Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
25 апреля 2020

Период ЧП может стать питательной средой для мошенников

Период ЧП может стать питательной средой для мошенников

С 15 марта в Казахстане действует режим чрезвычайного положения. Санитарно-эпидемическая обстановка требует введения ограничительных мер, призванных остановить распространение инфекции. Оказавшиеся в непривычной обстановке государственные органы не всегда оперативно и подробно поясняют суть нововведений растерянным гражданам. А где есть расплывчатая формулировка, там всегда найдутся желающие использовать лазейку в законе в собственных интересах.

Если к вам постучал незнакомец

После введения карантинных мер в южной столице некие темные личности ограбили нескольких алматинцев, представляясь мед работниками. Они приходили к доверчивым людям под предлогом обязательного осмотра и термометрирования и тащили что плохо лежит. По счастью, наш регион эта напасть пока не затронула.

— С начала введения чрезвычайного положения граждане не обращались в органы внутренних дел области о фактах мошенничества под предлогом излечения от коронавирус-ной инфекции, — прокомментировал заместитель начальника департамента полиции ВКО Елдос Закимов. — Но в первом квартале текущего года по области зарегистрировано около 900 фактов мошенничества.

Степень тревожности высока, поэтому органы правопорядка бдительности не теряют.

По информации департамента полиции, одним из распространенных видов такого правонарушения является социальное мошенничество. Это обман путем предложения продажи товаров по якобы льготным ценам, перерегистрации льгот и социальных выплат и тому подобное. Как правило, жертвами злоумышленников становятся пожилые люди. Чтобы не пострадать, стражи порядка предлагают жителям придерживаться простых правил.

— Департамент полиции ВКО напоминает, чтобы не стать жертвами таких мошенников следует помнить: социальные работники ходят только в рабочие часы и у них есть удостоверения, — поясняет Елдос Закимов. — За каждым нуждающимся в услугах закреплен определенный специалист. В случае его увольнения или болезни потребитель услуг будет официально проинформирован. Социальные работники ничего не продают и не спрашивают о материальных ценностях. Вся интересующая личная информация у них есть. Они не звонят и не уточняют личные данные. Социальный работник не имеет права свободно перемещаться по жилищу или требовать какие-либо подписи.

Если же незнакомцы представляются сотрудниками коммунальных служб, необходимо также попросить предъявить удостоверение. Затем можно связаться с той службой, к которой они себя причисляют, и уточнить, работают ли у них такие люди и направляли ли их по данному адресу.

— Попросите пришедшего пригласить соседей, чтобы они присутствовали при вашем разговоре, — предлагает подполковник Закимов. — Если в это время соседей нет дома, попросите визитера прийти в другое время, когда вы не будете находиться дома в одиночестве. Если это действительно сотрудник той службы, которую он называет, он выполнит вашу просьбу, а если нет, таким образом вы сможете избежать возможных неприятностей.

"Разводы" онлайн

В связи с массовым переходом на дистанционную работу и учебу  мошенники разного пошиба также перенесли свои темные делишки на просторы интернета.

"Злоумышленники могут воспользоваться тем, что многие торговые точки перешли на онлайн-оплату, — предупреждает на своей страничке в Instagram глава управления полиции Усть-Каменогорска Даур Ибраев. — Также по известной схеме мошенники могут представиться сотрудниками банка, предлагая услуги по представлению отсрочки по кредитам или в получении социальной помощи. Мошенники проявляют активность в социальных сетях и мессенджерах. Также недоброжелатели могут охотиться за персональными данными. Управление полиции города Усть-Каменогорска просит граждан быть крайне внимательными и не предоставлять кому попало свои персональные данные, в том числе ЭЦП".

С недавнего времени мошенники создают чаты в мессенджерах или псевдоаккаунты в социальных сетях от лица популярных в народе банков. Они активно призывают пользователей подписываться на их аккаунты, обещая за это бонусные начисления на карту. И конечно же, для того чтобы получить деньги, необходимо указать данные своей платежной карты. Итогом будет обналичивание средств с карты простодушной жертвы очередным вором.

Недавно в одном из популярных мессенджеров была зафиксирована активность ботов, которые, имитируя процесс подачи заявки на пособие “42500”, просили граждан произвести оплату ЕСП и других платежей на указанные ими счета.

— Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности официально сообщает о том, что такие телеграм-боты являются фейковыми и вводят граждан в заблуждение, — сообщили в пресс-службе МЦР РК. — Для подачи заявки на получение пособия следует пользоваться только официальными ботами, которые принимают заявку и не требуют при этом каких-либо оплат. Напоминаем, что подать заявку вы можете также на сайтах egov.kz и 42500.enbek.kz.

Кроме того, ведомство предоставило список электронных адресов официальных ботов для оформления пособия по временной потере доходов. В каждом регионе такой адрес индивидуален. Жители ВКО могут подавать заявки с помощью своего бота: https://t.me/VKO42500Bot.

Телефонная катавасия

Мобильные телефоны всегда активно использовались жуликами всех мастей, но условия ЧП дали телефонным мошенникам еще больше возможностей легкого отъема денег у доверчивых граждан.

К примеру, неизвестные "благодетели" могут позвонить и представиться сотрудниками банка, предлагающими бонусы по карте в связи с введением чрезвычайного положения повышенный кэшбек, увеличение сроков рассрочки и другие льготы для клиентов. Естественно, чтобы получить эти бесплатные бонусы, клиентам надо сообщить номер своей карты, трехзначный код (CVV код) и продиктовать код из SMS-сообщения, после которого аферисты отключаются и спокойно снимают с карты средства.

В последнее время среди мошенников популярностью пользуется рассылка SMS сообщений, в которых владельца телефона могут поздравлять с выигрышем или предупреждать о начислении штрафа за нарушения карантина. Чаще всего потом гражданина просят перейти по ссылке, чтобы узнать подробности. Ссылка — вирусная, она дает аферистам возможность использовать данные приложения "мобильный банк" и обналичивать с него денежные средства.

В этом случае следует помнить, что сотрудники банков никогда не звонят клиенту первыми, чтобы потребовать предоставить данные. Такое требование может быть выдвинуто только после того, как клиент позвонит сам и закажет определенную услугу. А денежные призы, как правило, разыгрывает конкретный банк или организация, куда можно позвонить и уточнить, соответствует ли действительности эта информация.

В тяжелые для народа периоды как никогда актуально звучит общеизвестная поговорка: покуда есть тетеря - на него найдется вор. Следовательно, будьте бдительны и не позволяйте мошенникам пользоваться собой!

По всем вопросам финансовой сферы можно обращаться в управление региональных представителей в Усть-Каменогорске Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка по телефонам: +7 (7232) 56-06-71, +7 (7232) 56-06-72.

Мира Круль

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней