Последствия аварии на шахте в Риддере окончательно ликвидировали, но многие жители боятся возвращаться в свои дома
В минувшую пятницу чрезвычайную ситуацию в районе улицы Боровой в Риддере официально признали ликвидированной. Место провала заполнили специальной закладочной смесью, а сверху положили плодородный слой земли. Кроме того, городская комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС сделала заключение, что вокруг запломбированной воронки жить не опасно и этот район вполне пригоден для ведения хозяйства. Жителям домов, стоявших в непосредственной близости от воронки, в субботу позволили вернуться домой. Однако обрадовались этому далеко не все, передает корреспондент YK-news.kz.
Пломба в земле
Уже почти месяц прошел с того злополучного дня - дом № 5 по улице Боровой провалился сквозь землю 4 апреля. В шахтную выработку Риддер-Сокольного рудника обрушилась горная порода, в результате чего образовался земляной провал в частном секторе, как раз под жилым домом. Гигантская воронка поглотила весь дом, оставив на краю лишь гараж да часть деревянного навеса. В тот же день в Риддере объявили ЧС техногенного характера, попутно эвакуировав жителей ближайших домов. Большинство людей смогли вернуться в свои жилища уже на следующий день, а вот дома в непосредственной близости от воронки пустовали намного дольше.
До прошедших выходных в зоне потенциального риска находились двенадцать строений — 11 домов и один магазин. В минувшую субботу их хозяева наконец-то услышали, что дома находятся вне опасности. Сигнальная лента теперь окружает только саму воронку, от которой, кстати, не осталось и следа: на месте провала теперь словно свежевспаханный огород, приготовленный к весенним работам.
- Прежде чем приступить к закладке бетона в эту воронку, мы сделали расчеты. Определили объем образовавшихся пустот, провели обследование горных выработок на одиннадцатом горизонте, определили зону растекания того массива, который пришел сверху, - пояснил главный горняк «Казцинка» Валерий Завьялов. - Просчитали с точки зрения геомеханики, что стабилизация массива наступила, и после этого приступили к закладке бетона. Бетон за семь суток набирает свою 30-процентную прочность, за 14 суток — 50. 100 процентов он набирает за 90 суток. На сегодняшний день можно сказать, что порядка 70 процентов своей прочности он уже набрал. Сверху мы нанесли плодородный слой толщиной два с половиной метра, чтобы эта территория была пригодна для хозяйственной деятельности.
Но какой бы надежной ни казалась поверхность бетонной пробки, сомнения все-таки терзают жителей окрестностей. Оно и понятно: за каких-то полчаса до того, как дом № 5 провалился сквозь землю, в нем жили люди, которые ходили по огороду и даже не подозревали о близящейся катастрофе. Промышленники уверяют: они и сами нуждаются в максимальной уверенности.
- Я понимаю, что мы совершили определенную ошибку. Пока не могу сказать, в чем она заключается, но ошибка есть, - не отрицает Валерий Завьялов. - И понятно, что есть определенное недоверие к нам, как к совершившим эту ошибку. Поэтому в прошлый раз мы предлагали людям привлечь специалиста для оценки данной ситуации. Предложений не прозвучало, мы пошли по другому пути. Пригласили из Москвы Александра Борисовича Макарова — профессора, доктора технических наук, геомеханика. Также мы пригласили заместителя директора усть-каменогорского ВНИИцветмета Александра Ивановича Ананина. Они вдвоем работали здесь, попросили нас пробурить несколько скважин, выданный керн опробовали у себя в лаборатории института. Сейчас специалисты готовят отчет. Мы поставили себе задачу обезопаситься в этой ситуации на тысячу процентов.
Все равно страшно
Некоторым жителям соседних домов не нужны никакие уверения в безопасности, люди попросту отказываются возвращаться в свои жилища. Гульнар Баянбаева говорит, что из-за проводящихся подземных взрывов ее семья боится оставаться в своем доме.
- Если, как нам говорят, это место будет теперь самым безопасным местом в Риддере, пусть «Казцинк» мой дом покупает, - предлагает Гульнар Баянбаева, дом которой расположен совсем рядом с бывшим домом № 5. - Раньше мой дом стоил пятьдесят тысяч долларов, вот пусть мне эти деньги дают, и я куплю себе квартиру или дом, это мое дело. Но с этого места я съезжаю. Сейчас после всего произошедшего я свой дом даже за десять тысяч долларов не смогу продать.
Угрозу в своем доме видит и Ольга Блинова — родственница Анастасии Татарниковой, ранее проживавшей в провалившемся доме. Именно Ольга была первой, кто пришел на помощь Насте и вместе со своими двумя сыновьями помог той покинуть опасное жилище. Дом ушел в воронку прямо на глазах у мальчишек. Семилетний Костя до сих пор не может забыть эту страшную картину.
- Сначала был сильный шум, потом дом начал падать и совсем упал, - рассказывает маленький Костя. - Я сильно испугался. И мне до сих пор страшно.
Сейчас, когда район признан безопасным и полиция снимает оцепление, Ольга Блинова ревет горючими слезами — ей очень страшно возвращаться домой. Пока семья живет в профилактории, но и там, казалось бы, в безопасности, женщину мучают истерики. Ольга ждет еще одного малыша, но постоянный стресс довел ее организм до состояния, угрожающего нормальному течению беременности.
Валерий Завьялов говорит, что помимо технического обследования домов на предмет их пригодности для дальнейшего проживания, специальная комиссия обсуждала с людьми все, что их беспокоит. Кто-то собирался менять свой дом, кто-то продавать. По словам Валерия Александровича, каждый вопрос будет индивидуально отработан и решен.
Новая жизнь
А жильцы исчезнувшего в недрах дома № 5 готовятся к новоселью. Двухкомнатная квартира Анастасии Татарниковой практически готова к заселению — осталось только слегка обновить ремонт и завезти уже выбранную новую мебель. Вячеслав Кривошеев, отчим Насти, дожидается завершения ремонта в своей однокомнатной квартире. Оформление его новой собственности слегка затянулось из-за того, что документы мужчины провалились в воронку вместе с домом. В последние секунды перед обрушением Вячеслав Иванович хотел спасти документы, но не смог попасть в уже перекошенный дом — заклинило дверь. В субботу на месте, где раньше стояло жилище, мужчину встречал только уцелевший гараж и преданная собака Альфа. Ее будка вместе с домом похоронена под многометровым слоем бетона, но дворняга все это время не покидала место, где выросла.
- Ее соседи подкармливали, полицейские из оцепления, - рассказывает владелец провалившегося дома Вячеслав Кривошеев. - Она никуда не уходит. А куда она пойдет, она здесь выросла. Жалко ее — определить некуда. В квартире вряд ли она сможет жить.
Что делать с гаражом, пока еще не решено. Не исключено, что его придется снести. По соглашению территория бывшего дома № 5 переходит в собственность «Казцинку», а промышленники, в свою очередь, намерены передать ее городу. Также пока нет и окончательного назначения рекультивированного участка.
- Мы хотели бы чтобы все жители этого района приняли непосредственное участие в решении, что на данном участке будет, - говорит Валерий Завьялов. - Уже были предложения сделать там детскую площадку, спортивную площадку. Пока решение окончательное не принято, мы прорисовываем различные варианты обустройства этой территории.
Раз уж дошло дело до благоустройства, промышленники решили не ограничиваться поверхностными работами. Параллельно с рекультивацией воронки в окрестностях заменили хлипкий мост через реку на новый, начали проводить уличное освещение, менять водопровод и проводить тепловые сети. В проекте — еще и ремонт дороги. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. По прогнозам «Казцинка» уже через два-три месяца все работы в районе ЧС будут завершены.
Наталья Потапова