Включите JavaScript в настройках браузера.
18 августа 2019
Сейчас читают:

Основатель иппотерапии в ВКО: "Мечтайте! И забудьте фразу "Не могу!"

Основатель иппотерапии в ВКО: "Мечтайте! И забудьте фразу "Не могу!"
Основатель иппотерапии в ВКО Елена Черникова

Елена Черникова знает, что такое "не могу". Это когда после облучения нет сил подняться на четвертый этаж. Но все равно поднимаешься. Последние два этажа ползешь на четвереньках. Зато сама. Сейчас Елена Черникова — инструктор и основатель иппотерапии в нашем регионе. К ней на реабилитацию приезжают инвалиды с самыми сложными диагнозами.

…Ей было шесть лет, когда она впервые прокатилась на лошади. До сих пор помнит те ощущения: ветер, грива по лицу, полный восторг!

После этого лошади всегда были моей мечтой, — вспоминает Елена. — Я все детство бегала за ними с горбушкой хлеба. Жила в Новой Согре, и после школы ехала на "22 километр" — к лошадям. Там была туристическая база.

Родители недоумевали. Они говорили, что я девочка и должна играть на пианино. Отец пугал меня тем, что отдаст замуж за чабана и тогда я действительно всю жизнь проведу на лошадях: буду пасти отары овец.

Тем не менее мама Елены специально для дочери стала выписывать журнал "Конный спорт". Их семья была единственной в области, кто получал это издание. Лена каждый номер прочитывала от корки до корки. К своим шестнадцати годам в теории она знала о лошадях абсолютно всё.

Вставал вопрос выбора профессии. Мама Елены, женщина строгих правил и сторонница классического образования, сказала как отрезала: "Вот закончишь кулинарный техникум, отработаешь год — и делай потом всё, что хочешь!"

Елена Черникова получила красный диплом повара-кондитера. И отработала по специальности не год, не два, а целых 13 лет. Пекла изумительные торты. И декоративно украшала их изображениями… лошадей!

Мне платили неплохую зарплату, работать было интересно. Я вышла замуж, моя жизнь вовсю кипела и бурлила, — здесь Елена сделала небольшую паузу и добавила: — А потом я серьезно заболела. В 2005 году у меня нашли опухоль. Сказали, что жить осталось считанные недели.

На тот момент у Елены был годовалый ребенок.

***

Она перенесла несколько сложных операций, после которых ей пришлось заново учиться пить, есть, говорить.

В Семее получила огромные дозы облучения. Вернулась домой в Усть-Каменогорск бледная, худая, изможденная. Сын ее не узнал.

Хорошо помню, как поднималась в квартиру сестры на четвертый этаж на встречу с сыном, — произносит задумчиво Елена. — После второго этажа силы закончились, и я не могла больше идти. Папа предложил помочь, но я твердо сказала: "Нет, хочу сама!" И поползла на четвереньках. Спасибо отцу за понимание, за то, что дал мне возможность подняться самостоятельно. Для меня это было важно.

Прошло больше 15 лет. Сейчас Елена требует от своих спортсменов с ограниченными возможностями безграничной самоотдачи.

Я считаю, что имею на это право. Знают ученики об этой стороне моей жизни или не знают — мне неважно. Я ничего не афиширую, но и не скрываю. Слова "не могу" и "победа" — не совместимы, — уверена Елена Черникова. — У нас уже немало побед. И выражаются они не только в медалях, привезенных с международных соревнований.

***

Если оперировать точными цифрами, то у Елены 16 лет жизни ушли на борьбу с болезнью. И каждые полгода врачи безнадежно констатировали: следующие шесть месяцев будут последними.

Вот уже пять лет, как мне никто так не говорит. Думаете потому, что я стала совершенно здорова? — улыбается Елена. — Нет. Просто потому, что я перестала ходить по больницам.

***

У Елены был тяжелый развод с мужем.

Очень долго пыталась найти работу. Любую — посудомойщицей, уборщицей. И никуда не брали. Никому не нужен был "полуживой" сотрудник.

В отчаянии она обратилась в акимат. Написала письмо с просьбой помочь трудоустроиться. Неважно кем.

Мне предложили мыть унитазы. За 18 тысяч тенге. Я согласилась, — вспоминает Елена Черникова. — Мыла, правда, недолго. Всего три дня. Потом меня позвали на противопаводковые мероприятия. Потом я стала работать в КМС, затем — при городском акимате.

Из городской администрации Елена ушла… к лошадям! Родные только руками развели: ну как можно поменять хорошую должность на то, "чтобы коням хвосты крутить"?!

А я была на седьмом небе от счастья, — улыбается Елена. — К тому времени я уже почти и забыла о своей детской мечте. Но так сложилось, что меня прямо спросили: чем бы ты хотела заниматься? Я взяла и сказала. Вот так я стала инструктором по конному спорту.

Сначала занятия посещали обычные здоровые люди. Но однажды приехала семья с ребенком, у которого были нарушения опорно-двигательного аппарата. Мальчику было три года, но он не держал спину, плохо сидел. Родители попросили "прокатить" ребенка на лошади. Елена понятия не имела, как работать с ребенком-инвалидом. Однако отказывать не стала. Решила действовать интуитивно, по наитию. Постелила пеленку на спину лошади. Положила ребенка ногами к холке. Конь потихоньку пошел… И Елена увидела две поразительные вещи: бережное отношение лошади к малышу и стремление мальчика к движению. Ребенок начал пытаться работать своими мышцами! Родители стали привозить сына регулярно, и это дало колоссальные результаты! Сейчас мальчик прошел полный курс реабилитации, он ходит, бегает, учится в обычной обще­образовательной школе.

Елена пришла к своему руководителю и твердо предложила: "Давайте найдем спонсоров, деньги, давайте построим манеж для детей-инвалидов!"

Энергичность и целеустремленность Елены поддержали. И даже выделили бюджетное финансирование на смелый проект.

В 2009 году мы набрали экспериментальную группу детей. У всех ребятишек были такие диагнозы, при которых медики говорили: "Лучше уже не будет", — продолжает Елена. — Но итоги этих ребят после занятий иппотерапией были потрясающими! Они и легли в основу большого проекта.

В конце 2012 года в селе Винном появился первый крытый манеж в Казахстане, построенный за счет бюджета. И началась программа иппотерапии, также поддержанная государством.

Елена Черникова получила диплом преподавателя физической культуры, чтобы хорошо понимать, как работает человеческое тело. Стала разрабатывать собственную методику занятий. Для обучения и обмена опытом даже приезжали специалисты из России.

***

В 2015 году в Лос-Анжелесе проводились 14-е Всемирные летние специальные Олимпийские игры. И впервые от Казахстана по конному спорту было выставлено сразу четыре спортсмена-инвалида. Все — ученики конного манежа в селе Винном. Они поехали на соревнования, чтобы просто "отметиться", а вернулись с восемью медалями.

В прошлом году блестяще выступили в Москве. Теперь мечтают попасть на Паралимпиаду в Токио в 2020 году.

О своих учениках и об их победах Елена Черникова может говорить часами.

Расскажу хотя бы о двух девушках — Айганым Ермековой и Райхан Байркановой. Обеим по 28 лет, у обеих ДЦП. Очень веселые и оптимистичные. Я знаю, что занятия им даются непросто. Но они упорные.


Иппотерапия стала спасением для людей с трудными диагнозами

Айганым Ермекова получила травму при рождении. У нее есть сестра-близнец, совершенно здоровая девушка, занимается спортом. Айганым же нужно прилагать немало усилий, чтобы руки и ноги слушались. Однако сейчас она тоже спортсменка. Со своих первых соревнований в Москве Айганым сразу привезла медаль. И подарила ее сестре. Сказала, что себе трофеи еще заработает. И действительно: у Айганым уже несколько спортивных медалей. И останавливаться она не собирается.


Айганым Ермекова

Райхан Байрканова долгое время стеснялась своего диагноза и спазмов тела. Сейчас она, напротив, любит зрителей. Ей нравятся массовые спортивные чемпионаты. Она знает вкус победы. Помимо медалей и достижений может похвастаться своей семьей. У Райхан любящий муж и здоровая дочка. Надежный тыл для больших побед.


Райхан Байрканова

Если по-настоящему мечтать, то все обязательно исполнится! — уверена Елена.

16 лет назад ей говорили, что жизнь прожита. А сегодня у нее есть всё — любимая работа, взрослый сын, свой дом, любимый мужчина. И жизнь, которая продолжается и приносит столько радости, что все плохое, случившееся раньше, кажется сном.

— Сколько бы это теперь ни продолжалось, жизнь уже удалась! — улыбается Елена. — Мечтайте! И забудьте про слова "не могу".

Ирина Краскова
Фото автора

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней