Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
10 октября 2020
Сейчас читают:

Кто построит мост через Бухтарминское море?

Кто построит мост через Бухтарминское море?
Мост соединит Кокпектинский и Курчумский районы. И решит огромную транспортную проблему

В конце августа завершился конкурс на строительство важнейшего инфраструктурного объекта в ВКО. Победителем вышла компания из города Атырау. Какие средства выделены на возведение переправы? Сколько времени отпущено на её наведение и кому поручено её построить, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Долго или опасно

Разговоры о необходимости моста через водохранилище ведутся уже не первый год. В летнее время сообщение между Кокпектинским и Курчумским районами осуществляет паромная переправа "Кызыл Ту". Переправу обслуживают два парома, которые нередко выходят из строя. И тогда ожидание в очереди для автомобилистов растягивается на несколько часов. Длиннейшая пробка выстраивается под палящим солнцем или проливным дождём. Нынешним летом такая ситуация сложилась 7 августа. 

В зимний период автомашины пересекают водохранилище по льду. Этот способ сопряжён с немалым риском. Гибель людей и уход машин под лёд только за последнее десятилетие неоднократно происходили в 2011, 2014, 2015, 2018, 2019 годах.

В межсезонье районы и вовсе оказываются отрезанными друг от друга. Приходится делать огромный крюк через водохранилище. Расстояние от Усть-Каменогорска до Курчума через переправу составляет 205 километров. Дорога в объезд через город Алтай увеличивается почти вдвое, через Зайсан более чем втрое. Это большая проблема для жителей Курчумского района, которых насчитывается свыше 24 тысяч человек. Сложности связи с областным центром усложняют работу предприятий района.

Переправе быть?

Намерение соединить мостом Кокпектинский и Курчумский районы неоднократно выражал аким ВКО Даниал Ахметов. Ещё в 2016 году на международном форуме инвесторов "Altai Invest 2016" одной из первостепенных задач было привлечь к этому проекту крупные иностранные фирмы.

— Концессионный проект "Строительство мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе" позволит улучшить условия организации безопасного движения в любое время года и увеличить грузопоток, — делился планами Даниал Ахметов. — Мы планируем привлечь инвесторов, которым будет интересен проект разработки и освоения крупного месторождения меди в районе. Мы подготовили технико-экономическое обоснование, сделали расчеты, ждем ответа от инвесторов.

Первоначально интерес к проекту проявили японские, китайские и турецкие фирмы. Препятствием на пути международного сотрудничества стала долговременность проекта. Ведь за период строительства могла существенно измениться стоимость материалов и работ. Иностранцы не решились идти на такой инвестиционный риск.

В 2017 году была подготовлена проектно-сметная документация, но денег для строительства по-прежнему не было. Этот вопрос взяло на себя государство. В прошлом году строительство самого длинного в республике моста одобрил Президент РК Касым-Жомарт Токаев. 19 сентября 2019 года он дал распоряжение акимату области рассмотреть вопрос финансирования. 

— На реализацию проекта из областного бюджета уже выделено 500 миллионов тенге, — сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов. — Мы не будем ждать средства из республиканского бюджета. На эту сумму будет вестись обустройство строительного участка, мобилизация техники, то есть подготовительные работы. По проектно-сметной документации срок реализации — три года.

Первоначально стоимость проекта была определена в 30,2 миллиарда тенге. При этом стоимость проекта была рассчитана с учётом курса доллара и евро трёхлетней давности.

В июле 2020 года объявили конкурс, призванный определить подрядчика, которому будет поручен этот важный и сложный проект. Но цена вопроса изменилась в меньшую сторону. Сумма лота составила 26 миллиардов 232 миллиона 713 тысяч тенге.

В назначенные сроки тендер не состоялся. Заявку на участие подавали две компании: ТОО "Казахдорстрой" и ТОО "Bazis Construction". Комиссия признала обе компании не соответствующими квалификационным требованиям.

Повторный конкурс состоялся в сентябре. В нём участвовали две фирмы из ВКО (ТОО "ОблШығысЖол" и ТОО "Service СМУ"), две столичные компании (ТОО Казстройподряд" и ТОО "Казахдорстрой") и одна фирма из Западного Казахстана (ТОО "Атырауинжстрой-АИС"). Комиссия признала победителем компанию из Атырау, которая, согласно протоколу итогов конкурса, взялась построить мост за 22 миллиарда 901 миллион 158 тысяч тенге.

Однако на этом конкурсная эпопея не закончилась. Итоги конкурса опротестовала одна из проигравших компаний ТОО "Service СМУ", которая в своём заявлении указала, что у компании-победителя в заявке отсутствует лицензия на подводно-технические работы и работы на шельфе.

Как ни странно, опротестовал итоги конкурса и сам победитель. ТОО "Атырауинжстрой-АИС" считает, что конкурсная комиссия неправильно рассчитала сумму условной скидки.

Означает ли это, что итоги тендера могут быть пересмотрены?

Между тем строительство мостового перехода необходимо начать как можно скорее. ПСД проекта составлялась в 2017 году, срок госэкспертизы по проекту истекает 8 декабря 2020 года.

Знакомьтесь победитель!

Мы поинтересовались, что представляет собой компания, выигравшая столь важный для нашей области подряд. На страничке компании в фейсбуке говорится:

"ТОО "Атырауинжстрой" основано в 1999 году. Фактически компания первой начала строить дороги в Атырау независимого Казахстана. Наш актив — это строительство и ремонт более 97 процентов всех автомобильных дорог города. Компания выполнила сотни крупных общественно значимых проектов в городе Атырау и Атырауской области и сыграла значительную роль в становлении "нефтяной столицы" Евразии". 

Опыт работы мостостроения у фирмы также имеется. С 2014 по 2018 год она возводила мостовой переход через реку Урал в селе Махамбет в родной Атырауской области. Протяжённость автомобильного моста составила 860 метров. Стоимость проекта 9,4 миллиарда тенге, выделенных из областного и республиканского бюджетов. Мост был сдан в эксплуатацию в ноябре 2018 года. Эту стройку активно освещали областные и республиканские СМИ. В мае нынешнего года мост в селе Махамбет снова оказался в центре внимания, только по другой причине. 17 мая сильный ливень размыл предмостовую насыпь. В пресс-релизе, опубликованном компанией 29 мая, говорилось:

"Разрыв асфальтового слоя на пешеходном тротуаре и промоина в грунтовой боковине на спуске проезжей части, образовавшиеся после сильного ливня 17 мая, никак не повлияли на безопасность моста. Сам мост и его подходы (подъездные пути), их конструктивная часть, несущая способность не пострадали и технически не могут пострадать из-за погодных явлений".

Нынешним летом ТОО "Атырауинжстрой-АИС" ликвидировало недочёты этого строительства.

Ещё один скандальный эпизод в истории компании оказался связан со строительством дорог в двух микрорайонах Атырау, где сквозь асфальт, уложенный компанией только прошлой осенью, начала прорастать верблюжья колючка. Компания объяснила это тем, что заказчик не заложил в проект строительства дороги стоимость геомембраны. В результате строителям пришлось нынешней весной вскрывать асфальт, травить растительность, а затем восстанавливать дорожное покрытие. Что греха таить, эти мелочи несколько портят репутацию генподрядчика нашей великой стройки.

Теперь компании, находящейся на другом конце страны, предстоит за три года навести переправу в Курчумском районе ВКО. Место строительства определено в районе села Куйган, где водохранилище имеет наименьшую ширину. Протяжённость двухполосного моста на этом участке должна составить 1300 метров. Планируемая ширина 13 метров. К работам будет привлечён субподрядчик ТОО "KazConstruction-NS", у которого, согласно заявлению генерального подрядчика, опубликованному на сайте госзакупок, имеются все виды лицензий, необходимые для производства работ.

Надежды и сомнения

Сегодня мечта о переправе через море обретает наконец очертания реального проекта. Но перед началом такой масштабной стройки неминуемы сомнения: всё ли пройдёт по плану? Прежде всего тревожит удалённость генерального подрядчика от места строительства. Представляет ли победитель конкурса весь масштаб трудностей, сопряжённых с реализацией такого проекта? И это не только особенности климата, сложности подводных работ, беспокойный нрав нашего рукотворного моря. Фирме из Атырау не впервой вести крупные проекты, но до сих пор большинство из них осуществлялось в пределах её родной области. Не возникнет ли у строителей перебоев с техникой и материалами? Не станут же их возить с запада Казахстана. Сумеет ли генподрядчик нанять достаточное количество рабочих? Ведь их зачастую не хватает даже местным фирмам. К слову, именно эта проблема тормозит сейчас окончание реконструкции многострадальной улицы Тогас в Усть-Каменогорске.

Другая тревога связана с тем, что изначальная стоимость проекта была существенно снижена. И это притом, что за три года инфляция существенно изменила стоимость материалов. Хватит ли выделяемых денег? И не повторится ли печальная ситуация, которая уже неоднократно бывала с крупными проектами в областном центре? На память приходят работы по реконструкции Иртышского моста и проспекта Сатпаева, которые надолго останавливались из-за пересмотра стоимости проектов. А ведь разработка новой ПСД автоматически сделает проект существенно дороже.

Этот мост очень нужен нашей области. Именно поэтому он постоянно будет в центре внимания СМИ и общественности. Хотелось бы, чтобы через три года мы имели прямую дорогу в отдалённые районы, а не долгострой, отягощённый долгами и судами. Мы будем следить за развитием ситуации.

Ирина Плотникова
Фото автора

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней