Мастер из Усть-Каменогорска с помощью бензопилы "извлекает" из деревьев леших и ёжиков в тумане
Сергей Шим умело управляется с бензопилой и "слышит" дерево. Из-под его легкой руки на свет выходят забавные сказочные персонажи, вполне реалистичные лесные жители и всеми любимые мультяшные герои. Мастер рассказал корреспонденту YK-news.kz о том, как работать с цепным инструментом и как бывшие пеньки становятся друзьями человека.
Зимой 2021 года во дворе на улице Протозанова, 1, словно из ниоткуда возникла деревянная фигура. Необычный, но очень забавный сказочный персонаж с большими лапами и выразительным лицом привлек внимание горожан. Прохожие наперебой фотографировали фигуру и делились находкой в социальных сетях.
Автором деревянного изделия оказался Сергей Шим. К слову, его работы устькаменогорцы могли наблюдать и в других частях города. Сказочные персонажи из древесного массива, вышедшие из-под рук мастера, украшают входные группы ресторанов, территории детских садов и базы отдыха. А минувшей зимой изготовленный Сергеем "ледяной" трон с совой был установлен в фотозоне на площади Республики.
Взял юрист бензопилу...
Направление, в котором работает Сергей Шим, называется резьба по дереву бензопилой. По иному — карвинг (Ка́рвинг — искусство художественной резки (из овощей, фруктов, по дереву и т. д.). Но в это ремесло мужчина пришел не сразу. Долгое время он работал в сфере, далекой от творчества.
— По специальности я юрист, в этой сфере и работал. В детстве я окончил художественную школу, наверное, тогда и зародилось желание творить, — объясняет мастер. — Спасибо интернету, который помог мне найти свое направление.
Сергей рассказывает, что именно в интернете впервые увидел фигуры, которые иностранные специалисты выпиливали при помощи одной лишь бензопилы. Посмотрел — и сразу захотел взять в руки инструмент и вступить в схватку с самым большим деревом.
— Бензопила — это быстрый топор. Она позволяет за пару часов создать фигуру, которую раньше мастера с помощью топоров и стамесок создавали месяцами, — с восхищением говорит собеседник. — Моя самая первая работа — медведь. Такой популярный и банальный персонаж. Испокон веков люди из дерева медведей делали. Но я взялся за самого большого, хотел сделать фигуру размером два метра. Фигура получилась непонятной: то ли медведь, то ли обезьяна, смотря с какой стороны глядеть. Все смеялись над этим медведем, и я в том числе. Но друзья и родственники поддержали мои начинания, за что им большое спасибо.
После первой попытки Сергей уже не захотел выпускать пилу из рук.
— Сейчас работаю как индивидуальный предприниматель в направлении "резьба бензопилой". Изготавливаем любые фигуры: начиная от портретов и шаржей, заканчивая ежиками и зайчиками, — перечисляет мастер. — Счет выполненных работ уже идет на сотни. Помогают подмастерья.
Работает мужчина специальной пилой для скоростной резьбы, которую он заказывал в Германии. С виду это обычный инструмент, но при этом он имеет различные насадки, с помощью которых можно выполнять почти ювелирную работу. Например, вырезать человеческий глаз в натуральную величину. К слову, вес бензопилы составляет примерно четыре килограмма.
— Выпиливаю детали, держа инструмент на весу. А иногда и самому приходится буквально висеть. Например, для одного кафе мы делали шестиметрового жирафа. Выпиливали по дереву на корню. Устанавливали строительные леса, залезали на них. Но это довольно опасно. Надо и маленькие детали выпилить, и себе ничего не отрезать, — говорит резчик.
Деревянная душа
Дерево вызывает у мастера особенные эмоции. Оно, по ощущениям Сергея, живое и отзывчивое.
— Дерево мне ближе к душе, с ним можно общаться. Оно, в отличие от камня и железа, живое и податливое. В процессе работы даже может подсказать, где сымпровизировать. Допустим, если я что-то придумал и начал делать, задумка может измениться, когда я попаду "внутрь" дерева. Деревья растут десятилетиями, внутри можно встретить всякое, от дупла до арматуры и камней. Правда, клада мы так и не нашли, — смеется собеседник.
Самые любимые работы у Сергея те, которые он делает по наитию, когда появляется вдохновение. А приходит оно часто после знакомства с работами иностранных мастеров.
— Такое, как делают они, я повторить не могу. Все упирается в материалы. У них там есть огромные секвойи и баобабы. Из них не то что фигуры, из них целые композиции делают, по нескольку фигур сразу, — восхищается мужчина. — Посмотрю на их работы, а потом спускаюсь с небес и делаю то, что позволяют возможности. Например, это может быть ежик в тумане. Вот нравится он мне и все, ну красивый. И мне он нравится даже не как персонаж. Скорее, линии в нем нравятся. Другие, может быть, посмотрят и скажут, что его надо было сделать более курносым, иголочки по-другому выпилить. Ну а для меня он красивый.
А потом такие персонажи отправляются в новый дом — к покупателям. И за свои работы Сергей переживает как за детей. Всегда заботится о том, чтобы в процессе доставки деревянный олень или орел не сломался. Переживает о том, будут ли за деревом правильно ухаживать. Но, как правило, покупают деревянные фигуры такие же ценители материала, как и сам Сергей.
— У нас есть любители дерева. Вот из Алматы звонили недавно. Я смеюсь над ними, говорю: "Вы же не любите дерево, для вас дерево — это дрова". В ответ мне отправляют фотографии — деревянные дома и беседки. Люди любят этот материал и хотят благоустраивать территорию именно деревянными изделиями. У них участок большой, вот понемногу украшаем. Но они сказочных персонажей не любят, предпочитают классические национальные сюжеты, например волков и орлов, — делится мастер.
А для некоторых покупателей деревянный персонаж — это потенциальный друг и собеседник.
— Звонила бабушка из Петропавловска. Нашла меня в интернете. Попросила волка из мультика, который говорит: "Ну ты это, заходи, если что". Сказала, что этот волк — это ее детство и она хочет на кухне сидеть и из окошка на него смотреть. Я ей отвечаю: "Так это и мое детство тоже!" — рассказывает Сергей. — Но там казус получился. Я думал, что она из деревни Петропавловки в Восточном Казахстане, а оказалось, что она в Петропавловске живет. И как к ней отправить тяжелую деревянную фигуру?
Мастер отмечает, заказчиками выступают совершенно разные люди: начиная от бабушек-пенсионерок, которые любят проводить время на даче, и заканчивая крупными предприятиями, которые хотят благоустроить свою территорию или базу отдыха.
И несмотря на то что Сергей занимается окрашиванием изделий, его частенько просят не разрисовывать работы.
— Как я уже говорил, деревянные изделия имеют дух и настроение. Если подходишь к каменному изделию, кроме холода ты ничего не почувствуешь. Пластик, соответственно, мертвый материал. Поэтому многие просят сохранить внешний вид дерева. То есть не закрашивать его. Чтобы было ощущение, что фигура живая, словно только что из леса пришла, — заключает собеседник.
Сказку себе и окружающим
Идея украсить сказочными персонажами собственный двор пришла Сергею спонтанно. Об этом он задумался, когда понял, что на территории запланировано благоустройство.
— Во дворе проходило благоустройство и там спиливали тополя. А я уже чувствую, когда где-то тополя пилить собираются. Ну все, переговорил с КСК, попросил не отпиливать деревья под корень. Зачем некрасивый пенек оставлять? Здесь бабушки сидят все лето на лавочках, я что-то тут для них изображу, — с улыбкой вспоминает резчик.
В результате тополя спилили, оставив пару метров от корня. Вот только руки у мастера до них не доходили два года. Но в один прекрасный день, вдохновившись хорошей погодой, он взял сына и отправился за бензопилой.
— Думал, что начну пилить и соседи придут на звук. Пришли. Я попытался узнать, чего жильцы хотят, вдруг сейчас что-то сделаю, а им не понравится. Но все говорили: "Делай что хочешь", — объясняет Сергей. — А двор у нас проходной, сюда часто заезжают посторонние. Появилась идея сделать охранника — дворового. Так как дерево раздвоенное, у дворового надо было с тыльной стороны большой кусок отрезать. Мне стало жалко просто так материал выбрасывать. Решил второй персонаж сделать. И так как тыльная сторона ствола повернута на лавочки, где бабушки сидят, решил сделать героя с большим ухом, который будет их подслушивать, но немого, чтобы рассказать ничего не мог.
Второй тополь расположен на детской площадке. Сергей намерен в ближайшее время взяться и за него, сделать фигуру на радость детям.
— Появилась идея изобразить сидящего мишку, чтобы дети могли к нему на колени забираться. А на спине у медведя, может быть, Маша поместится. Будут Маша и Миша, — делится задумками Сергей.
О том, что дети любят лазать по деревянным фигурам, мастер знает не понаслышке. Он сам — отец двоих детей. И если сын-подросток интереса к сказочным героям не питает, то дочка в силу возраста проникается к ним особенной симпатией.
— Ей нравится. Если она приходит ко мне на базу и там есть готовые фигуры, она не успокоится, пока не полежит и не посидит на них. С некоторыми фигурами она обнимается, — улыбается собеседник.
На вопрос о том, планирует ли он брать учеников или передавать свои знания детям, Сергей отвечает отрицательно. Мастер уточняет, резьба бензопилой относится к специфичным видам творчества. Кроме того, это довольно опасно и сложно.
— Многим интересно, но не всем это ремесло подходит, — считает Сергей Шим. — Со стороны кажется, что все очень просто. Люди смотрят, как я работаю, а потом приходят и просят научить. Я всем советую научиться для начала работать с бензопилой. Люди ее в руки берут, вроде ничего сложного. Потом включают, слышат этот рык… Некоторые, когда пила начинала газовать, просто пугались и бросали инструмент.
Елизавета Седых
Фото из личного архива Сергея Шима