Помогают ли студенты с юга справиться с кадровым дефицитом в ВКО?
Уже четыре года в университетах и колледжах Восточного Казахстана бесплатно обучается молодежь из южных областей. Государственная программа "Серпiн-2050" предоставляет приезжим гранты и дополнительную поддержку на местах. По мнению авторов проекта, это поможет достичь баланса между трудоизбыточным югом страны и трудодефицитными регионами на севере и востоке. В этом году состоится первый выпуск студентов, получивших по программе высшее образование. Однако статистика уже дает повод для беспокойства — из окончивших обучение студентов ссузов на работу по специальности устроилось менее трети. Обученные за государственный счет специалисты не спешат пополнять трудовой резерв ВКО, а чаще всего возвращаются домой. В чем причины такой неэффективности, пытался выяснить корреспондент YK-news.kz.
Собирай чемоданы
Программа "Серпiн-2050" стартовала в Казахстане в 2014 году. Проект входит в число приоритетных задач, поставленных Нурсултаном Назарбаевым в стратегии "Казахстан-2050". Чтобы войти в тридцатку развитых стран, республике необходимы квалифицированные кадры и развитая трудовая миграция.
Одним из идейных вдохновителей программы является бывший вице-министр образования и науки РК, председатель Республиканского координационного совета социального проекта "Серпiн-2050" Мурат Абенов.
"Причиной создания программы "Серпiн" стала неравномерность социально-экономического положения в регионах, — рассказывает он в своем интернет-блоге. — В настоящее время в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областях наблюдается рост рождаемости, много приезжих. Всё это приводит к высокой безработице".
Именно в этих пяти регионах и развернулась работа по проекту. Любой выпускник может получить грант на высшее или среднее специальное образование, если выберет одну из предлагаемых специальностей. Список профессий утверждается каждый год и содержит в основном технические, сельскохозяйственные и педагогические направления.
Абитуриент участвует в грантовом отборе. Чтобы претендовать на место в вузе, нужно набрать на ЕНТ не менее 50 баллов. К конкурсу в ссузы допускаются все желающие. Победителей распределяют по вузам и колледжам. Студент попадает в ближайшее к своему месту жительства учебное заведение, где преподается выбранная специальность. Преимущество южан в том, что конкурс проводится не между желающими со всей страны, а лишь между жителями пяти регионов. Шанс получить грант при таком раскладе весьма высок.
Обладателям грантов оплачивается проезд до места обучения, предоставляется общежитие и трехразовое питание в столовой. Отличники получают стипендию.
Все это финансируется из государственного бюджета. Таким образом, программа косвенно поддерживает и учебные заведения, предоставляя им стабильный поток финансов по госзаказу.
Кому студентов?
Колледжи и вузы Восточного Казахстана влились в программу "Серпiн-2050" одними из первых. И довольно активно. Уже в 2014 году ВКГУ имени С. Аманжолова направил в южные области страны профориентационный "десант" из числа преподавателей — и осваивать педагогические специальности приехали 150 человек. На сегодняшний день, согласно статистике на сайте университета, по программе "Серпiн-2050" обучаются 462 студента.
Год спустя своих представителей на юг направил ВКГТУ имени Д. Серикбаева. В 2015-м, по данным вуза, им удалось принять 440 абитуриентов. Это больше половины от общего числа обладателей гранта, поступивших в университет в указанном году. Государство выделило на их обучение более 140 миллионов тенге.
От высшего не отстает и среднее специальное образование.
— Количество грантов по программе "Серпiн" в учреждениях технического и профессионального образования области в 2014 году составило 285, — рассказывает исполняющая обязанности руководителя управления образования ВКО Сайрангуль Жумадилова. — Всего за четыре года по программе принято 920 учащихся. Бюджетные затраты по программе за это время составили 1117,9 миллиона тенге.
Суммы, прямо скажем, внушительные. Напрашивается вопрос: стоит ли овчинка выделки?
В гостях хорошо, а дома лучше
Не стоит забывать, что задача проекта "Серпiн-2050" — не только "пристроить" абитуриентов из пяти южных областей, но и удовлетворить кадровый голод девяти оставшихся. И с этим, по всей видимости, возникают проблемы.
— В 2016 году из учреждений технического и профессионального образования области по программе "Серпiн-2050" выпустились 47 студентов, — говорит Сайрангуль Жумадилова. — Из них трудоустроилось по специальности на предприятиях региона 12 человек. В 2017 году к работе приступили 69 из 198 выпускников.
Выходит, не у дел остались более 60 процентов студентов ссузов, обучавшихся за государственные деньги. Получив диплом с помощью "Серпiн-2050", выпускники попросту возвращаются на юг. И не мудрено, ведь там их ждут дом и семья.
— Основная проблема — закрепление выпускников в нашей области после окончания колледжей, — заявил прошлой осенью на заседании областного маслихата руководитель отдела ТиПО управления образования ВКО Кажымукан Оспангалиев. — Даже если они найдут работу, то все вы знаете, что со средним специальным образованием зарплаты у нас маленькие. Арендовать жилье и дальше здесь существовать им очень трудно. Нужно продумать пути решения этой проблемы.
Более того, среди участников "Серпiн-2050" находятся те, кто даже не заканчивает обучение. За время работы программы из колледжей области по собственному желанию отчислились 129 ребят — более 10 процентов принятых.
По данным проректора по учебно-методической работе ВКГТУ Сауле Рахметуллиной, отношение количества оставивших обучение к количеству принятых по программе "Серпiн-2050" в 2015 году составило около пяти процентов, в 2016-м — около 10 процентов, в 2017 — более 14 процентов. Кроме этого, за неуспеваемость были отчислены девять студентов.
Столь печальная статистика — удел не только нашего региона. Тревожные факты озвучивают и в других областях страны.
— После учебы здесь остаются немногие, — призналась в интервью радио "Азаттык" заместитель директора агротехнического колледжа № 5 в селе Бозайгыр Акмолинской области Роза Шарипова. — В этом году обучение завершают 15 человек, один из них планирует работать в селе, трое сдают документы для поступления в вузы, остальные возвращаются на малую родину.
Похожее положение дел и в Павлодарской области.
— Из общего числа выпускников программы "Серпiн" 2017 года в Павлодарской области остались только 14 человек, или 21 процент, — сообщила порталу "Inform бюро" заместитель руководителя Павлодарского управления образования Сауле Алекпарова. — Из них 11 работают, трое обучаются в вузах. Пять выпускников трудятся в других городах Казахстана и один служит в армии. Остальные 47 человек, или 70 процентов выпускников, вернулись в свои регионы.
Стоит вспомнить о действующей уже 25 лет программе заграничного образования "Болашак". Студенты подписывают обязательство о том, что будут работать в Казахстане или вернут деньги за обучение. При таком раскладе государство хотя бы остается не в убытке. Однако в случае с "Серпiн-2050" эту схему почему-то применять не стали.
В своем блоге Мурат Абенов особо отмечает, что студентов после окончания учебы не принуждают оставаться в регионе. Однако на фоне статистики это видится скорее упущением.
А был ли дисбаланс?
Налогоплательщики вправе задаться вопросом: насколько обоснован проект "Серпiн-2050" и не является ли он пустой тратой денег?
Несмотря на то что в стратегии "Казахстан-2050" говорится о населении республики в целом, авторы программы решили "сузить аудиторию". Начать новую жизнь за счет государства могут лишь жители пяти областей страны: Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Алматинской. Но действительно ли эти регионы являлись трудоизбыточными на момент разработки программы? И готовы ли были Восточно-Казахстанская и другие области принять такой поток кадров?
Мы проанализировали данные Комитета по статистике за 2013 год, предшествовавший старту проекта "Серпiн-2050".
Уровень безработицы в Южно-Казахстанской и Мангистауской областях составлял тогда 5,5 процента, в Кызылординской и Жамбылской — 5,2 процента, в Алматинской — 4,9 процента. Показатель ВКО — 5,1 процента. Разница в цифрах минимальна, и это сложно назвать трудовым дисбалансом между регионами.
Возможно, ответ лежит глубже? Проанализируем показатели молодежной безработицы среди граждан в возрасте от 15 до 28 лет. В Южно-Казахстанской области в 2013 году этот показатель составил 3,4 процента, в Алматинской — 6,5 процента, в Кызылординской — 6,7 процента, в Жамбылской — 7,4 процента, в Мангистауской — 7,5 процента. В нашей области уровень достиг 6,3 процента — это шестой результат из 14 областей Казахстана. Если руководствоваться логикой авторов проекта "Серпiн-2050", то студентов из ВКО впору было самих везти в другие регионы. Как, кстати, и абитуриентов из Северо-Казахстанской области, где молодежная безработица в 2013 году была самой высокой в стране — 7,6 процента. Кроме того, отправлять наших ребят стоило бы как раз в Южно-Казахстанскую область. По анализируемому показателю она оказалась второй с конца.
Везти за счет государства молодежь из одного региона в другой, когда уровень безработицы там примерно одинаков — это выглядит как минимум странно. Но, похоже, авторы программы решили, что 6,3 процента молодежи ВКО сами не хотят работать. А 3,4 процента молодежи ЮКО с превеликим рвением ухватятся за пылящиеся на востоке и севере вакансии.
За комментариями по поводу обнаруженного парадокса мы обратились в Министерство образования и науки РК, которое курирует реализацию проекта "Серпiн-2050". Однако наш запрос остался без ответа.
В этом году в ВКО увеличится число выпускников "Серпiн-2050". Впервые дипломы получат студенты высших учебных заведений. Не придётся ли убедиться, что конкуренцию местной молодежи они составили только на этапе доступа к образованию?
Владимир Землянский