Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
14 сентября 2012
Сейчас читают:

Мой город, как ты нам дорог!

Усть-Каменогорск строили с любовью, с душой. По-другому не умели
Дворца спорта могло бы и не быть, а ЦДК строили дважды. В преддверии 292-го дня рождения города мы хотели бы рассказать читателям лишь о нескольких примечательных фактах из истории Усть-Каменогорска. А также о людях, которые сделали наш город именно таким, каким мы его знаем

Городу нужны вредные люди

Договариваясь о встрече с заслуженным строителем КазССР Владимиром Плохих, я назвала адрес редакции - Славского, 14, и взялась было объяснять, как найти наш офис.

- Да что вы мне рассказываете, я ведь сам строил этот дом, - отмахнулся собеседник.

И не только этот. Речной вокзал, Стрелку, Дворец спорта, дом отдыха "Голубой залив", школы, больницы... Да разве перечислишь все, к чему "приложил руку" Владимир Георгиевич за 37 лет, которые он проработал в Иртышском управлении строительства (ИУС). Больше 15 лет заслуженный строитель возглавлял ИУС.

У Владимира Плохих глаза начинают гореть, когда он рассказывает о тех временах, когда город активно застраивался.

- Знаете, какой поганкой раньше была Стрелка? Тучи комаров, мошки, грязь, участки старого речного русла, рыбозавод, бани. Ужас! Мы с геодезистами полгода этот район в резиновых сапогах изучали. Почти два миллиона кубометров грунта туда засыпали, чтобы все выровнять. Сложная была работа, - вспоминает Владимир Георгиевич. - Если бы не Ефим Славский (министр среднего машиностроения СССР, депутат Верховного Совета), Стрелки бы, наверное, не было. Это он принял решение о возведении микрорайона. Вообще я хочу сказать, что самая большая "везуха" моей жизни - это работа с Ефимом Павловичем, настоящим гигантом. Если бы не он, в Усть-Каменогорске вряд ли появился тот же Дворец спорта (тогда - хоккейный стадион). Ведь раньше такие сооружения разрешалось строить только в городах-миллионниках.

- Можете назвать самый ваш любимый объект?

- Разве может мать сказать, кто из семерых детей для нее милее? У меня нет "любимчиков". В каждый дом мы вкладывали свою душу, все свои силы. Поэтому было и качество, и красота. В нашем управлении работало немало женщин - штукатуры, маляры, отделочники. Когда работа спорится, дома все хорошо, настроение приподнятое - наши женщины пели. Помню, приеду на стройку, если слышу песни, значит, дела идут отлично. Ухожу со спокойной душой. И такое вот душевное отношение к работе было у всех. Делали на совесть. Мы любили город, который строили.

Владимир Георгиевич ушел на пенсию только два года назад. Да и то жалеет:

- Без работы мне плохо, я это чувствую. Руками, плечами, затылком. Но, знаете, в нас уже никто не нуждается, потому что мы вредные. Да-да, именно вредные. В городе не хватает вредных людей – высокопрофессиональных, дотошных, принципиальных специалистов.

Место встречи изменять нельзя

Не секрет, что скульптуры на фронтоне Дворца культуры металлургов сделаны с реальных устькаменогорцев. Люди, увековеченные в камне, такими и были в реальности больше полувека назад. Одна из них - Александра Никитична Рубанцева.

В далеком 1956-м, когда только строился ДКМ, юная Сашенька работала лаборантом. Такой - в рабочем халате, с колбой в руках - ее и запечатлел скульптор Патрабалов.

- Меня тогда к начальнику вызвали, Соломону Борисовичу Мейеровичу. Помню, зашла в кабинет, там сидит седой мужчина. Оказалось, скульптор. Меня спросили: хотите увековечиться? Я ответила: "Конечно!", - с улыбкой вспоминает Александра Никитична. - На следующий день позировали перед скульптором. Нас четыре человека было: мой бригадир Валентин Чуприков, плавильщики Ахметжанов, Даутов и я.

Александра Рубанцева очень хорошо помнит Усть-Каменогорск того времени. На месте телевышки были огороды, рядом - поселок Бирюковка, чуть дальше к Ульбе - Чечен-городок. Тогда на фоне частных домишек и бараков ДКМ выглядел как архитектурное чудо.

- Я помню, когда строили ДКМ, кирпичные колонны, что были перед зданием, упали. После этого ЧП их бетонными заменили. Когда открыли Дворец, он для нас стал почти родным домом, - говорит Александра Рубанцева. - Все рабочие мероприятия там проводили. У меня многое в жизни с ДКМ связано. Рождение внука здесь регистрировали, моя внучка здесь замуж выходила. Все эти годы мы с коллегами встречались во Дворце на праздники. А потом, как здание передали в частные руки, так уже пришлось аренду платить за такие встречи, представляете? Обидно. Мы столько лет отдали комбинату.

В прошлом году Александра Никитична впервые со своими заводскими подружками встречала Новый год не во Дворце культуры металлургов, а в здании бывшего профилактория. Впрочем, Александра Никитична надеется, что ситуация еще может поменяться и ветераны СЦК так же, как и раньше, соберутся в родном ДКМ.

Хранитель истории

Валерий Иосифович Семенков держит в руках фотографию полувековой давности. На ней – Центральный дом культуры, каким его никогда не видели современные устькаменогорцы. Его первая проба, так сказать. Знаешь ли ты, уважаемый читатель, что центральный дом культуры фактически построили дважды? Это ценное фото – тому доказательство.

На старом снимке запечатлен ЦДК, возведенный в 1959 году по первоначальному проекту. Затем большая часть здания была снесена. К тому моменту, когда стены уже возвели, было решено, что заводской клуб на 400 мест слишком мал для быстрорастущего Усть-Каменогорска. Проект переделали. И через три года ЦДК отстроили заново. Здание уже вмещало около тысячи зрителей. Массивные кирпичные колонны, которые видно на переднем плане фотографии, разрушили.

- Это фото сделал известный в свое время фотограф Богословский, - поясняет Валерий Иосифович.

Центральный дом культуры стал для Валерия Семенкова настоящим родным домом. Восьмилетним мальчишкой он бегал с друзьями еще по первой стройке ЦДК. Чуть подрос – отец отправил его в ЦДК в оркестр. Когда Валерий стал взрослым, поступил в ЦДК на службу. Более 30 лет Валерий Иосифович проработал здесь главным художником. Впрочем, свое рабочее время он до сих пор посвящает только ЦДК.

Валерий Семенков собрал огромную фототеку старого Усть-Каменогорска - на целый выставочный зал хватит. Главная забота Валерия Иосифовича – перевести снимки в электронный формат. Есть в коллекции Валерия Семенкова очень редкие и интересные экземпляры. Например, снята набережная Ульбы рядом с ЦДК - асфальт уложили прямо между деревьев.

- А почему деревья не вырубали?

- Думаю, потому что в то время каждое деревце берегли.

К 50-летнему юбилею ЦДК Валерий Иосифович собирает выставочный стенд со старыми снимками своих коллег и творческих коллективов Дома.

- ЦДК - это не один человек, это громадный коллектив, это годы кропотливой интересной работы. Популярным и очень любимым горожанами Дом культуры сделали художественные руководители, преподаватели. Каждый внес свою лепту. Валерий Кудинов, Юрий Виноградов, Галина Коршунова, Анатолий Фомин, Виолетта Эстерле, Анатолий Костюк, Сергей Чибисов, Сергей Дорохин, Галина Горбань, Галина Арбузова и многие другие. Для меня ЦДК, впрочем, как и для всех этих людей, - целая жизнь. Наверное, каждый, кто посвятил себя Усть-Каменогорску, может сказать то же самое. С днем рождения, любимый город!

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней