Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
8 марта 2021
Сейчас читают:

О том, как представительницы прекрасного пола осваивают новую профессию

До 2020 года в Казахстане женщинам запрещалось работать на большегрузных автомобилях. Сейчас в законодательстве появились поправки, которые разрешают представительницам слабого пола управлять малотоннажной техникой. Накануне 8 Марта мы решили взять интервью у тех женщин, кто одними из первых в стране сел за руль самосвалов. О работе на руднике, о крупногабаритных автомобилях, о своих ощущениях и о том, мечтают ли девушки управлять 200-тонными машинами — в нашем материале.

"Бандитка" с разносторонним опытом

Наталья Хлебникова работает в Восточно-Казахстанской области, в компании "KAZ Minerals Аktogay". Она одна из первых женщин в стране, получившая допуск к самостоятельному управлению большими машинами.

— Почему я решила стать водителем? Наверное, потому что это дело — моё, родное, — говорит Наталья. — Я с детства тянулась к технике. Мой отец был трактористом, а я — папиной помощницей во всем и везде. Он учил меня ремонтировать технику, и мне это очень нравилось. В свои шесть лет я "угнала" у папы трактор: села за руль, пока отец не видел, и случайно поехала. Как потом остановиться, я, конечно, не знала: хорошо, что папа был неподалеку. В 10 лет я уже умела ездить на мотоцикле. В 16 — управляла и трактором, и автомобилем. Папа разрешал мне садиться за руль своей машины, и вот однажды, выгоняя ее из гаража, я въехала в веранду дома. Помню, как выбежала мама, как громко кричала и ругалась на меня. А потом вышел отец и спокойно сказал: "Ну что, иди за инструментами, будем ремонтировать дом и выравнивать бок машины". В общем, я росла той еще бандиткой.

В 16 лет Наталья пошла в автошколу и спустя полгода получила права. А потом стала лаборантом химико-бактериологического анализа, устроилась работать на молочную ферму. Семья жила тогда в совхозе "Пограничник" Талдыкорганской области.

— В 1990-е годы наш совхоз развалился, — вспоминает Наталья. — Отец сломал руку, и мы решили уехать в город Текели. Я там родилась, там жили наши близкие. Когда рука восстановилась, отец устроился работать кузнецом в шахту. А я долго не могла найти работу: в то время это было настоящей проблемой. И тогда я стала таксовать. В самые криминальные годы. Четыре года провела за рулем и видела всякое: разбой, нападения, драки…

Затем Наталья переехала в Россию к сестре, она жила под Анапой. Родные помогли устроиться водителем на автомобиль скорой помощи городской больницы Анапы, а потом — Краснодара. Наталья совершенно не знала эти города, однако сумела быстро изучить их по картам. Она научилась легко и безошибочно находить адреса, кратчайшую дорогу к ним, знала все проблемные перекрестки.

— У меня просто не было выбора, — улыбается Наталья. — А человеческий мозг способен на многое, особенно в безвыходных ситуациях.

На что способны человеческие чувства — отдельный разговор. Наталья жутко тосковала по родине.

— Многие меня не понимают, удивляются: зачем вернулась?! — говорит Наталья. — А я в какой-то момент поняла, что фраза "Где родился, там и сгодился" — это про меня. Когда я приехала в Казахстан, вышла из поезда — вы не поверите, что я сделала. Я начала целовать землю от радости! Мне стало так хорошо, так легко: я дома…

После этого шесть лет Наталья проработала на комбинате города Текели. Потом девять лет — в Талдыкоргане. Она сидела за рулем самых разных производственных машин. А в конце 2019 года ее пригласили в компанию "KAZ Minerals Аktogay".

— Сейчас я работаю на самосвале "Mercedes Benz", его вес — 20 тонн. Это малотоннажная техника, — объясняет Наталья. — Но я сдала экзамен и на управление самосвалом "Caterpillar" — это огромный автомобиль, который весит 250 тонн. Когда я впервые поднялась на эту махину — мной овладел настоящий восторг! Хотелось кричать от радости. Вот это размер, вот это сила! Я проходила долгое обучение и сейчас понимаю: как же это здорово, когда маленький человек может управлять огромной техникой.

Наталья любит свою работу. Ей нравятся большие машины. Сложные задачи. Множество дорог в карьере, где тоже нужно уметь ориентироваться. Повышенное внимание, концентрация. И даже возможность видеть утром рассветы (Актогай — это рудник открытого типа).

— Отец в детстве часто говорил мне: "Женщина должна уметь всё!" Именно поэтому он на­учил меня белить, доить коров, ремонтировать технику и водить машину, — делится Наталья. — Последний навык, как показала жизнь, мне особенно пригодился.

Активистка и просто красавица

26-летняя Гульнур Аубакирова — хрупкая девушка невысокого роста. Глядя на нее, многие удивляются: как эта миниатюрная представительница прекрасного пола управляет тяжелой техникой?!

— Легко и спокойно, — с улыбкой поясняет Гульнур. — Чтобы сидеть за рулем самосвала, физическая сила не нужна. Важны знания, опыт, навыки вождения. У меня был прекрасный личный инструктор, который в течение нескольких месяцев обучал меня всем тонкостям работы в карьере на малотоннажной технике. Спасибо ему и нашему руководству за возможность попробовать себя в совершенно новом направлении.

Гульнур Аубакирова живет на станции Актогай. У нее финансовое образование, и до трудоустройства на рудник KAZ Minerals Аktogay она работала бухгалтером. Последние десять лет управляла личным автомобилем.

— Папа научил меня водить в 16 лет, — вспоминает Гульнур. — Однако до 2020 года я всегда управляла только легковушками. Мой отец давно работает в KAZ Minerals Аktogay, в прошлом году он рассказал мне, что в ряды водителей самосвалов набирают женщин. Я сразу решила, что нужно попробовать! Это ведь уникальная возможность, которой раньше у девушек просто не было.

У Гульнур Аубакировой молодая семья: муж и двухлетний сын. Супруг отговаривать жену от работы в карьере не стал. Наоборот, поддержал желание Гульнур освоить управление малотоннажной техникой. Да и родители согласились помогать: когда девушка на смене, бабушка все заботы о внуке берет на себя.

— Помню, как я впервые села за руль самосвала. Ни страха, ни волнения не было совершенно, — отмечает Гульнур. — Была огромная радость, комфорт, спокойствие. И — желание сесть за руль еще более мощной машины. Если мне предложат управление 200-тонным Caterpillar — я  соглашусь. У нас отличная техника, она прекрасно "слушается" и мужчин, и женщин-водителей. Надеюсь, показать это на личном примере.

"Почему бы и нет?!"

Елена Перегудова за рулем с 2009 года.

— Я стала водителем после смерти мужа. Раньше в нашей семье именно супруг управлял автомобилем. Я много лет вязала на заказ. Мне нужны были частые закупы пряжи, нужно было развозить готовые изделия по адресам. В общем, без машины никак не обойтись. Когда мужа не стало, водить машину оказалось некому. И тогда я сама пошла в автошколу. Отучилась, получила права, начала самостоятельно ездить и даже таксовать. Около пяти лет я доставляла пассажиров по адресам на своей "семерке".

Потом Елена поменяла работу и пересела на ГАЗ-53. Стала развозить по магазинам хлебобулочные изделия. Она быстро привыкла к тому, что размеры автомобиля увеличились.

— Мне понравилось быть за рулем габаритной техники, — признается Елена. — А потом я вышла замуж во второй раз. Мой супруг, Валерий Суслов, работал и продолжает работать водителем в KAZ Minerals Аktogay. Он-то и рассказал мне о том, что женщин тоже стали допускать за руль малотоннажной техники. Спросил: "Хочешь попробовать?"

Елена подумала: "Почему бы и нет?!" С 23 сентября она начала стажироваться.

— Обучение на руднике продолжается несколько месяцев. За это время я многому научилась: разворачивать машину на малом расстоянии, подъезжать под погрузчик, — объясняет Елена. — Сейчас я стажер, то есть езжу вместе с инструктором. Надеюсь, что скоро получу допуск к самостоятельному вождению.

Для Елены Перегудовой и ее мужа медный рудник стал общим местом работы. Правда, в течение дня супруги встречаются редко. Зато обедают, как правило, вместе.

Восьмое марта на руднике — это обычный трудовой день. В Актогае работает много мужчин. А вот женщин в карьере пока легко пересчитать по пальцам. Поэтому без поздравлений и теплых слов в праздничный мартовский день здесь, наверняка, никто не останется.

Ирина Краскова
Фото из личных архивов героев материала

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней