Коммунальщики вскрыли могильник радиоактивных отходов в Студгородке
В районе Восточно-Казахстанского государственного технического университета имени Д. Серикбаева полным ходом идут ремонтные работы. Сотрудники АО «Усть-Каменогорские Тепловые сети» выкопали траншеи и меняют прохудившийся трубопровод. На рабочих обычная роба, трудовой день длится стандартные восемь часов, а вокруг участка вы не увидите никаких специальных предупреждений. И это при том, что фактически работы ведутся прямо над могильником радиоактивных отходов, который вот уже 70 лет остается грязным пятном на карте города.
Посадили пятно
Мы неоднократно писали о так называемых радиационных пятнах, которых в Усть-Каменогорске насчитывается не один десяток.
По данным департамента охраны общественного здоровья ВКО, загрязнение почвы и грунтов в районе нынешнего Студгородка появилось еще в 40 — 50-х годах прошлого века. Там складировали отходы редкометалльного производства доводочных фабрик бывшего треста «Калбаолово». Впоследствии зараженная радиацией почва попала с транспортом и стройматериалами в другие районы областного центра.
В 2005 году в Усть-Каменогорске составляли экологический паспорт города. Тогда специалисты провели ревизию всех имеющихся материалов радиоэкологических работ. Полученные данные, по информации управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО, свели в единый Кадастр радиоактивных аномалий и источников ионизирующего облучения.
В него вошли 206 участков в областном центре. Большая часть из них находятся на территории промышленной зоны, другие оказались в жилых районах, на территории школ, детских садов и во дворах горожан.
В период с 2006 по 2016 год, по данным управления, специалисты очистили восемь участков в селитебной зоне. Теперь в жилых кварталах Усть-Каменогорска осталось 13 радиационных пятен. Остальные находятся в пределах санитарно-защитных зон предприятий и не входят в число приоритетных.
Однозначно ответить на вопрос об опасности, которую представляют зараженные участки, в компетентных органах не смогли.
«В настоящее время достоверные показатели, характеризующие коллективные и индивидуальные дозы, получаемые населением при пребывании на территории радиоактивного загрязнения, отсутствуют, так как целенаправленных исследований в данном направлении, по нашим сведениям, не проводилось, — значится в официальном ответе управления природных ресурсов и регулирования природопользования. — В основе предварительного сценария лежат два фактора, не вызывающих сомнения, — облучение гамма-квантами и внутреннее облучение посредством ингаляции радиоактивных газов, а именно радона-222».
Если коротко, оба этих фактора, влияние которых на данном участке доказано наверняка, при достаточно сильном воздействии на организм человека могут вызывать необратимые изменения и мутации в клетках, лучевую болезнь и рак.
Не будите лихо!
Загрязненный участок возле ВКГТУ по своей природе не что иное, как настоящий радиационный могильник, считают специалисты.
— На поверхности земли мы можем зафиксировать точечные участки с превышением радиации, — комментирует главный специалист отдела радиационных исследований ВК филиала ТОО «Экосервис-С» Евгений Белявцев. — Но есть достаточные основания полагать, что под слоем грунта находится единое пятно загрязнения, площадь которого, по нашим подсчетам, составляет около восьми гектаров. Возможно, на более глубоких слоях — еще больше.
Опасение вызывает не только само наличие загрязнения, но и дальнейшее развитие ситуации.
— Во время исследований в девяностые годы было установлено, что радионуклиды переходят в водные формы, — продолжает специалист. — Глубина загрязнения почвы в Студгородке составляет примерно три — четыре метра. Уровень залегания подземных вод в этом районе не намного глубже — пять — шесть метров. А дальше они текут в сторону Октябрьского водозабора. Кроме того, в 2004 году на участке в районе технического университета проводили съемку и выяснили, что земля тут «дышит» радоном. Этот газ выходит на поверхность.
Между тем отмечается и положительная тенденция, обнадеживают экологи.
— Ситуация меняется со временем, в 1990-х годах была одна картина, в начале 2000-х — другая, — объясняет господин Белявцев. — Происходит перекрытие радиационного пятна, на отдельные участки завозят плодородную почву, высаживают газон. Все это способствует снижению уровня излучения на поверхности земли.
Для того чтобы очистить территорию, нужно полностью вывезти весь зараженный грунт, соблюдая специальные меры безопасности, и захоронить его.
Вряд ли это возможно в ближайшее время. По данным управления природных ресурсов, стоимость захоронения одного кубометра твердых радиоактивных отходов составляет примерно 800 тысяч тенге.
По самым скромным подсчетам пятилетней давности, на ликвидацию радиационных пятен в Усть-Каменогорске нужно около миллиарда тенге. Такую ношу силами местного бюджета не потянуть. В этом году, например, на ликвидацию выявленных очагов загрязнения из казны выделили 49,5 миллиона тенге. По меркам существующей проблемы, конечно, лишь капля в море.
И это не говоря о том, что перед ликвидацией необходимы тщательное изучение пятна, точное определение его границ и соответствующая подготовительная работа. Все эти факторы заставляют специалистов задуматься: а не лучше ли не вытаскивать на поверхность прикрытую дорогами и газонами проблему?
Техника без опасности?
Рабочие Усть-Каменогорских Теплосетей меняют прохудившийся трубопровод, не подозревая, что ведут работы фактически на радиационном могильнике |
Застарелая беда так и осталась бы в забытье, если бы на участке у университета не начали раскапывать траншею. Оказалось, что Усть-Каменогорские Тепловые сети начали ремонт трубопровода на этом участке. На запрос редакции о мерах обеспечения радиационной безопасности на предприятии пояснили, что о наличии радиационного пятна даже и не знали.
«Ввиду отсутствия официальной информации о наличии радиационного фона дополнительные меры радиационной безопасности при проведении работ не выполнялись», — ответили в АО «УК ТС».
При этом коммунальщики сообщили, что отложить ремонт нельзя, потому что в ходе обследования выяснилось, что трубы, прослужившие больше 20 лет, срочно нуждаются в замене. Больше того, работы на этом участке Тепловые сети уже проводили в 2006, 2008 и 2010 годах. Так же безо всякой оглядки на радиационное загрязнение земли.
Нынешний ремонт начался 15 мая и продлится до 11 августа. В это время на участке, по данным предприятия, будут задействованы 8 - 10 человек и пять единиц техники. Обнадеживает тот факт, что при проведении ремонта не планируется перевозить зараженный грунт в другие районы города.
После обращения редакции в департамент охраны общественного здоровья по ВКО на место проведения работ направили специалистов Национального центра экспертизы.
«На поверхности участка уровень гамма-излучения составлял 0,2 — 0,4 микрозиверта в час. Согласно данным мониторинговых исследований, в 2016 году уровень фона для Усть-Каменогорска составлял 0,1 — 0,23 микрозиверта в час. По результатам измерений 1 июля 2017 года установлено, что мощность дозы в разных точках на поверхности отвала и траншеи теплотрассы составляет от 0,18 до 0,72 микрозиверта в час», — сообщили в департаменте.
То есть, вырыв неглубокую траншею, коммунальщики увеличили уровень излучения практически вдвое. При этом, согласно санитарно-экологическим требованиям, эффективная доза излучения для персонала не должна превышать 5 микрозивертов в год или 2,5 микрозиверт в час.
Несмотря на то что доза облучения в районе теплотрассы не превышает допустимую, департамент охраны общественного здоровья по ВКО рекомендовал Тепловым сетям использовать средства индивидуальной защиты и спецодежду при работе на этом участке.
***
Пока не известно, прислушаются ли коммунальщики к рекомендации санитарных служб. Ведь по большому счету выполнение этих мер сейчас скорее право, чем обязанность предприятия.
Официально участок у университета никаким особым статусом не наделен. И это несмотря на то, что многолетние исследования подтверждают очевидный факт — земля у одного из крупнейших вузов региона радиоактивная и представляет потенциальную опасность для здоровья горожан.
Зарина Жумагалиева, Юрий Бурых