Почему в Усть-Каменогорске самый высокий тариф на проезд в Казахстане?
Последние две недели устькаменогорцы ездят в автобусах по новым ценам. Казалось бы, споры по этому поводу уже должны утихнуть, но пассажиры крайне возмущены соотношением тариф — качество услуги. Цена доросла до столичной, но обслуживание так и осталось на провинциальном уровне. Зачастую мы сталкиваемся с грубостью кондукторов, вынуждены садиться на грязные чехлы в салоне и долго ждать автобус на остановке. И за всё это в областном центре берут по 90 тенге. Но и это не предел — цену подняли только на процент инфляции, пока методику расчета тарифа, обязательную при подсчете стоимости проезда, пересматривают на республиканском уровне. Выходит, что после утверждения новых правил перевозчики вновь могут подать заявку на повышение цен. Корреспондент YK-news.kz попытался разобраться, почему в Усть-Каменогорске самый дорогой проезд в стране и ждать ли нам очередного скачка тарифа.
Столичный размер
С 22 февраля в городских автобусах и маршрутках пассажиры стали платить за поездку 90 тенге вместо прежних 75. Наш провинциальный город догнал столицу Казахстана по размеру тарифа в общественном транспорте.
Переговоры городских властей с перевозчиками шли несколько месяцев. Напомним, изначально руководители транспортных компаний заявляли, что по расчетам стоимость поездки должна составить 176,5 тенге. Эту сумму высчитали согласно принятой в республике методике подсчета тарифа. В администрации областного центра сразу же дали понять, что поднять стоимость проезда почти на 240 процентов невозможно. Тогда перевозчики вышли с предложением увеличить стоимость проезда до 100 тенге, а остальную сумму выплачивать в качестве субсидий из городской казны. Власти парировали: в бюджете не найдется столько средств.
В середине января перевозчики и представители городской администрации все-таки договорились поднять стоимость проезда до 90 тенге с сохранением льгот для школьников и пенсионеров старше 70 лет. Местные власти заверили, что помимо "скидок" перевозчики обещают поработать и над качеством оказываемых услуг.
— Тариф покроет затраты перевозчиков, но относительно развития предприятий сказать пока сложно, — пояснил на пресс-конференции в середине января заместитель акима Усть-Каменогорска Арман Искаков. — С учетом повышения перевозчикам хватит на горюче-смазочные материалы, на выплату зарплат, на запасные части. Но дальнейшее приобретение новых автобусов мы будем обсуждать. Программа обновления утверждена, согласована с предприятиями и будет дальше прорабатываться.
В администрации города заверили, что автопарки будут обновлены на 50 процентов к 2018 году, как и планировалось ранее. Помимо прочего, в акимате сообщили и о скором внедрении новых технологий в сфере пассажирских перевозок.
— На протяжении 2016 года мы вместе с автоперевозчиками прорабатывали вопрос по автоматическому объявлению остановок с помощью GPS-навигаторов и по внедрению электронной системы оплаты проезда, — рассказал Арман Муктарханович. — То есть с помощью смартфонов горожане смогут увидеть местонахождение автобусов. Вопрос с производителями оборудования уже решен. Возможно, во втором полугодии мы уже начнем пользоваться этими новшествами. Кроме того, сейчас обсуждается и обустройство умных остановок.
Километры претензий
Разумеется, такие глобальные изменения происходят не за один день. Но начинать нужно с малого и первые шаги хотелось бы увидеть на уровне культуры обслуживания. Горожане не понимают, почему должны платить за хамское поведение некоторых кондукторов, грязь в салонах или мириться с хроническим отставанием автобусов от графика.
Куда пожаловаться? |
В отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска посоветовали обращаться со всеми жалобами в Центр управления пассажирскими перевозками по адресу: улица Казахстан, 27. Если вам нахамил кондуктор, вы крайне долго дожидались автобуса, водитель не затормозил на нужной остановке, то вам нужно написать заявление, где вы должны указать номер маршрута, государственный номер автобуса и время, когда это произошло. — Заявление из ЦУППа пересылается в адрес перевозчиков и к нам, — говорит руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска Аскар Жаксылыков. — По каждому случаю проводится внутренняя проверка. Если заявления на конкретный маршрут будут поступать регулярно и жалобы подтвердятся, в этом случае уже можно думать о лишении конкретного перевозчика разрешения обслуживать данный маршрут. Но таких случаев в нашей практике еще не было. |
— Я крайне недовольна таким положением дел! — возмущается жительница Усть-Каменогорска Оксана Данилова. — Вечером в минувшее воскресенье мне пришлось 30 минут ждать маршрутку № 261. Хотя в расписании написано, что интервал движения составляет семь минут. При этом на остановке "Дворец спорта" был почему-то заперт теплый павильон, а на улице вовсе не весенняя температура! Почему я должна платить за это 90 тенге, как в Астане? Там, к слову, водители носят униформу и не позволяют себе дымить в салоне, а график соблюдается с точностью до минуты, поэтому переполненные машины — большая редкость. Нам до такой культуры далеко, хотя проезд стоит одинаково.
В городском акимате уже объясняли, почему в Усть-Каменогорске самый высокий в республике тариф на проезд в автобусах. По данным отдела ЖКХ, в других городах менее протяженная маршрутная сеть, а районы расположены более компактно. Поэтому автобусы в других городах наматывают меньший километраж, оттого и цены ниже.
— У нас очень протяженная маршрутная сеть, — сообщил на пресс-конференции в январе руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аскар Жаксылыков. — Средняя протяженность маршрута — 17 километров в одну сторону, есть по 25 - 28 километров. Например, "семерка" делает круг в 48 километров. Другие города более компактны, микрорайоны густо заселены, поэтому поездки рентабельны.
Как оказалось, специфика города не позволяет иначе выстроить схемы движения транспорта.
YK-news.kz поинтересовался, как обстоят дела в городах, расположенных в разных регионах страны, со стоимостью проезда, длиной маршрутов и компенсацией затрат перевозчиков.
Выяснились интересные подробности. Так, в Астане при таком же тарифе маршруты длиннее в 2,5 раза! А, например, в Таразе стоимость поездки составляет 55 тенге при 19,6 километра маршрутной протяженности в одну сторону.
И все наши адресаты также сообщили, что социально значимых маршрутов у них нет, а значит, и субсидии перевозчикам никто не выплачивает.
33 несчастья
Несмотря на то что устькаменогорцам теперь приходится отдавать ощутимую сумму за билет, все-таки благодаря перевозчикам мы можем пользоваться общественным транспортом. Остаться без курсирующих по городу автобусов было бы куда страшнее. А это не такой уж утопический вариант.
Мы уже писали о том, что после проверки департамента государственных доходов по ВКО перевозчикам доначислили больше четырех миллиардов тенге налогов. По данным госслужащих, бизнесмены нарушили закон, передавая право обслуживать маршруты общественного транспорта индивидуальным предпринимателям, чтобы снизить размер налогов. Перевозчики же утверждают, что не передавали право работать на маршрутах третьим лицам, а работали совместно с ИП, и сейчас пытаются обжаловать решение областного департамента госдоходов в вышестоящей инстанции. Четыре миллиарда — сумма немыслимая, и если предприятия обяжут выплачивать эту сумму, то они могут просто-напросто разориться.
Видимо, чтобы создать "подушку безопасности" на этот случай, отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города подал в антимонопольные органы ходатайство о создании государственного автопарка. Как сообщается на сайте Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, окончательного решения еще не принято. Нынешние перевозчики имеют право обслуживать городские маршруты до 2018 года, а открытие новых маршрутов не планируется. Это значит, что создавать государственный автобусный парк — с нуля, с огромными вложениями — сейчас не имеет смысла, и представители акимата должны предоставить антимонопольщикам четкое экономическое обоснование необходимости такого учреждения в Усть-Каменогорске. После этого вопрос могут рассмотреть повторно.
Горожане все еще болезненно переживают повышение проезда в общественном транспорте, но, вероятно, 90 тенге — не конечная сумма. Согласно правилам, просчет тарифа должен осуществляться по республиканской методике. Сейчас над ней работают специалисты, пытаясь усовершенствовать. Возможно, после утверждения нового варианта калькуляции перевозчики пересчитают тариф заново. И тогда вернется на исходную позицию вопрос о государственном субсидировании хотя бы части затрат, иначе горожанам общественный транспорт будет просто не по карману.
— Сейчас действующая методика расчета тарифа находится на рассмотрении в Комитете транспорта, — подтвердил заместитель акима Усть-Каменогорска Арман Искаков. — Пока я не могу сказать наверняка, состоится ли очередное повышение тарифа после пересмотра этой методики. Неизвестно, сколько над этим документом будут работать.
Пока также не ясно, какой будет сумма тарифа. Может быть, опять 175?
Анна Сорокина, Зарина Жумагалиева