Музей исламской культуры в Усть-Каменогорске представил уникальные экспонаты
Открывшийся в областной мечети Халифа Алтай 11 августа 2019 года музей исламской культуры уже успел вызвать интерес среди туристов и споры среди верующих, передаёт корреспондент YK-news.kz. Здесь впервые экспонировались находки нынешнего сезона, сделанные в могильниках Шиликты и Елеке Сазы, планируется провести здесь выставку экспонатов из мавзолея «Хазрет-султан» в Туркестане и музея Золотой Орды. Экспозицию успели посетить съёмочные группы «National Geographic», «Хабара», «24.kz» и других каналов. Церемонию открытия посетили лидеры всех конфессий, которые проживают в Восточном Казахстане.
— Изначально идея создания музея исламской культуры принадлежала акиму области, — рассказывает руководитель областного управления по делам религий Ануар Абдулдин. — Даниал Кенжетаевич был в столице Татарстана Казани и там увидел подобный музей в мечети Кул-Шариф. Ему понравился такой исторический подход. Вернувшись, он дал поручение изучить этот вопрос: как правильно его оформить, где его расположить. Сразу была мысль об областной мечети Халифа Алтай, потому что здание просторное. Концепцию нам помогал создавать главный имам по Усть-Каменогорску Ермек қажы Мұқатай. В составе делегации мы с ним посетили Татарстан. Над реализацией работала целая группа специалистов, совместно с мечетью. В том числе нам помогали историки, дизайнеры, краеведческий музей, управление культуры.
Музей исламской культуры по сути стал настоящим музеем духовной культуры казахского народа. В первом блоке отражён доисламский период духовного развития жителей Великой Степи. Отдельные стенды посвящены находкам в курганах сакского периода (эпоха раннего железного века), сделанным в последние годы выдающимися казахстанскими археологами Зейнуллой Самашевым и Абдешем Толеубаевым. И артефакты, найденные в этом сезоне, впервые были выставлены именно в новом музее. Сакские погребения неопровержимо свидетельствуют, что ранние кочевники верили в иной мир, который ждёт человека после смерти.
Далее следует выставка, посвящённая тюркскому периоду истории Казахстана. На стенах нанесены наскальные изображению тюрок, а венчает экспозицию макет стелы Кюль Тегина — одного из знаменитых памятников орхоно-енисейской письменности, благодаря которому мир узнал о духовной культуре тюрок.
«Вверху небо тюрков, тюркская священная земля и вода так сказали: “Да не исчезнет тюркский народ! — они сказали. — Да будет он народом!” — они сказали», — гласит древняя надпись о подвигах далёких предков.
В надписи Кюль Тегина также впервые встречается термин «Кудай» — Бог. А в одной из сур Корана, где говорится о воинственном народе, ездящем на лошадях, по мнению исламских учёных, речь идёт именно о тюрках, бывших современниками пророка Мухаммеда.
Вторая экспозиция посвящена истории ислама и мирному его установлению на территории Средневекового Казахстана. Здесь установлен макет большой мечети Аль-Харам в Мекке, во внутреннем дворике которой находится главная святыня мусульман — Кааба. В новейшее время только двое восточноказахстанцев получили от короля Саудовской Аравии разрешение увидеть Каабу. В этом году Большой хадж совершили 157 жителей Восточного Казахстана.
Стенд, посвящённый Атлахской битве 751 года, когда тюрки совместно с арабами остановили наступление в Среднюю Азию китайских войск, знаменует начало мирного принятия ислама в Казахстане.
Список эпической родословной тюрок-огузов «Огуз-намэ» на чагатайском языке был привезен в наш музей исламской культуры из Стамбула. Сейчас предстоит перевод литературного памятника на казахский язык.
В музее посетители узнают об Арыстан-Бабе, который, по преданию, был учеником самого Мухаммеда, которому было поручено передать от него аманат — памятку в виде косточки хурмы мальчику Ахмеду, который родится через 400 лет. Арыстан-Баба стал учителем Қожа Ахмета Яссауи, поэта, учёного и мистика, духовного учителя всей Средней Азии. Украшением экспозиции является подлинный список его труда «Диуани хикметі», сделанный в XII веке. Он был привезён в наш музей из Бухары.
— Суфизм в казахском народе — это не ношение белого платья и жилетки, — поясняет управляющий делами областной мечети Халифа Алтай Берик Кадыров. — Суфизм Кожа Ахмета состоит в том, чтобы воспитать ученика и последователя. Этим путём мы и шли, создавая музей.
Специальный стенд посвящён истории Караханидского государства, которое стало временем расцвета домонгольской исламской культуры в Казахстане. В экспозиции представлены подлинные караханидские монеты — дирхемы.
Работа над сбором музейной коллекции ведётся уже более трёх лет. Создан редкий фонд Корана — священной книги мусульман.
— Мы не хотели, чтобы эти сокровища пылились где-нибудь в сундуках на окраине города или в аулах, — рассказывает Берик Кадыров. — Мы хотим их все оцифровать. Самый старый Коран у нас в коллекции — XVII века. Мы нашли его в городе Зайсан. Он был закопан во время репрессий 30-х годов прошлого века.
В музее установлен электронный Коран с переводом на трёх языках: казахском, русском и английском. Книга имеет большой формат и удобную систему навигации. Желающий может прослушать любую суру на арабском.
Третий раздел посвящен истории исламской культуры в XX-XXI веке. Книги из медресе Ахмеда Ризы в Семипалатинске, выставленные на витринах, могли побывать в руках самого великого Абая и Шакарима. Есть в этом разделе и предметы, принадлежавшие человеку, чьё имя носит областная мечеть. Халифа Алтай был поэтом и мусульманским учёным-теологом — первым, кто сделал смысловой перевод Корана на казахский язык.
Некоторые верующие после открытия музея начали выражать непонимание, почему рядом с экспозицией исламской культуры оказались изображения и надписи языческого периода. Но здесь мнение светских властей и священнослужителей областной мечети полностью совпадает: ислам пришёл не на голое место. Невозможно вычеркнуть из истории весь предшествующий опыт народа, который привёл его к мирному принятию учения Пророка.
— В Коране написано: «Мы разделили людей на нации и дали им своё право», — поясняет Берик Кадыров. — «Своё право» — это же национальные традиции. Исламом было принято всё, что не противоречило шариату. Потому что народ не может просто воспринять религию, забыв свои традиции, язык и духовную культуру. Человек будет вести свою семью по стопам своих предков. Сущность и плоть остаются национальными. Ислам в нём — вера и закон. Это только современные деструктивные течения связывают ислам исключительно с арабским миром. Но ислам пришёл ко всем людям, это приветствие всему миру! Этот музей мы сделали своими руками для того, чтобы показать нашим потомкам, какая у нас за спиной большая история.
Ирина Плотникова
Фото автора