Как ребята с особенностями развития покоряют горы и чего они ждут от жизни
Недавно в Усть-Каменогорске состоялась необычная турпоездка — больше двух десятков детей выехали за город. Что в этом особенного, спросите вы? Многие из ребят впервые в жизни побывали на природе. Мешало нездоровье. У всех участников похода установлена инвалидность. Для некоторых пройти без опоры пару шагов — серьезное достижение. Они спотыкаются, падают, отказываются от помощи посторонних и сами поднимаются на ноги. К нерядовому турпоходу присоединился и корреспондент YK-news.kz.
Организовать такую поездку решила ассоциация "Экосогласие". Финансирование проекта обеспечил фонд первого Президента — Лидера нации.
— Мы не задумываемся о том, что сотни детей-инвалидов годами не покидают своей квартиры или выходят на улицу лишь изредка, — говорит председатель ассоциации Татьяна Чернышова. — А ведь многие из них вполне могут жить нормальной жизнью — надо только обеспечить такую возможность.
Турпоход длился два дня. Сначала путешественники направились в Ак-Баур — одно из самых знаменитых мест в ВКО. Многие с удовольствием поднимались на скалы древней обсерватории. Ребята, которым такие подвиги не под силу, удобно расположились у подножия комплекса.
Участники похода рассказали корреспонденту YK-news.kz о том, что их тревожит и на что они надеются.
Даниил Тыщенко, 15 лет
— Даже высокая ступенька для меня — серьезный вызов, — говорит Данил Тыщенко. — Но я отношусь к этому спокойно. Перед каждым человеком встают препятствия, для меня преграда — высота.
Данил упорно шагает к своей цели: перейти от костылей к трости, стать юристом, а затем парламентарием и заменить все негодные пандусы на хорошие |
Данилу сложно идти, ладони не выдерживают напряжения, он роняет костыли, а затем падает сам. Окружающие спешат помочь, девятилетняя сестра Женя, которая сопровождает брата в поездке, тоже протягивает ему руку. Он вежливо отстраняет всех.
— Я в семье самый старший, — отрезает Данил. — Я должен поддерживать младших сестру и брата, а не наоборот.
У Данила ДЦП, и каждый шаг для него — это подвиг.
— Мама родила меня в 18 лет, — говорит Данил. — Через пару лет от рака умер отец. Маме пришлось воспитывать меня одной. Мне сделали пять операций, но я почти не держался на ногах. Потом в моей жизни появился отчим, который заменил отца. Когда мне было 11 лет, папа подвел меня к окну и сказал: "Если ты не встанешь, этот большой город навсегда останется для тебя только кусочком пейзажа в окне". На меня подействовали эти слова. Каждый день я тренировался ходить на костылях. Самым сложным оказалось накачать руки. Мне было приятно видеть свои успехи и одобрение в глазах отца. Я научился ходить.
Достигнув одной цели, Данил поставил себе две другие.
— Я должен перейти к трости, — делится Данил. — Каждый день я прохожу несколько шагов без опоры. Я даже стал перешагивать через бордюры. После такого "комплекса упражнений" приходится стирать рубашку, она вся мокрая от пота. Мне должны сделать еще одну операцию, думаю, после этого станет легче. Еще я хочу стать юристом. Читаю кодексы, изучаю ораторское мастерство.
Есть у Данила и более смелые мечты. Может быть, когда-нибудь он станет депутатом Парламента.
— Тогда я заменю все плохие пандусы на хорошие, — говорит Данил. — Современные пандусы для инвалидов — просто Эверест. Еще постараюсь изменить общественное сознание, чтобы таких, как я, нормально воспринимали.
— Что ты отвечаешь, когда слышишь насмешки или оскорбления?
— Ничего. Зачем обращать внимание на бездельников? Я знаю, что непременно выйду из дома под руку с красивой женой, с детьми и сяду в свою машину. Я этого добьюсь.
Маргарита Насонова, 16 лет
На второй день юные путешественники отправились в Аблайинкит — буддийский храм XVII века. На этот раз к группе присоединилась Маргарита — одноклассница и друг Данила. Так же, как и он, она страдает ДЦП. Вместе они посещают школу № 19, где созданы условия для обучения ребят с ограниченными возможностями. Если у Данила главная проблемная зона — это ноги, то у Маргариты — руки. Пальцы не слушаются девушку. Маргарита нашла выход из положения. Она делает все ногами.
— Я пишу, держа ручку пальцами ног, — говорит Маргарита. — Печатаю стопами на ноутбуке. Когда стала подростком, то начала красить глаза, зажимая кисточки пальцами ног.
Как и у Данила, у нее есть заветная мечта. Маргарита хочет стать режиссером.
— Для этого я много читаю, — говорит девушка. — Сейчас мама надоумила меня взяться за Жюля Верна. Иногда я сижу за книгой и представляю себе, как поставила бы по ней спектакль. Это очень увлекательно!
Мама Маргариты рада за дочку и переживает за нее.
— В нашем городе учиться на режиссера невозможно, — сетует Кристина. — Это не единственная проблема. При проектировании зданий и мест отдыха никто и никогда не задумывается, что туда может прийти инвалид. Речь о прикладных вещах: уборной, лестницах, дверных проемах. Хорошо, хоть в школе, которую посещает дочка, созданы условия для таких учеников. Однако я вижу, что люди с ограниченными возможностями стали более активными. Значит, скоро на их проблемы будут обращать больше внимания. Мне радостно сознавать, что моя дочь в числе тех, кто не согласен сидеть в четырех стенах из-за своего диагноза.
Виктория Белкова, 12 лет
Побродить по развалинам буддийского монастыря приехала и Вика Белкова со своей бабушкой Людмилой Симандуевой. Вика приветливо здоровается с каждым встречным, даже если видела его всего лишь несколько минут назад. Она расторопно помогает бабушке по хозяйству. Однако считать девочка умеет только до пяти, чтение и письмо для нее — китайская грамота. Это следствие микроцефалии (Викин головной мозг меньше, чем у других людей).
— Одна из моих дочерей умерла при родах, оставив двоих детей, — с горечью говорит Людмила Симандуева. — Я забрала внуков. Старшему исполнилось 20 лет. У Вики, к сожалению, всю жизнь будет детское сознание. Например, она не может посчитать морковку, которую я прошу принести.
Зато у Вики есть черты, не слишком характерные для подростков: аккуратность и исполнительность.
— Вика моет посуду так тщательно, будто ей деньги заплатят, — рассказывает Людмила Ивановна. — Конечно, я переживаю за будущее девочки. Уверена, что мои внуки не оставят Вику. В нашей семье не принято бросать своих. Но мне бы очень хотелось, чтобы в городе была организация, где людям с таким диагнозом давали бы простую работу, например, мыть посуду. Вика прекрасно с этим справляется, и у нее был бы небольшой заработок.
Путешествие показало, что ребята с ограниченными возможностями и их родители с радостью отзываются на такие инициативы.
— Сначала предусмотрели участие двух десятков детей, — отмечает Татьяна Чернышова. — Поехало 24 ребенка. Это свидетельствует о том, что проект надо продолжать и приниматься за другие. У ребят должно быть нормальное детство и будущее.
Людмила Симандуева тоже поделилась своими эмоциями от тура.
— У всех родителей детей-инвалидов в глубине души есть боль и тревога за своих ребятишек, — рассказывает Людмила Ивановна. — После таких поездок крепнет надежда, что общество меняется и что нашим детям будет на кого опереться, когда нас не станет.
Елена Балова
Фото автора