Педагоги Усть-Каменогорска мажилисменам: бесконечные реформы — это диверсия против образования
Почему казахстанские школьники заняты больше, чем их родители? Кто будет учить детей через 10 лет? Что делает директора школы "вором в законе"? Этими вопросами озадачили депутатов Мажилиса Парламента РК работники сферы образования. Напряжённый разговор с педагогами состоялся в рамках рабочей поездки парламентариев по ВКО. Мажилисмены Шахват Утемисов и Евгений Козлов рассказали о законотворческой деятельности в минувшем году, а потом предложили руководителям школ поделиться волнующими их проблемами, не ведая, что открывают настоящий "ящик Пандоры". Претензии и предложения посыпались как из рога изобилия, передает корреспондент YK-news.kz.
Кадры решают всё!
Самая болезненная проблема — нехватка педагогических кадров.
— Сегодня средний возраст учителей в школах — 45 — 50 лет. Директора вынуждены упрашивать вернуться к доске преподавателей, которым исполнилось 64 года, — поделился директор учебно-производственного комбината Бейбит Искаков.
Через десяток лет учить детей будет попросту некому, ведь в области нет пединститута, а университетам не дают достаточно грантов на педагогические специальности. Чтобы стать учителем математики, надо платить 460 тысяч тенге за курс, тогда как обучение по специальности "математик" обойдется в 320 тысяч.
Парламентариям предложили добиваться повышения стипендии будущим педагогам, ввести социальный пакет для студентов и учителей, повысить зарплату молодым специалистам — ведь на 30 — 40 тысяч тенге можно с голоду умереть.
Школам нужны специалисты для классов коррекции: логопеды, дефектологи.
— Сейчас этих ставок в штатном расписании нет, а мы говорим об инклюзивном образовании для всех, — подчеркнула директор СШ № 8 Раиса Ескендирова.
"Воры в законе"
Директор лицея № 44 Танаткан Туменбаев вызвал горький смех аудитории заявлением, что в этом зале собрались сплошь "воры в законе".
— Школы никогда не финансировались на 100 процентов, и директора вынуждены всеми правдами и неправдами закрывать дыры в бюджете, — констатировал Танаткан Калибекович. — Вот сейчас в учебные заведения поставили оборудование: компьютеры, принтеры, интерактивные доски. А ни копейки на обслуживание и ремонт этой техники не выделяется.
Директор СШ № 45 Оралхан Тлеукенов предложил всем акимам иметь хотя бы приблизительные данные о реальных потребностях школ:
— Докладывают, что школам выделено дополнительное финансирование. Конечно, школы строятся, оснащаются — деньги выделяются. А родители думают: "Вам финансирование добавили, чего вы ещё хотите?" Если бы все получали денег по потребностям, как Назарбаев Интеллектуальные школы, тогда можно было бы сказать: "Всё, тему закрыли. Обучаем детей". Пока этого нет.
Директор детского сада "Айналайын" Татьяна Краковская его поддержала, сообщив, что в дошкольных учреждениях до сих пор действуют нормативы 1978 года по обеспечению мыломойкой и штатное расписание образца 1977 года.
Кролик бы сдох
С подопытным кроликом сравнили директора школ систему образования, над которой бесконечно экспериментируют чиновники.
— Учебная нагрузка ученика 10 — 11 класса составляет 39 часов. И это не считая подготовки домашних заданий, внеклассных мероприятий, кружков и курсов, — подсчитывает Бейбит Искаков. — По законодательству стандартная трудовая неделя у взрослых составляет 40 часов. Получается, что дети при этой программе работают больше, чем их родители!
Перегружены и учителя.
— Им платят непосредственно за уроки. А на деле педагоги обязаны заниматься 40 направлениями внеурочной деятельности. Бесплатно! "Обновлёнка" увеличила нагрузку на пять — шесть часов в день, — подчеркнул председатель городского профсоюза работников образования Александр Кузнецов и предложил ввести нормативы выплат за внеурочную работу.
Прозвучала просьба упростить процедуру аттестации учителей. Существующий порядок заставляет их раз в пять лет заполнять тонны бумаг, проходить несколько инстанций. И всё это ради суммы около 4000 тенге — такова разница между первой и высшей категориями.
Учитель — звучит гордо, а выглядит жалко
Ещё один крик души прозвучал, когда речь зашла о бюрократическом давлении на школы. Только ленивый не требует у них отчёта. Дошло до того, что учителей заставляют выявлять коррупционные риски в действующем законодательстве. Парламентариев этот факт весьма удивил.
— Информацию со школ требуют даже те организации, которым они не подведомственны, — возмущается директор СШ № 13 Бакытбек Есенбердин. — Давайте уже запретим эту практику на законодательном уровне!
Все присутствующие сошлись на том, что необходимо повышать статус учителя в обществе. Профсоюз предложил законодательно запретить вмешательство местных властей в стандарты образования, учебные планы и методы обучения. Эти вопросы должны регулироваться только на государственном уровне. Непродуманные эксперименты акиматов, внедряющих инновации штурмовыми методами, ущемляют право детей на получение качественного образования.
Педагоги назвали бесконечные реформы диверсией против образования. И парламентарии вынуждены были с ними согласиться.
— Не можем одну реформу довести до конца, как тут же затеваем следующую. В результате бегаем по кругу, — констатировал Шахват Утемисов.
Мажилисмены признали, что в Восточном Казахстане их озадачили, и пообещали заняться рассмотрением всех предложений.
Ирина Плотникова