На ликвидацию радиоактивных пятен в Усть-Каменогорске республиканский бюджет вновь не выделил ни копейки
Опасная сотня
– Почти все радиоактивные пятна находятся в пределах жилой застройки, – рассказал председатель экспертной группы по экологии при Совете общественности ВКО Геннадий Корешков. – Это наследство от предприятий, работавших в середине прошлого столетия: уранового производства, комбината "Калбаолово" и других.
Однако назвать точное местонахождение этих пятен, Геннадий Леонидович отказался. Чтобы не сеять панику среди горожан. Тем не менее в распоряжении редакции оказались документы, приоткрывающие завесу тайны.
По данным исследования ТОО "Экосервис-С", проведенного в 2004 году, в большинстве случаев загрязнен грунт, иногда – стройматериалы, из которых построены здания.
Парк "Металлург". Радиоактивное загрязнение лестничной площадки, расположенной между аттракционами "Американские горки" и "Железная дорога". Пятно размером 12 квадратных метров образовалось из-за использования тротуарной плитки с повышенным излучением. Мощность излучения на поверхности – 32 микрорентгена в час. Норма – 15-20 микрорентген в час.
Улица Бажова, район дома 331. Это на Прохладной. Мощность экспозиционной дозы на поверхности аномалии – 147 микрорентген в час.
ВКГУ имени С. Аманжолова, задний двор. Излучение – 30 микрорентген в час.
Самый крупный очаг – в районе ВКГТУ имени Д. Серикбаева. Его называют "аномалия СДИ" – с привязкой к бывшему названию вуза. На территории аномалии и вблизи неё, помимо ВКГТУ, расположены также детсад, автозаправка, жилые дома. Пятно обнаружили еще в 1990 году. Радиоактивность на поверхности – до 200-300 микрорентген в час. Глубже – больше. На глубине 3-4 метра – до 1000 микрорентген в час. Повторимся, что норма – 15-20. Объем грунта, подлежащий изъятию и захоронению, – больше 60 000 кубических метров.
Есть данные, что пятна имеются в районе зданий №№ 1, 3 по улице Серикбаева, поликлиники по улице Бурова. Это тоже довольно оживленные места.
К слову, еще в 1991 году облСЭС рекомендовали очистить загрязненные территории по улице Бурова и в районе бывшего СДИ, дабы снизить влияние радиации на здоровье людей.
"Тихий" убийца
– Радиацию, как говорится, не видно и не слышно. Но это не значит, что она не опасна. А мы потом удивляемся, откуда у нас высокий уровень заболеваемости раком! – считает Геннадий Корешков.
Существует, правда, и альтернативная точка зрения. Так, российские ученые склоняются к мнению, что говорить об опасности радиации некорректно: человеческий организм способен с ней справиться, даже когда фон в десятки раз превышает усредненное значение. Следовательно, опасна только мощная радиация, приводящая к большим дозам облучения.
Тем не менее фонящие отходы в любом случае надо извлекать из земли, вывозить и захоранивать в спецхранилище. Такое, к примеру, есть в Курчатове. Эти работы активно проводились в городе в 1990-х годах. Потом, после небольшого перерыва, возобновились в 2000-х. Однако ведутся они не столь активно, как хотелось бы – в год по одному очагу. В местной казне денег на одновременное уничтожение пятен нет.
– На дезактивацию приоритетных очагов нужно около 900 миллионов тенге. Мы рассчитывали на финансирование из республиканского бюджета, – говорит Геннадий Корешков. – В 2012 году с бюджетной заявкой опоздали. В 2013 году наш запрос отклонили.
Отказ в финансировании пришел с такой формулировкой: прежде чем давать деньги ВКО, Министерству окружающей среды и водных ресурсов РК рекомендовали изучить, как обстоят дела с радиоактивным загрязнением в целом по Казахстану. Однако когда будет проведено это исследование, неизвестно.
– В этом году на вопрос общественников, будут ли выделены средства из республики на решение нашей радиационной проблемы, мы получили чистой воды отписку, – недоумевает Геннадий Леонидович. – В министерстве ответили, что ликвидация пятен – это компетенция Комитета по атомной энергии. При чем здесь атомная отрасль?! Простейший вопрос забюрократизировали донельзя.
Возмущены общественники и другим. Ежегодно республиканский бюджет пополняется колоссальными суммами штрафов из ВКО за вред, причиненный окружающей среде.
– Речь идет о миллиардах. Все оседает в республиканской казне, – вторит господину Корешкову председатель Совета общественности ВКО Владимир Лопаткин. – Пусть бы эти деньги оставались у нас – на решение экологических проблем области.
Пока же Усть-Каменогорску приходится рассчитывать только на свои средства. В 2014 году, по данным заместителя руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО Медета Нургалиева, местный бюджет раскошелился на дезактивацию. Планируется "почистить" участок по улице Серикбаева, 23. Когда-то там начали строить многоквартирный дом. После закладки фундамента выяснилось, что грунт радиоактивный. Стройку заморозили.
Это пятно уберут. Но останутся еще сто с лишним.
Хроника работ по дезактивации
2006 год. Ликвидировано пятно по улице Отдельной (район Бабкиной Мельницы) – вывезено 8 кубометров зараженного грунта.
2007 год. "Почистили" от радиации огород частного дома на улице Попова (район Нефтебазы).
2008 год. Проведена дезактивация участка в районе политехнического колледжа (улица Серикбаева, 5).
2009 год. Завершены работы по ликвидации очага на улицах Новаторов и Питерских коммунаров (между домами № 6 и № 8) – транспортировано 70 кубометров грунта и отходов.
2010 год. Проведены радиометрические исследования на территории протоки Комендантки. Созданы карты радиоактивной обстановки этого водоема.
2011 год. Ликвидирован очаг на территории газона амбулаторного центра по проспекту Абая, 18.
2012 год. Проведена дезактивация очага на территории газона возле дома № 8 по улице Новаторов.
2013 год. Опасный грунт вывезли из трех мест. Это территория напротив дома № 71 по улице Городской, пятно на участке частного дома № 14 по улице Октябрьской и на острове Октябрьском – в семидесяти метрах от навесного моста через протоку Иртыша.
Елена Супрунова