Включите JavaScript в настройках браузера.
23 декабря 2013
Сейчас читают:

Последний экзамен

Недавно мажилисвумен Дарига Назарбаева заявила, что её тошнит от реформ в образовании. Революционные намерения учебного министерства вызывают у будущих выпускников школ и их родителей если не рвотный рефлекс, то нервную дрожь. Не так давно чиновники заговорили об упразднении единого национального тестирования в 2015 году и разделении его на два этапа. Теперь же выясняется, что у экзамена еще есть шансы на жизнь. Так что же будет с ЕНТ сегодня и завтра, пытался выяснить корреспондент YK-news.kz.

ЕНТ против НТ: кто кого?

В прошлом году в Министерстве образования и науки РК родилась идея – изменить формат ЕНТ в 2015 году. По сути, разделить тестирование на два этапа – выпускные и вступительные экзамены. Национальный тест (НТ) и комплексный тест (КТ).

Как это должно выглядеть на практике? Национальный тест, по задумке, обязателен для всех выпускников школ. НТ будет включать в себя пять предметов и в целом состоять из 125 вопросов. Предлагают и новшество: для выявления навыков логического мышления нужно написать эссе.

Выпускники, которые успешно сдадут НТ, получат аттестат. С ним можно смело отправляться на комплексное тестирование. Но КТ сдают только те, кто поступает в вуз. В том числе и выпускники школ прошлых лет.

Комплексный экзамен также будет проходить в два этапа. Сначала абитуриенты сдают общий тест, потом их экзаменуют по двум предметам, которые определяют профессиональный выбор потенциальных студентов.

- Сейчас ЕНТ объединяет две процедуры - окончание школы и поступление в вуз. Такая форма не всегда эффективна в оценке знаний, - процитировали республиканские информагентства бывшего вице-министра МОН РК Мурата Абенова. - Новая форма экзамена позволит увидеть не только то, что выпускник запомнил, но и как может применить полученные знания.

Получается, те, кто пойдет в 2014 году в 11 класс, в 2015 будут сдавать привычное ЕНТ. Те же, кто в 2015 году поступит в 11 класс, будут сдавать двухэтапное тестирование.

Однако специалисты в регионах не берутся это утверждать со стопроцентной уверенностью.

- Нельзя однозначно сказать, состоится ли разделение ЕНТ на два этапа или нет, - говорит руководитель филиала Национального центра тестирования при ВКГУ имени С. Аманжолова Людмила Гейцман. - Потому что у такого разделения немало противников. Есть сторонники национального и комплексного теста. Но какая сторона одержит верх – еще не известно. Нужно грамотно подойти к этому вопросу. При Министерстве образования и науки специально для этого создана рабочая группа.

С сюрпризом или без?

Планируется, что судьба ЕНТ-2015 решится в январе-феврале будущего года. К этому сроку специалисты Минобразования должны вынести свой вердикт.

Выпускников текущего учебного года это никак не коснется – тестирование у них пройдет в прежнем формате. Каждое задание будет содержать вопрос и пять вариантов ответа. Единственное новшество – вопросы на логику появятся в тестах по математике.

- В ноябре в некоторых школах Казахстана, в том числе Усть-Каменогорска, прошло пробное единое национальное тестирование-2014, - рассказала Людмила Гейцман. - После апробации мы беседовали с детьми. Ничего нового в тестах они не увидели. Единственное, что отметили ребята, - множество вопросов на фактологические знания. То есть требующие от тестируемых точного указания какой-то даты, количества.

Результаты пробного испытания не известны ни учителям, ни школьникам.

- Данные отправляют в национальный центр тестирования. Специалисты анализируют результаты, чтобы оценить уровень сложности того или иного задания, принять решение – включать или не включать его в базу, - пояснила собеседница. - Или вообще исключить вопрос как некорректный.

Людмила Эвальдовна отмечает, что с каждым годом некорректные задания встречаются всё реже. В основном ими изобилуют вопросы по истории Казахстана.

Что будет в 2014-м?

Итак, ЕНТ-2014 по-прежнему будет состоять из 125 вопросов по пяти предметам. Выпускников обязательно проверят на знание казахского, русского языка, математики и истории Казахстана. Пятый предмет каждый выпускник выбирает сам. В зависимости от избранной им специальности это может быть география, физика, биология, химия, всемирная история, казахская или русская литература и иностранный язык.

- В последнее время предпочтения в выборе пятого предмета доходят до крайностей, - с сожалением отмечают в филиале Национального центра тестирования при ВКГУ имени С. Аманжолова. - Недавно мы проводили встречи в стенах университета с будущими выпускниками школ Зыряновского, Шемонаихинского, Уланского, Глубоковского районов. В результате можно сделать вывод, что излюбленный предмет у учеников – это биология. К примеру, в Шемонаихинском районе из 200 участников пробного тестирования 114 выбрали именно эту науку.

Меж тем иностранный язык, всемирную историю или литературу выпускники просто игнорируют. Самую большую "неприязнь" у школьников вызывает химия.

- Значит, в ближайшие 10-15 лет мы не получим хороших литераторов, филологов, историков, юристов, - сетует Людмила Эвальдовна. - А нужда в тех же учителях русского языка, химии, математики просто огромная! Сегодня мы как выкручиваемся? В основном за счет специалистов, которые получили второе высшее образование.

Непонятно, почему выпускники питают такое пристрастие к биологии. Тесты по этому предмету сдают поступающие на специальности медицинского профиля и психолого-педагогического направления.

К примеру, возьмем данные 2013 года по специальностям с казахским языком обучения. Проходной балл на специальность "Воспитатель детского сада" – 80 из 125 возможных. Учитель начальных классов – 88. Чтобы стать студентом-грантником университета по специальности "Педагогика и психология", нужно набрать и вовсе 95 баллов.

- Чем можно объяснить такие перекосы в выборе пятого предмета?

- Отчасти - госзаказом, который нацеливает выпускников на получение технических и естественно-научных специальностей, - полагает собеседница. - Возможно, причины в качестве преподавания того или иного предмета в школе. Или от навязывания. Ведь готовить выпускников по какому-то одному предмету гораздо легче, чем по семи.

Всё это, конечно, нуждается в хорошем исследовании.

Выдержит ли единое национальное тестирование экзамен на прочность – неизвестно. Как-никак в этом году ЕНТ "исполнилось" девять лет.

- Образовательные реформы действительно уже набили оскомину, - говорит Людмила Гейцман. - Не хочется, чтобы очередные новшества вновь были экспериментальными. Нужно, чтобы изменения вели к какому-то эффективному результату.

Елена Супрунова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней