По каким правилам госпитализируют казахстанцев
Читатели YK-news.kz часто жалуются в редакцию на медобслуживание. То из сельской больницы роженицу отправляют в роддом в областной центр, но добираться предлагают на своей машине или автобусом. То в республиканском центре нейрохирургии родным лежачего пациента из Усть-Каменогорска заявляют, что выпишут больного, потому что по дороге в столицу тот подхватил воспаление легких и операцию в таком состоянии ему делать невозможно. Как быть в подобных случаях? Ответы можно отыскать в Правилах госпитализации, утвержденных приказом министра здравоохранения и социального развития РК № 761 от 29.09.2015.
Пациенту на заметку
Рекомендуем внимательно изучить весь текст Правил госпитализации (они есть в интернете), чтобы получить представление, на что вы имеете право в качестве пациента стационара. Если возникнет спор относительно порядка и сроков пребывания в клинике, перевода в другое отделение или медучреждение, вы всегда можете сослаться на то, что предписывают правила, и настаивать на их исполнении.
Еще совет: в любой непонятной ситуации не стесняйтесь обращаться к руководству больницы, в частности к заместителю главного врача, возглавляющему службу внутреннего аудита. Эта служба разбирается со всеми жалобами пациентов, находящихся на лечении.
Будьте вежливы, излагайте претензии по существу дела, а еще лучше — переводите общение в письменный формат. Если устное заявление могут проигнорировать, то изложенное на бумаге — нет.
Не устроил ответ руководства медучреждения? Можно обратиться в управление здравоохранения (улица Гоголя, 36, телефоны: 52-32-11, 52-32-14, сайт densaulik.gov.kz). Для подачи обращений в электронном виде есть ссылка на портале облздрава call-centervko.kz. Можно пожаловаться и в департамент охраны общественного здоровья по ВКО (проспект Независимости, 17). Телефон отдела контроля за качеством медицинских услуг — 76-74-14.
Это клиника
Если выяснилось, что вам требуется круглосуточное врачебное наблюдение, то вам могут предложить лечь в больницу в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Сейчас лечение в стационаре, если есть на то показания, доступно для всех граждан Казахстана и оралманов за счет бюджета. С введением системы обязательного медицинского страхования ситуация изменится, но об этих нововведениях мы сообщим читателям в свое время.
Пока же каждого казахстанца могут положить в больницу как в плановом порядке — по направлению от терапевта СВА или поликлиники, так и экстренно. Во втором случае направление не требуется. В следующей части мы более подробно расскажем, на что вы имеете право, если вас привезли в больницу на "скорой". А сейчас мы поговорим о том, что должно происходить непосредственно в стационаре при плановом обращении.
Этап первый: приёмный покой
Если вы прибыли в приемное отделение в плановом порядке (то есть по направлению и в день, который был определен на республиканском портале бюро госпитализации), то твердо можете рассчитывать, что в рабочее время вас должны обслужить в течение получаса.
Первым делом на вас заполнят медкарту с листом назначений, куда запишут все ваши жалобы, историю болезни, данные объективного осмотра, предварительный диагноз и прочее. Важно, что в той же медкарте вы должны письменно подтвердить свое добровольное согласие на лечебные и диагностические мероприятия, которые вам предлагают.
Оказание медицинской помощи без согласия допускается в отношении лиц, находящихся в шоковом, коматозном состоянии, не позволяющем выразить свою волю; страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, или тяжелыми психическими расстройствами; с психическими заболеваниями и совершивших общественно опасное деяние. Оказание медицинской помощи без согласия граждан продолжается до исчезновения вышеуказанных состояний. Когда в стационар поступает несовершеннолетний, согласие за ребенка подписывает его родитель или опекун.
Еще одна отметка обязательно проставляется в медкарте за вашей подписью: что вы ознакомлены с правилами внутреннего распорядка больницы. Прочтите эти правила внимательно. Нарушение больничного распорядка может стать законной причиной для преждевременной выписки непослушного пациента.
Бывает, что прибывший на лечение находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — в этом случае доказательства неадекватного состояния тоже должны быть занесены в медкарту (анализы, свидетельства врачей).
Правила четко требуют от врачей, чтобы перед началом лечения вам ясно и понятно рассказали:
- о том, в каком вы состоянии — о диагнозе, прогнозе на будущее и плане лечебных мероприятий;
- какое лечение вам предлагается (включая сведения о возможных рисках и преимуществах именно этих процедур и альтернативных методов лечения);
- о том, что может случиться, если вы откажетесь от предписанных медицинских мероприятий.
Если случится, что доктора примут решение выписать вас или перевести в другую больницу, то вам должны и тут внятно разъяснить причины такого решения.
Этап второй: стационар
Лечить, кормить и ухаживать за больным в стационаре должны с момента его поступления.
Если у пациента подозревают инфекционное заболевание, ему обязательно делают санитарную обработку — полную или частичную, в зависимости от состояния. Заразных пациентов и психических больных, опасных для окружающих, помещают в отдельные боксы.
Как часто должен проводиться осмотр больных?
В первый же день новичка осматривает лечащий врач, прописывает ему необходимое лечение и рассказывает о назначенных процедурах и лекарствах. Потом этот врач должен проводить осмотр ежедневно, кроме выходных и праздничных дней (тогда осмотр поручается дежурному доктору). Тяжелых больных могут осматривать чаще, в зависимости от состояния, но не реже чем через каждые три часа. Все результаты осмотра и изменения в состоянии пациента, а также новые назначения заносятся в медицинскую карту.
Новенького в день поступления осматривает и заведующий отделением. Потом заведующий приходит к тяжелобольным каждый день, к пациентам с заболеванием средней тяжести — не реже раза в неделю и ко всем — перед выпиской. Результаты осмотра пациентов с диагнозом и рекомендациями руководитель отделения заносит в медкарту и подписывает.
Установка диагноза
По правилам клинический диагноз определяется в первые три дня и тут же заносится в медкарту. Если случай сложный, в медицинской карте указывается причина задержки постановки диагноза и назначаются дополнительные исследования и консультации специалистов. При неясном диагнозе или в случае, когда больной долго не выздоравливает, заместитель руководителя по медицинской части (в нерабочее время — ответственный дежурный врач по стационару) организует:
- консультацию (чтобы пациента осмотрел специалист более высокой квалификации или другого профиля);
- консилиум (когда пациента осматривают не менее трех специалистов более высокой квалификации или другого профиля с проведением дополнительного обследования).
Можно ли перевести пациента в другую больницу до завершения лечения?
Это возможно по медицинским показаниям и по согласованию руководителей обеих медицинских организаций. Также больного можно направить в другие медучреждения для проведения консультации и дополнительной диагностики.
Родители или другие лица, которые ухаживают за ребенком, могут бесплатно оставаться с ним в стационаре с получением больничного листа, если:
- ребенку меньше трех лет;
- ребенок до 16 лет — тяжелобольной и по заключению врачей нуждается в дополнительном уходе.
При этом родителям предоставляют только спальное место. Обеспечивают горячими обедами за счет государства только кормящую мать ребенка до года.
Пребывание на больничной койке — не повод пропускать уроки. По правилам детям школьного возраста на период лечения создаются условия для непрерывного образования в условиях стационара. А всем юным пациентам дают возможность поиграть и отдохнуть от скучных процедур.
Этап третий: выписка
Пациента могут выписать:
- В случае так называемых "общепринятых исходов лечения" (выздоровление, улучшение, без перемен, перевод в другую медицинскую организацию, смерть).
- До окончания курса лечения — по письменному заявлению пациента или его законного представителя, если нет непосредственной опасности для жизни больного или окружающих его людей. Но при этом врачи обязаны донести до выписанного, чем чревато непролеченное заболевание.
- Если пациент нарушал правила внутреннего распорядка или отказывался лечиться сам и мешал другим выздоравливать. Тогда, если нет угрозы для жизни буяна, его выписывают по письменному распоряжению руководителя медицинской организации или его заместителя по медицинской части, о чем делается запись в медицинской карте.
При выписке из стационара пациенту на руки выдается бумага, в которой указываются полный клинический диагноз, проведенный объем диагностических исследований, лечебных мероприятий и рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению. Электронная версия выписки высылается в семейную врачебную амбулаторию по месту прикрепления.
Ольга Пинэко-Скворцова
(Продолжение следует.)