Пенсионер из Усть-Каменогорска издал на собственные средства фотоальбом о молодых восточноказахстанцах прежних лет
Хотите знать, как выглядели наши земляки в шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годах ХХ века? Обратитесь к Виктору Коржу. За полвека в газете он в качестве фоторепортера объехал всю область. За это время у него скопилось порядка сорока тысяч негативов. Особенно много у фотографа кадров с изображением зыряновцев. С 1969 по 1996 год Виктор Маркович работал фотокором газеты "Заря Востока". На снимках, многие из которых неизвестны широкой публике, — трактористы и рабочие, спортсмены, школьники, артисты. Вполне возможно, в его объектив попали и лица, родные для наших читателей: снимки их родителей, братьев. Проверить это легко: нынешней осенью восьмидесятилетний фоторепортер издал на собственные средства качественный фотоальбом "Как молоды мы были", в который вошло не менее пяти сотен снимков.
Собственно, поводом для издания книги послужило столетие комсомола.
— Возникла мысль создать фотоальбом, в который наряду с фотографиями вошли бы небольшие рассказы от первого лица, от участников событий, — поясняет Виктор Маркович. — Прежде мне удавалось находить финансирование книг по истории: к 220-летию Зыряновска, о зыряновских аграриях, о здешних ветеранах — в общей сложности у меня вышло четыре книги. Альбомы отлично расходились, а к юбилею города пришлось даже выполнить второе издание, столько было желающих. Идею издания книги о зыряновских комсомольцах в городе сразу же подхватили. Когда прошел слух, что я работаю над новым альбомом, ко мне стали обращаться разные люди, присылать воспоминания, фото из семейных архивов. Я и сам много раз ездил из Усть-Каменогорска в районный архив в поисках интересных фактов.
1976 г. Председатель профкома В. Ширшиков вручает переходящий вымпел комсомольской молодёжной бригаде
Работа быстро продвигалась. Но через девять месяцев автора ждал неприятный сюрприз: когда макет книги был уже готов, оказалось, что у организаторов проекта нет денег на его издание.
— Что делать? — вспоминает Виктор Маркович. — Столько сил вложено, десятки писем, почти пятьсот оригинальных снимков, специально отобранных и обработанных — и впустую? А люди ждут этой книги! Тогда я решился: напечатаю альбом на собственные деньги. У меня были кое-какие накопления. Я снял их с банковского счета практически полностью и все отнес в кассу типографии. Перед этим наскоро прикинул, смогу ли вернуть вложенные средства. Но, честно говоря, о деньгах я тогда мало думал. Важно было завершить проект.
Теперь, два месяца спустя после выхода книги, Корж называет свое детище удачным — альбом выполнен на хорошем уровне — и абсолютно не коммерческим. Издание получилось недешевым, но Коржу уже удалось реализовать часть тиража. Правда, чтобы возвратить потраченное — даже без гонорара, — пенсионеру необходимо продать еще немало экземпляров.
— Наверно, не удастся, — вздыхает Виктор Маркович. — Но я не жалею. Теперь мои герои увидят свет. Это простые люди, горожане и сельчане, и через их лица проступает время, в котором жили и работали отцы и деды нынешних молодых зыряновцев.
1980 г. Д. Грибакин вручает комсомольский билет
Любопытно, что сам Виктор Корж не только в партии никогда не состоял, но даже и комсомольцем не был. В ВЛКСМ его не приняли из-за "хулиганства": семиклассник в шутку испачкал товарища по школе ляпис-лазурью. Преступление по тем временам неслыханное: шутника чуть не исключили из школы. Позднее у Коржа была возможность вступить в ряды Ленинского союза молодежи. Однако ему уже и не хотелось. Молодой человек увлекся фотографией, и именно она стала делом всей жизни.
— Помню, я только начал работать в "Заре Востока" в конце шестидесятых годов, — вспоминает Корж. — Каждый день на съемках, в мастерской скапливаются сотни негативов, из которых на полосу встанет только пара фотографий. А у меня коллега был из "Зари Востока" — Дмитрий Васильевич Вагайцев, отличный журналист. А аккуратист какой! У него все было подшито и пронумеровано. Говорит: "Ты сохраняй негативы и все подписывай, пригодится". Я-то сначала думал, что всех и всегда буду помнить, кого фотографировал. А через год понял, что на это никакой памяти не хватит: я ведь каждый день печатал фотоснимки, день за днем! Поэтому чтобы хоть как-то запомнить где и что, стал создавать каталоги. Каждая съемка — свой конверт, снабженный "контролькой" — карточкой с миниатюрными фотографиями, нечто вроде современных превьюшек. Все подписано, все по алфавиту. Честно говоря, видя меня за этой "бухгалтерией", многие недоумевали: кому все это надо? Никто из фотографов тогда, да и теперь, конечно, этого не делал. Всегда ведь кажется, что текущий момент не имеет никакой цены. А вот прошли годы – и как интересно посмотреть на эти лица! Сейчас уже и жизнь другая, и люди другие. Так что могу с уверенностью сказать, что был одним из первых фотографов области, кто стал хранить и вести собственные фотоархивы.
1982 г. О. Чупина делегат областной комсомольской конференции
На шкафу в спальне у Виктора Марковича — настоящая сокровищница: десятки коробок, наполненные негативами, которым от десяти до пятидесяти лет. Это лишь небольшая часть от тех десятков тысяч кадров, которые Виктор Корж сдал в государственный архив Зыряновского района. Вот Высоцкий, когда он приезжал в Зыряновск. Вот звезды балета на льду. Но больше тут лиц обычных людей — тех, кто жил или по сей день ходит по тем же улицам и ездит на тех же автобусах, что и мы. А кого-то давно уж нет.
— Если вам еще раз предложат создать новый фотоальбом, согласитесь приняться за работу?
— Конечно! А как же! О своих земляках-зыряновцах я готов хоть стихи слагать. И хочу, чтобы их лица остались в истории. Я уверен, что эту работу оценят наши внуки и правнуки…
Ольга Пинэко-Скворцова
Фото из личного архива Виктора Коржа