Нюх на преступления
Остались с носом
Нос Леры (полное имя лабрадора - Валерия) не застрахован на миллион долларов, но сотрудники кинологического центра ДВД ВКО берегут обонятельный орган питомца, как невероятную драгоценность.
- Зимой, чтобы собака не замерзла, держим ее в теплом вольере. Когда в городе неблагоприятные метеоусловия, стараемся не выходить на прогулку, - рассказывает старший лейтенант Омирзак Касаинов.
Тонкий нюх нужен Лере для работы. С его помощью раскрываются весьма запутанные преступления. Правда, сама Валерия об этом не знает.
- Она просто ищет заданный запах среди десятка предложенных и получает за свое усердие порцию вкусностей и ласк, - говорит кинолог. - Главная награда для питомца – это игра. У Леры любимая игрушка – резиновый мячик.
В одной команде с лабрадором работают бельгийская овчарка и даже грозный стаффорд.
- Был одно время у нас ротвейлер, но не прижился, - вспоминает начальник Оперативно-криминалистического управления ДВД полковник полиции Игорь Зубов. - Все же это сторожевая собака, а не поисковая. Да еще оказалась ленивая.
К слову, талант к "нюхачеству", по наблюдениям кинологов, чаще всего обнаруживается у собак женского пола. Трудолюбивее они, что ли... Поэтому команду четвероногих сотрудников одорологической лаборатории составляют исключительно девочки.
Правда в деталях
Необычная лаборатория, специализирующаяся на сборе и хранении запахов, появилась на базе Оперативно-криминалистического управления ДВД ВКО еще в 2007 году. С тех пор банк данных увеличился с десятка до четырех сотен "запаховых следов", собранных с различных мест преступления.
- В отличие от вещественных доказательств, таких как отпечатки пальцев, результаты одорологической экспертизы не являются на суде основными доказательствами вины подсудимого, однако могут использоваться полицейскими во время следствия для раскрытия преступления, - рассказывает полковник полиции Игорь Зубов.
За семь лет работы у криминалистов накопилось немало историй, когда именно запаховые следы приводили оперативников к цели.
Февраль 2008 года
Трое мужчин в масках поздней ночью проникли в дом пенсионера в селе Озерки. Угрожая хозяину жилища обрезом, забрали у него деньги и ценные вещи. Награбленное потянуло почти на четыре миллиона тенге.
Покидая дом, злоумышленники так спешили, что оставили кучу улик. В том числе шапочку с прорезями для глаз.
Собаки одорологической лаборатории среди нескольких подозреваемых, проходящих по этому делу, по запаху определили обладателя вещдока. Отпираться гражданин Б. не стал.
Январь 2011 года
31-летняя жительница областного центра гражданка П. засиделась в гостях у соседа по площадке одного из многоэтажных домов бульвара Гагарина. Разговор за столом "разбавлялся" спиртным. В какой-то момент из-за небрежно оброненного слова возник конфликт. Разгневанная гостья схватила со стола кухонный нож и нанесла мужчине несколько серьезных ранений в грудь и живот. Потом вытерла руки о полотенце и вернулась к себе домой.
Вечером труп хозяина обнаружил его родственник. Прибывшие на место происшествия полицейские и криминалисты собрали улики, опросили соседей. Оставленные на посуде отпечатки пальцев быстро привели к соседке погибшего. Подтвердить вину женщины тогда помог и запах ее ладоней, оставленный на рукояти орудия преступления. Нож, кстати, был обнаружен в сугробе за окном дома.
Март 2013 года
В Усть-Каменогорске мужчина, натянув капроновый чулок на голову, нападал на продавцов продуктовых магазинов. Угрожая работникам ножом, он забирал выручку из кассы и покидал место преступления. Большинство потерпевших из-за сильного испуга так и не смогли вспомнить примет преступника. Последним оказалось ограбление магазина на улице Пушкина. Добычей незнакомца стали 50 тысяч тенге. Но на этот раз злоумышленнику не повезло с жертвой. Продавец оказалась не робкого десятка и успела сорвать с его лица маску, прежде чем он покинул магазин. Полицейские смогли выйти на предполагаемого налетчика по горячим следам. Позже на одорологической экспертизе запах его одежды совпал с тем, что хранил капроновый чулок, который преступник использовал для маскировки.
На консервацию
Удивительно, но в лаборатории запахов ничем не пахнет. Собранные "следы" помещены в обычные стеклянные банки с плотно прилегающими прорезиненными крышками. Прижимаясь друг к другу, хрупкие сосуды теснятся на деревянных полках. За одним из таких стеллажей установлен агрегат - стерилизатор. После трех-четырех лет хранения банку с запахом опустошают, обеззараживают в автоклаве и используют вторично.
- Пока наша задача - пополнять базу данных запаховых следов, - объясняет Игорь Иванович. - Одорологи выезжают только на тяжкие преступления и крупные кражи. Идеальным источником запахового следа является какой-либо индивидуальный предмет преступника: носовой платок, перчатка, шапочка. Чаще всего эти вещи эксперты находят за пределами места происшествия.
- В известном фильме "Парфюмер" злодей собирал запахи совсем не гуманными способами. Как преуспели в этом деле ваши сотрудники?
- Методика работы известна еще с советских времен. В те годы одорология была уже хорошо развита в бывших странах соцсодружества: Венгрии, Польше и ГДР. Существует несколько способов абсорбции запаховых следов - от активированного угля до химических сорбентов, но в обиходе криминалистов прижился такой материал, как обычная фланель. Сам порядок изъятия запаха зависит от плотности контакта вещи с ее обладателем. Если, к примеру, вор работал без перчаток и "перелапал" все вещи в доме, то предметы, побывавшие в его руках, криминалисты оборачивают в кусок материи, сверху придавливают чем-нибудь тяжелым и оставляют так на 40-50 минут. За это время фланель пропитывается запахом вещи. Если же контакт с предметами, побывавшими в руках подозреваемого, был менее плотным, то тогда специалисты используют метод водяной бани. Все точно так же, как в первом варианте, только вещдок, кроме фланели, сверху оборачивается в фольгу и нагревается над кипящей водой. Это позволяет сконцентрировать запах на ткани. Могут использоваться и специальные сорбенты, которые втягивают запах в себя, но чаще всего применяются первые два способа.
- Что происходит дальше с "запашистыми" отрезками фланели?
- После изъятия запаха кусочек ткани помещается в стеклянную простерилизованную банку и отправляется в банкотеку. На каждом сосуде есть бирка со всеми данными: где, кто и при каких обстоятельствах взял запаховый след. Если вскрывать банку каждый месяц, то запах будет слабеть и постепенно может выветриться. При постоянной консервации он сохраняется несколько лет.
А нюх, как у собаки
Трудно сказать, благодаря чему появилась одорология. Но собаки в прямом смысле слова сунули в это дело свой сверхчувствительный нос. Он улавливает запахи в тысячу раз лучше, чем нос человека.
Как уже было сказано, на службе в лаборатории запахов состоят несколько кинологов и четыре их хвостатых помощника: два лабрадора, стаффорд и бельгийская овчарка.
Работа собак начинается на втором – практическом этапе.
- Эта процедура называется выборка, - поясняет Игорь Зубов. - В специальной комнате на полу устанавливаются цилиндры с банками. Не менее шести-восьми образцов. В одну из емкостей закладывается запах с места преступления. В другую банку - салфетка с запахом подозреваемого лица (промокают салфеткой зоны подмышек, шеи – прим. авт.). Эту процедуру, кстати, проводят дважды: первый раз за 15-20 минут до экспертизы, чтобы "аромат" слегка выветрился, и перед началом эксперимента. Для чистоты опыта в свободные емкости помещаются и другие душистые источники. Если запах подозреваемого совпадет с тем, что взяли криминалисты с места происшествия, собака обязательно на это укажет – ляжет рядом с банкой.
Чтобы у присутствующих на выборке участников, а это следователь, подозреваемый и его адвокат, не осталось сомнений, ту же самую процедуру повторяют еще две собаки. Получив таким образом троекратное собачье "да", следствие добывает еще одно неоспоримое доказательство.
По словам руководителя Оперативно-криминалистического управления Игоря Зубова, за все время работы одорологической лаборатории их четвероногие помощники ни разу не ошиблись.
Анастасия Куприянова