Включите JavaScript в настройках браузера.
2 апреля 2017
Сейчас читают:

Как обезопасить себя от возможных неприятностей, связанных с банковскими карточками

Как обезопасить себя от возможных неприятностей, связанных с банковскими карточками

Банковские карточки — земля неизведанная даже для тех, кто ими постоянно пользуется. А клиентов из старшего поколения этот кусочек пластика и вовсе пугает. Что делать, если банкомат вдруг "съест" карту? А если он выдаст не ту сумму? Чем грозит владельцу потеря карты? И если вы вдруг забудете свой ПИН-код — деньги так и останутся в банке? Порой кажется, что даже гадальные карты скрывают в себе меньше тайн, чем пластиковые банковские. Сегодня YK-news.kz откроет некоторые секреты платежных карточек.

Что делать, если вы потеряли карту?

Обнаружили пропажу банковской карты — немедленно звоните в банк. Можно даже не звонить, а отправить СМС или заблокировать карту через систему интернет-банкинга. Все необходимые для этого номера имеет смысл забить в память телефона. Нет нужного номера? Загляните на сайт банка (там все указано), как вариант — зайдите в отделение своего банка или даже просто в любой банк, который работает с пластиковыми картами. Вам непременно помогут.

Пока будете дозваниваться в сервисную службу, приготовьтесь назвать номер ИИН (одиннадцать цифр мелким шрифтом указаны внизу на лицевой стороне удостоверения личности) и кодовое слово, которое вы придумали при заключении договора. Забыли кодовое слово? Припомните хотя бы дату последней транзакции по карте и сумму, которую вы снимали с карты. Работнику банка надо убедиться, что вы действительно владелец, а не шутник, который завладел чужой картой.

С того момента как вы сообщили в банк об утере, он несет ответственность за любые платежи, которые могут быть совершены по этой карточке. Эта ситуация подробно описана в Законе "О платежах и платежных системах".

Что делать, если с карточки пропали деньги?

Если потерянной вами картой кто-то все же успел расплатиться, деньги, теоретически, можно вернуть. По уже упомянутому Закону "О платежах и платежных системах" (пункт 8 статьи 40), банк по вашему заявлению должен установить факт несанкционированного платежа и в течение 15 календарных дней возместить сумму по несанкционированной операции или ответить обоснованным отказом. Если потребуется дополнительное расследование, у банка есть 30 календарных дней на ответ по операциям внутри страны и 60 — по операциям, совершенным за рубежом.

Причем по закону отказ может быть дан на основании выявленных фактов, которые свидетельствуют: владелец карточки нарушал правила ее использования. Например, открыл кому-нибудь секрет ПИН-кода.

Тем не менее в сервисной службе того же Казкоммерцбанка подтвердили: возместить снятые с утерянной карты суммы возможно. Для этого сразу же после обнаружения пропажи надо написать заявление в банк и в полицию (не забудьте получить в банке выписку о произведенных платежах). Причем временной фактор тут — важнейший.

В подобных ситуациях услуга СМС-банкинга может оказаться весьма полезной (она есть во всех банках). Подключите ее заранее, и при любых движениях по счету вам в ту же минуту придет сообщение в виде СМС. Если удастся доказать, что не вы совершали платеж по потерянной карте и несанкционированная операция произошла не по вашей вине, банк должен возместить потраченные суммы.

Чем грозит потеря карты?

Снять деньги с карты, не зная ПИН-кода, невозможно: уже после трех неверных попыток в банкомате карточка блокируется автоматически. А вот рассчитаться ею в кафе или магазине, где не требуют введения ПИН-кода, — вполне реальный вариант. Да и при платежах в интернете три цифры на оборотной стороне карточки легко заменят секретный код.

Чтобы уберечься от потери денег в этом последнем случае, надо получить в банке код 3-D Secure, советуют нам в сервисной службе Казкоммерцбанка. Тогда при расчетах через интернет система запросит с вас дополнительный одноразовый пароль, который вам вышлют в виде СМС. Правда, надо иметь в виду, что не все интернет-магазины поддерживают систему 3-D Secure, а значит, эта мера не всегда способна полностью защитить вас от несанкционированных платежей в интернете.

Что делать, если банкомат выдал не ту сумму, которую вы у него затребовали, или вовсе не дал денег?

В каждом банке по разным видам карт существует свой лимит выдачи наличных в сутки. Если вы запросили больше — денег не будет. Уточнить сумму суточного лимита можно по телефону службы техподдержки, указанному на оборотной стороне карты.

Если же вы сосчитали полученные деньги и обнаружили, что их меньше того, что вы ожидали, — не суетитесь. Случай крайне маловероятный, и все же:

Проверьте чек, полученный в банкомате, — вы действительно нажали те кнопки, которые хотели?

Если вы опасаетесь, что имело место недоразумение, — стойте где стоите. Большинство банкоматов оснащено видеокамерами. Ваши действия можно будет доказать при помощи видеозаписи, если вы проверили полученную наличность "не отходя от кассы". Показания свидетелей, если они есть, тоже не помешают.

Суммы в чеке и у вас в руках не совпадают? Пишите заявление в банк. Но сначала позвоните в службу сервиса (номер телефона указан на банкомате), опишите ситуацию и следуйте инструкциям. Как нам сообщили в сервисной службе Банка ЦентрКредит, подобные ситуации маловероятны, но по вашему заявлению обязательно проведут расследование и после инкассации банкомата определят, не осталась ли в аппарате недополученная сумма.

Что делать, если банк выдал деньги, а вы забыли их забрать?

Говорят, это настолько обычная история, что Казкоммерцбанк в конце прошлого года даже изменил схему работы банкомата: теперь машина сначала выдает деньги, а потом — карту. Если подобное случилось и с вами, обратитесь в ближайшее отделение банка с заявлением, в котором укажите время авторизации и оставленную сумму. Банк проведет инкассацию — и вернут вам ваши кровные. Обычно оставшиеся в прорези деньги через некоторое время втягиваются внутрь и остаются в особом отделении внутри машины. Если же лишних банкнот не обнаружат, стоит написать заявление в полицию. Это будет означать, что деньги, вероятно, забрал кто-то другой. А вопросами незаконного присвоения денег должна заниматься полиция.

Что делать, если автомат "съел" мою карту?

Если вы вставили карточку в прорезь банкомата, ввели требуемые данные, а машина не вернула вам ваш пластик, стоит немного подождать. Возможно, аппарат просто подвисает. Но если на экране появилась надпись, которая свидетельствует, что банкомат готов работать с новым клиентом, пора бить тревогу.

Причин, по которым банкомат задержал карточку, может быть несколько. Самая частая из них — вы не успели вовремя вынуть карту из прорези. Программа работает так, что через определенное время банкомат снова втянет оставленную карту внутрь — на случай, если хозяин забыл ее. Другая — банкомат сломался. Такое случается крайне редко, но ведь и незаряженное ружье, бывает, стреляет.

Какой бы ни была причина, действовать надо четко:

  1. Взгляните на часы. Понадобится писать заявление в банк с просьбой вернуть карту — точное время вашей авторизации не помешает.
  2. На каждом банкомате указан телефон сервисной службы. Звоните: если сервисная служба не прояснит ситуацию, то хотя бы заблокирует карту (потом ее можно будет снова разблокировать).
  3. Отправляйтесь в ближайшее отделение своего банка (или банка, к которому относится прожорливый банкомат) и пишите соответствующее заявление. Там разберутся и после расследования выдадут вам вашу собственность. Закон РК от 26.07.2016 № 11-VI ЗРК "О платежах и платежных системах" определяет сроки ответа на запрос клиента "в срок, установленный договором, но не более 30 календарных дней со дня получения таких заявлений, а также не более 45 календарных дней со дня получения заявлений в случае использования платежной карточки за рубежом". Не забывайте также о Законе "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц", который дает должностным лицам 15 дней на подготовку ответа по любым обращениям.

Что делать, если вы забыли ПИН-код и не можете его вспомнить?

Единственный выход — перевыпустить карту. ПИН-код неизвестен даже сотрудникам банка (и они не имеют права спрашивать его у вас ни при каких обстоятельствах). При перевыпуске карты сумма на счете будет зачислена на новую карточку с новым ПИН-кодом. Тут стоить напомнить о совете, который не устают повторять в банках: забыть ПИН-код — неприятно, но все же это лучше, чем писать его на самой карте. Этого делать ни в коем случае нельзя.

Кстати, клиент вправе самостоятельно поменять свой ПИН-код (если не утерян старый) и установить такой, который легче запомнить. На сайте Народного банка Казахстана выложена подробная инструкция на сей счет. Это делается прямо в банкомате, услуга платная.

Ольга Пинэко-Скворцова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней