменений природным и антропогенным воздействием.
Если сравнить скорость того, как природа и человек уничтожают Чаган, то природа явно проигрывает, — сделали вывод исследователи.
Участникам экспедиции город встретился полуразрушенными строениями, пустырями и мертвой тишиной. Ни для кого не секрет, что в период разрухи весь город растащили на стройматериалы.
Поражают масштабы — для этого явно использовалась тяжелая техника: полностью отсутствует инженерно-коммуникационная инфраструктура, трубы отопления, водоснабжения и канализации, нет окон, кабелей телефонных линий и ЛЭП. На всех этажах целиком демонтированы лестничные пролеты. Едва уцелели стены жилых домов и то только потому, что сделаны не из кирпича.
О том, что здесь когда-то жили люди, напоминают остатки обоев и рисунки героев мультфильмов на стенах, бытовой мусор — консервная банка, кем-то забытая военная форма, обувь, кукла, обрывки газет 60-80-х гг…
Достаточно хорошо сохранились бомбоубежища. Их оказалось немало на территории города и авиабазы. По периметру аэродрома часто встречались детали обшивки самолетов, элементы военного обмундирования, оборудования.
В ангарах и прочих строениях аэродрома уцелела кое-какая документация — графики вылетов, таблички с наименованиями экипажей…
Интересными находками участники экспедиции посчитали инструкцию измерителя мощности дозы — рентгенметра и журнал «Здоровье».
Из города для изучения исследователями взяты некоторые детали оперения самолетов, элементы военного обмундирования, предметы быта помещений аэродрома. После тщательного анализа будет принято решение о том, станут ли они экспонатами Павлодарского Дома географии.
Выжившие
«Практически все задачи экспедиции решены, — комментирует руководитель ПавГео Александр Вервекин, — кроме изучения радиоактивной обстановки, так как организаторам не удалось получить оборудование для изучения радиоактивного фона. А своей аппаратуры, предназначенной для этих целей, мы не имеем».
Вероятно, это не последняя экспедиция Павлодарского Дома географии в Чаган.
Каждый участник остался под глубоким впечатлением от города. По признанию некоторых, жутко было осознавать, что целый город, в котором кипела жизнь, превратился в развалины.
Совсем близко проводились испытания мощнейших бомб, а люди продолжают здесь жить, ведут хозяйство, пасут скот. Впечатляет работа добытчиков стройматериала — уничтожено все и везде, как после бомбардировки.
«Открытием для нас стало то, что Чаган нельзя назвать в полной мере «мертвым» городом, — говорит Александр Вервекин. — Полтора десятка семей не покидают его до сих пор, живет неподалеку в частных домах, относятся они к одноименному поселку. Мы предупредили местные органы власти о планируемой экспедиции. Они не только не препятствовали ей, но и встретили, рассказали о ситуации.
Население поселка Чаган составляет более 600 человек. Жителей, по словам главы поселка, привлекают к участию в республиканских госпрограммах по развитию предпринимательства на селе, увеличению рабочих мест.
Поселок удобно расположен в кольце автомобильной и железной дорог, относительно недалеко от города Семей, поэтому обслуживает местную железнодорожную станцию, здесь также развивается животноводство. Но при этом экологическая ситуация из-за близости бывшего ядерного полигона оценивается как неудовлетворительная».
Восстановить разрушенные дома местные власти не могут — земля находится в ведении Министерства обороны, как и аэродром, который давно частично уже сдали в аренду некоему предпринимателю.
Когда-то велись переговоры с Россией о возможности сдачи уникальной взлетной полосы в аренду. Сейчас планы государства по этому объекту неизвестны.
«Поразило то, что гигантский военный аэродром сейчас используется для отгона скота, — продолжает участник экспедиции. — Уникальная огромная взлетная полоса, наверняка, уцелела только потому, что ее практически невозможно демонтировать. В ходе экспедиции мы встретили местного жителя. По его словам, некогда в городе была рота охраны, но она не имела оружия, поэтому уже опустевший Чаган защитить не могла, город был разграблен».
Жителей военного городка Чаган раскидало по всему бывшему Советскому Союзу, но несмотря на это, многие из них нередко навещают город, а несколько лет назад установили здесь памятник. Он встречает гостей на развилке дорог между городом и аэродромом.
В надписи памятника указаны годы жизни города Чаган — 1954-1994.
Фото c сайта NUR.KZ, предоставлены участниками экспедиции