Включите JavaScript в настройках браузера.
1 ноября 2020
Сейчас читают:

О том, как пилоты Казавиаспаса профессионально управляют вертолётом и собой

Артур Габбасов и Илья Точай пришли в авиацию совершенно разными путями. Один мечтал быть летчиком с малых лет, другой просто однажды выбрал это ремесло из множества других вариантов. Но сейчас они оба не представляют своей жизни без неба, санитарных рейсов и поисково-спасательных операций. Корреспондент YK-news.kz встретился с пилотами и выяснил, как люди приходят в авиацию, сколько рейсов в неделю совершают летчики-спасатели и почему работать в ВКО особенно интересно.

Когда от помощи отделяют километры

Экипаж вертолета ЕС-145 (Еврокоптер) АО "Казавиаспас" КЧС МВД РК специализируется на санитарных рейсах и поисково-спасательных операциях. Поддержка с воздуха может понадобиться, к примеру, роженице из далекого аула, у которой в ходе родоразрешения начались осложнения. Или жителю села, получившему тяжелую производственную травму. Словом, всем тем, кто нуждается в высококвалифицированной медицинской помощи, но не может получить ее в своем населенном пункте. Также вертолет может стать единственным шансом на спасение для заблудившихся в горах туристов или перевернувшихся на плавательном средстве рыбаков, добраться до которых не сможет ни одна другая техника.

Плановых рейсов у экипажа не бывает, ведь чрезвычайные ситуации не случаются по календарю. По словам пилотов, в среднем они совершают несколько вылетов в неделю. Но иногда несколько вылетов в день в разные регионы страны.

Профессионализм пилотов чувствуется уже на взлете, когда воздушное судно отрывается от земли словно птичка, легко и незаметно для пассажиров. Управление взяли на себя настоящие профессионалы Артур Габбасов и Илья Точай. На двоих у них почти 3000 часов налета. А значит, можно не переживать за собственную безопасность и просто любоваться видами, открывающимися из иллюминатора. И любоваться действительно есть чем. Сверху природа родного края выглядит, как на фотографии в старых открытках. Тонкие линии лазурных рек и речушек переплетаются с хаотичной по­рослью разноцветных кустарников. Вкрапления зеленых, золотистых, оранжевых и кроваво-красных деревьев создают удивительный контраст с лоскутами вспаханной плодородной земли. А горы почему-то кажутся бархатными. На расстоянии в несколько сотен метров от земли все цвета будто становятся ярче, а мир четче.

Как позже признается коренной алматинец Илья Точай, пейзажи Восточно-Казахстанской области неоднократно разбивали ему сердце своей колоритной красотой.

Артур Габбасов: "Я целую вертолёт, когда ухожу с работы"

Командир воздушного судна и пилот Казавиаспаса Артур Габбасов бывший военный летчик, за плечами которого почти 2000 часов в небе. В прошлом он управлял такими воздушными суднами, как МИ-17 и МИ-8. Последние годы он пилотирует Еврокоптер. Свою профессию Артур выбрал исключительно по большой любви.

— Когда мы были детьми, к нам в поселок прилетали вертолеты. Я помню, что летчики, перед тем как запустить детей в кабину, просили дневники. Говорили, что внутрь запустят только тех, кто учится на четыре и пять. А я хорошо учился, — вспоминает собеседник. — С детства этим загорелся и сказал себе, что буду летчиком. Подтягивал учебу, старался, поступал. И я этого добился.

Глядя, как уверенно Артур Габбасов чувствует себя в кабине пилота, сложно поверить, что когда-то он в первый раз принял на себя управление и испытал целую гамму чувств, среди которых были и неуверенность, и сомнения, и переживания.

— Когда впервые садишься летать с инструктором, совершенно ничего непонятно. Кажется, что у тебя не получится. А потом смотришь на других людей и понимаешь, что у них-то ведь получилось! — делится воспоминаниями пилот. — Но первый полет — это была такая радость, которую не передать словами. Я ведь сделал тогда первый шаг к своей цели, к своей большой мечте.

Сейчас мужчина может без труда управлять не только вертолетом, но и собой. И даже в критических ситуациях не теряет контроль над воздушным судном и разумом. Доказательство тому внештатная ситуация 2019 года, которая произошла во время транспортировки больного с закрытой черепно-мозговой травмой по маршруту Усть-Каменогорск Риддер. Артур и его экипаж в составе второго пилота и врачей санавиации находились в 23 километрах от аэропорта. Ничего не предвещало беды, но неожиданно второму пилоту стало плохо. Из-за спазма сосудов головного мозга коллега Артура потерял сознание и начал биться в судорогах. Бессознательный пилот придавил своим телом рычаги управления, отправив вертолет в пике.

— Все произошло быстро. Вначале я подумал, что произошел отказ техники. Потом вижу, что моему коллеге стало плохо и он не реагирует на команды. Мы находились на высоте 600 - 700 метров, поэтому счет шел на секунды и необходимо было освободить рычаги управления, — комментирует ситуацию Артур Габбасов.

В запасе у Артура было всего 13 секунд. За это время он успел мобилизовать экипаж и дать верные команды, в результате сотрудники санавиации подняли второго пилота и разблокировали тем самым рычаги. Командир принял управление на себя и совершил экстренную посадку в ближайшем населенном пункте. Ему удалось сохранить жизни всех пассажиров и второго пилота, а также технику.

На вопрос о том, как он смог не поддаться панике, Артур Габбасов отвечает коротко: "Нас учат всегда относиться ко всему хладнокровно и исправлять свои ошибки. Если будешь паниковать не справишься. Все просто".

Но более всего поражает даже не самообладание капитана воздушного судна, а то, с какой любовью он рассказывает о своем ремесле.

— Я наслаждаюсь своей работой: когда спас человека, когда нашел пропавших. И летать люблю. Я вот только прилетел, а мне опять в небо хочется. Перед тем как устроиться в компанию "Каз­авиаспас", у меня был перерыв в полетах примерно год. И я вот так смотрел, как другие летают, а самому плакать хотелось, — улыбается Артур. — Мне нравится все. Начиная с момента, как я проснулся и пошел на работу. Я прихожу и целую вертолет, ухожу и целую. Говорю "спасибо". Еще говорю "спасибо" инженерам за их труд, за то, что техника не отказывает.

Илья Точай: "Как часто вы встречаете медведей по пути на работу?"

Илья Точай поступил в академию гражданской авиации в Алматы в 2013 году. А с начала 2020 года работает в Усть-Каменогорске. Общий налет Ильи более 600 часов. И несмотря на довольно юный по меркам авиации возраст, его уже повысили до должности командира воздушного судна.

— Не было такого, чтобы я с детства мечтал быть пилотом. Лет в 15 - 16 я активно интересовался различной техникой. Машины, мотоциклы и прочее. Но когда встал вопрос "Кем быть?", мама предложила пойти учиться на летчика. И у меня в голове щелкнуло: "А почему бы и нет?" — делится Илья Точай. — Вариантов было много. Но знаете, я сделал правильный выбор, просто не сразу это понял. Это как когда ты не можешь найти что-то, что лежит у тебя перед глазами.

Свой первый полет Илья помнит в деталях. Ведь именно тогда он впервые осознал, что его место в небе.

— Когда я начинал учиться, поначалу у нас, как и во всех учебных заведениях, были общеобразовательные предметы. А на втором курсе мы начали летать. Первый полет — это полное непонимание того, что происходит вокруг тебя и в мире, — рассказывает собеседник. — Ощущение, когда инструктор первый раз передает тебе управление, — незабываемое. Ты вроде бы знаешь всю теорию. Все учил. Но мысли разбегаются, и вертолет занимает какое-то неестественное положение в пространстве. Тут инструктор, конечно, забирает управление.

Вот с таких неловких шагов начался путь Ильи в авиацию. Сейчас же он способен выполнять сложные маневры, и работа в экстремальных условиях ему по плечу. Он доказал это на практике в 2019 году. Тогда молодой пилот эвакуировал рыбаков, перевернувшихся на лодке во время паводка.

— Лодка перевернулась, и рыбаки оказались за бортом. Нам поступил сигнал о помощи. Буквально через 20 минут вертолет уже был в воздухе, — вспоминает Илья. — Был сильный ветер и дождь. Нас просто сносило. Пришлось совершить целый маневр и буквально зависнуть в воздухе на несколько минут, стараясь удержать борт на высоте девятиэтажного жилого дома, одновременно извлекая из воды пострадавших. С помощью лебедки мы их спасли.

Сейчас, по признанию самого Ильи, он уже перешел в ту стадию, когда каждое движение выверено, а от полетов получаешь сплошное удовольствие.

— Да, есть ответственные моменты при рулении, на взлете. Но они уже не доставляют дискомфорта, все отработано до автоматизма, — говорит пилот.

Развилась также способность управлять собой и принимать решения на холодную голову, не поддаваясь эмоциям.

— Ты выполняешь что-то очень важное. У тебя на борту человек, которому плохо. Ему срочно нужна медицинская помощь и надо его доставить. Раньше я держал машину на пределе, летел почти на максимальной скорости и постоянно выходил в эфир, чтобы попросить диспетчера пропустить нас, хотя у нас и так приоритет перед другими рейсами, — отмечает Илья. — Сейчас подхожу ко всему более осознанно и не так эмоционально.

Илья Точай признается, помимо осознания важности своей работы удовольствие ему приносит еще и сопутствующая полетам эстетика:

— Мне нравятся красивые полеты. Где-то в горах или над морем. Дух захватывает. А горы — это моя особенная любовь. Половину своей жизни я провожу именно там. И в этом плане можно сказать, что ВКО — одно из лучших мест Казахстана.

Пилот объясняет, что регулярно лицезреет не только потрясающие пейзажи, но и диких животных в естественной среде обитания, а это не может не поражать воображение.

— Дело было в Риддере, недалеко от гор Сказка. Мы осматривали озера, которые образуются от таяния снегов. Так вот летим, а там медведь бежит. Огромный. Мы подлетаем и делаем круг, чтобы рассмотреть его ближе, а у меня в голове мысль: "Не дай бог, сейчас что-то случится с электроникой и нам придется садить вертолет перед ним", — со смехом рассказывает Илья. — Вот как часто вы встречаете медведей по пути на работу?

С небом Илью разлучал лишь отпуск. И, по признанию пилота, он даже за это время успевал начать скучать по работе.

— Это как зависимость. Постоянно смотрю на плоские крыши и думаю, что на них можно посадить вертолет. Все время обращаю внимание на линии электропередачи и представляю, как бы я тут пролетел. Такая вот профессиональная деформация, — весело заканчивает диалог Илья.

После разговора с пилотами на душе становится тепло от того, что ответственность за жизнь и безопасность других людей ложиться на плечи тех, кто делает свою работу не просто ради галочки, а по зову сердца и искреннему желанию.

Елизавета Седых
Фото Виктора Абакумова и из личного архива Ильи Точай

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней